ГоловнаПолітика

​Арестократия

«Счастье – это иметь врага... Всю жизнь преследовать его, настигнуть и уничтожить, а затем выпить бокал хорошего грузинского вина».

​Арестократия

Не уверен, слышал ли об этой формуле счастья, придуманной Иосифом Сталиным Виктор Янукович, но глава украинского государства определенно имеет все основания чувствовать себя по-сталински счастливым накануне Нового года. Он – полновластный и единоличный хозяин страны, вокруг которого не союзники и не соратники – подданные и вассалы. Парламент послушен, правительство на коротком поводке. Враги повержены. Осталась сущая малость – уничтожить. Не физически конечно – на дворе не 37-й, да и европейские партнеры не поймут. А вот отправить на нары – самое то. Чтоб другим неповадно было.

Когда в начале лета нынешнего года был арестован экс-председатель Гостаможни Анатолий Макаренко, а спустя пару недель – бывший заместитель главы НАК «Нефтегаз Украины» Игорь Диденко и бывший же заместитель начальника отдела энергетической таможни Тарас Шепитько – резоны власти объясняли потребностью хоть как-то обставить процесс возвращения газа и денежной компенсации за понесенный моральный ущерб «РосУкрЭнерго». Заодно группа РУЭ решала свою частную задачу: объясняла украинскому чиновничеству тот простой факт, что идти против интересов РУЭ чревато и рано или поздно за это жестоко накажут. Даже если ты всего лишь маленький винтик системы, выполнивший приказ вышестоящего начальства.

Приблизительно так же пояснили и многочисленные уголовные дела против мэров разных городов – мол, они кому-то в чем-то помешали, чьих-то интересов не учли.

Позже последовали аресты экс-заместителя министра обороны Валерия Иващенко, бывшей первой заместительницы Госказначейства Татьяны Грицун, бывшего министра охраны окружающей природной среды Георгия Филипчука... Экс-министр Богдан Данилишин подался в бега. Тимошенко, Турчинов и десятки других потенциальных арестантов рангом помельче стали исправно ходить на допросы в Генеральную прокуратуру. Под занавес уходящего года – аресты Луценко и Корнийчука.

Месть? Эта версия происходящего сегодня наиболее популярна.

Мол, Виктор Федорович сотоварищи мстят за свои страхи и унижение, пережитые в 2004-2005 годах, за тогдашнюю «посадку» Колесникова, за украденную – как до сих пор уверен нынешний глава государства – победу, и, соответственно, потерянных пять лет властвования над страной.

Мотив отмщения, безусловно, присутствует. Ничем иным объяснить крайний садизм в отношении поверженных врагов просто нельзя. И если гипотеза о мести верна, 2011 год будет очень неспокойным, к примеру, для Виктора Ющенко. Вряд ли он, непосредственный виновник всех бед и унижений Виктора Януковича в 2004 году, сможет отсидеться в сторонке. Стране, как минимум, предъявят результаты расследования по делу об отравлении. Но Генпрокуратура, скорее всего, придет к выводу, что Виктор Ющенко бессовестно лгал по поводу своего отравления, а уже будучи президентом – мешал объективному расследованию случившегося. Не зря же, Юрию Луценко предъявили обвинение по этому делу? Да и такой уважаемый человек как генеральный прокурор Украины не стал бы публично озвучивать версию о том, что отравления, возможно, и не было. Конечно, вероятность, что бывший президент встретится на прогулке в тюремном дворике с Юрием Луценко, крайне низкая, но зарекаться не стоит.

Но месть, сколь бы велика не была обида Виктора Федоровича – далеко не единственный, и, осмелюсь утверждать, не самый главный мотив нынешней власти в преследовании своих недругов. В конце-концов, как справедливо заметил вице-премьер Борис Колесников, надо иметь больную психику, чтобы радоваться попаданию поверженного врага в тюрьму.

Да и если в преследовании «бывших» мотив мести очевиден, то в неуемном стремлении посадить активистов налогового Майдана он уже не столь очевиден. Можно, естественно, предположить, что призрак того настоящего Майдана так сильно испугал Виктора Януковича, что протесты предпринимателей надолго испортили настроение Николаю Азарову, что руководители страны решили отомстить. Но как объяснить тогда реанимирование уголовных дел против организаторов «Украины без Кучмы»?

Очень просто: власть зачищает страну от очагов сопротивления – реальных и предполагаемых. Те, кто способен организовать, возглавить некие протестные акции должны, по логике власти, бунтовать против нарушений условий содержания в местах не столь отдаленных. Всех остальных недовольных происходящим в стране история с посадкой «буйных» должна научить сдержанности. Приблизительно, как в России, где акция оппозиции, на которую пришли пару десятков человек уже считается успешной.

В своем недавнем телеинтервью Виктор Янукович назвал уголовное дело против Тимошенко элементом наведения порядка в стране. И никакой, мол, политики в этом нет.

Охотно бы согласился с ним, если бы не пару "но". Да, экс-премьер – не ангел, да и у большинства фигурантов уголовных дел рыла, как говорится, в пушку. Но то, что вменяют Тимошенко или Луценко, аналогично можно предъявить в качестве обвинения и нынешним предводителям. За 2010 год фактов злоупотреблений нынешних СМИ и оппозиция предъявили не меньше, чем американские аудиторы накопали на бывших. И если бы в стране действительно шла борьба с коррупцией и наводили порядок – сажали бы всех виновных, а не только лиц, не угодных Виктору Януковичу или кому-то из властной своры. А так, извините, имеем дело с преследованием по политическому признаку. (Опережая возмущенные комментарии типа «не надо защищать жуликов», сразу скажу: я никоим образом не предлагаю не трогать бывших. Я лишь за то, чтобы в камерах они соседствовали с нынешними).

И еще один момент по поводу политики. Точнее, по поводу ее «отсутствия» в деле, скажем, Луценко. Экс-министр внутренних дел – лидер парламентской партии, как и еще один арестант – Евгений Корнийчук. И когда лидеров политических сил, являющихся парламентской оппозицией, которые, к слову, послушно ходили на допросы и не пытались сбежать из страны, арестовывают с помощью спецназа как каких-нибудь опасных преступников, когда вместо подписки о невыезде их отправляют накануне Рождества сидеть в СИЗО – это самая что ни на есть политика. Как бы президенту не хотелось убедить нас в обратном.

***

Репрессии как метод упорядочивания политической и общественной жизни выбрали немало современных государств – в Америке, Азии, Европе. К столь радикальным методам их подтолкнули разные обстоятельства, да и сам уровень давления на несогласных очень разный – где-то сидит пару человек, где-то – тысячи. Объединяет их лишь одно – все эти государства безусловно проигрывают в качестве жизни своих граждан тем своим соседям, где выбрана иная кроме арестократии форма правления.

Олег БазарОлег Базар, головний редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram