ГоловнаСуспільствоНаука і релігія

Интернет побеждает космос

В своем последнем полете Discovery доставит на МКС в числе прочего и человекоподобного робота по имени Робонавт Второй. Очень символический груз для последнего полета челнока Discovery и для предпоследнего полета по программе «Спейс Шаттл» вообще.

Интернет побеждает космос
Фото: www.nasa.gov

В июне этого года, как только космический корабль «Атлантис» коснется Земли, программа «Спейс Шаттл» будет завершена. Позади останутся 135 миссий в космосе, самая дорогая в истории человечества космическая программа, две аварии и четырнадцать жизней. А также эра пилотируемых полетов в американской космонавтике. После вывода из эксплуатации шаттлов в США не будет пилотируемых космических кораблей вообще.

Атлантис
Атлантис

Возможность доставки человека к МКС сохранит лишь реликт советской космонавтики, космический корабль серии «Союз-ТМА», модернизированный в 2003 году, но по сути остающийся все тем же одноразовым «Союзом», на котором летали еще Джанибеков и Гречко. Не будь МКС – «Союзы» были бы давно проданы на аукционе «Сотбис», как космический корабль Гагарина, или же ржавели бы на заднем дворе Института космических исследований, как один из советских луноходов. Похоже, что проект международной космической станции поддерживает жизнь пилотируемым кораблям на манер аппарата искусственного дыхания.

Союз-ТМА
Союз-ТМА

Пилотируемая космонавтика переживает упадок. Вспомним, как скоропостижно была свернула американская «лунная» программа. Как не были реализованы советские и американские планы по пилотируемому полету на Марс. И как остались в мечтах постоянные обитаемые станции на Луне.

Удивительно, но сегодня человеку действительно нечего делать в космосе. Попросту нет таких задач на орбите, которые бы не решались без человеческого присутствия. И постепенное сворачивание программ пилотируемых полетов основными космическими игроками - лишь отражение этого факта.

Надо признать, что пребывание человека в космосе всегда было вещью в себе. Первый полет Гагарина ценен просто фактом свершения и демонстрацией возможностей. Демонстрацией возможностей человечества в целом, не только государственной системы. Естественно, что политическая и, как сказали бы сегодня, пиар-составляющая этого полета многократно перевешивали любые научные выгоды от него. Однако первый полет был таким достижением в информационном смысле, которое уже невозможно перешибить ничем. Впоследствии политические выгоды от пребывания человека в космосе стремительно убывали, лишь пережив некоторый всплеск от маленького шага человека по Луне. Синхронно с уменьшением политического эффекта теряли интерес к космосу и политики.

Фото: www.liis.lv

Люди учились выживать в невесомости, проводили техническое обслуживание своих космических обиталищ, фотографировали Землю через иллюминатор и периодически занимались научными экспериментами. Большинство из этих экспериментов вполне могла бы сделать автоматика, но раз уж мы забросили на орбиту много тонн металла для защиты двух-трех человек, то почему бы не сэкономить на электронике и не поручить людям сделать несложные манипуляции с научным оборудованием?

Фото: EPA/UPG

Кроме того, люди готовились воевать в космосе. Не секрет, что военные миссии были одним из основных обоснований программы «Спейс Шаттл», а орбитальная станция «Салют» в девичестве называлась «Алмаз» и разрабатывалась для ведения фото- и радиотехнической разведки, а также управления из космоса наземной военной техникой. На «алмазах» даже предполагалось оборонительное вооружение для защиты от неприятеля. Впрочем, советские орбитальные станции имели свой аналоги и за океаном, проект Manned Orbiting Laboratory предполагал ровно те же функции и для американских станций.

Однако со временем выяснилось, что и воевать в космосе лучше автоматам, а не людям. Убрав человека с борта космического аппарата, конструкторы спутников-шпионов резко сократили их вес и стоимость, одновременно уменьшив требования к ракете-носителю и повысив оперативность системы в целом. Выгода от этого мероприятия была такова, что позволила выводить на орбиту военные спутники даже не самым богатым и продвинутым в техническом отношении странам. Действительно, ведь когда-то и летающими бомбами управляли смертники, но потом люди научились делать намного более эффективные управляемые ракеты.

В сухом остатке видим одиноких космических туристов, готовых выложить десятки миллионов за острые ощущение. По счастью, любителей острых ощущений не так уж и много, к тому же обычно они не богаты. Скучающие мультимиллионеры никогда не оправдают существования пилотируемой космонавтики. Есть очень небольшой шанс, что эти люди поспособствуют развитию частной космонавтики. Во всяком случае, уже сейчас анонсируются «космические» полеты по цене не в миллионы, а в сотни тысяч долларов. Предполагается совершать такие полеты по баллистической траектории, без выхода на орбиту. Практический и научный смысл таких полетов нулевой, исключительно развлекательный характер. Кому что – кому позолоченный спорткар, кому взлет на 100 км, потребительский рай как есть.

И вот уже взлетает новый космический челнок Х-37, маленький и намного более дешевый «шаттл». Он тоже умеет выводить на орбиту спутники различного назначения, но вряд ли сможет доставить в космос обитаемый модуль для МКС. И уж точно никогда не повезет на орбиту астронавта, ведь в нем попросту нет обитаемого отсека.

X-37
X-37

Человечество уже «переболело» космосом как идеей. Прошел лихорадочный энтузиазм первых полетов, восторг свершений и радость побед. Полеты постепенно превратились в рутину, а космос вообще в хорошо отлаженную индустрию. В США индустрия была бизнесом изначально, а в России космос стал бизнесом лишь в 90-х. И сегодня эта сфера вполне может оцениваться в циничных рамках финансовых показателей, без флера романтики. А герои-космонавты крайне плохо вписываются в прибыльный бизнес. К тому же космические корабли иногда разбиваются, что больно бьет по имиджу страны и снижает прибыли. Не лучше ли избавится от рисков вовсе, отказавшись от человека в космосе как класса?

Фото: EPA/UPG

Более того, человечество вообще не очень хорошо понимает, что ему делать с космосом. Что мы хотим от космоса? Где та сверхзадача, ради решения которой будут гореть сердца и выделяться триллионные бюджеты? На Луну уже слетали и даже попрыгали по ней, но что это принесло человечеству? Навигация, космическая связь и наблюдение за земной поверхностью прекрасно отработаны в прошлом веке и поставлены на поток. Признаемся - все потребности человечества на сегодня решаются в пределах геостационарной орбиты. Какой Марс, о чем вы? Что с ним делать, хотя бы чисто теоретически?

«Идеологический» кризис в космосе вряд ли когда признают чиновники от космоса, ведь от этого зависят бюджеты и прочие вкусные пирожки. На самом же деле, космосу сейчас не нужны бюджеты сверх обычных технических нужд. Более того, их можно активно урезать. А вот что нужно космосу – так это идея. Возить ли уран и метан со спутников Юпитера, или же гелий-3 с Луны, разводить тунца на Европе или коноплю на Марсе... Без разницы, лишь бы было конкретно, внятно и давало реальный эффект.

Примерно в середине 80-х у человечества был выбор — интернет или космос. Люди выбрали интернет и нырнули туда с головой. В итоге на космос не осталось никакого интереса, вся материализация чуственных идей канализировалась в лабиринты социальных и прочих сетей. Персональные компьютеры и сети позволили создать весьма специфическую информационную среду, позволяющую сделать очень многое, но одновременно резко уменьшающую интерес к реальным событиям. Подмена шоу, основанных на реальных событиях, шоу виртуальными произошла незаметно, но удивительно эффективно.

Естественно, космос не мог соревноваться за внимание зрителей с таким противником. Космос давал достаточно однообразное шоу, требующее хорошего образовательного уровня от зрителя, но не позволял интерактивности. К тому же космос изрядно дорог. Интернет предельно разнообразен, представляет широчайший спектр мнений в интерактивном режиме. Каждый может принять участие вне зависимости от уровня своих знаний при самых минимальных бюджетах.

В итоге человечество растет по самому легкому пути - внутрь, расширяет свое информационное присутствие в виртуальном мире. Все бы ничего, но происходит это при заметном сокращении своего реального пространства. У человечества просто нет достаточно сил для поддержания космоса и Интернета на должном уровне одновременно.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram