Всего с начала операции из Франции было выслано около тысячи цыган. 128 незаконных поселений были демонтированы. Президент Саркози продолжает демонстрировать решительность и намеревается принять новое законодательство, усиливающие ответственность за «агрессивное попрошайничество» и другие нарушения общественного порядка.
Такие действия вызвали резкую критику со стороны как политических противников Саркози, так и умеренных его однопартийцев. Министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер уже высказался против массовых депортаций ромов. С акциями протеста выступили и правозащитные организации, а также левые силы, организовавшие на минувших выходных массовые манифестации в Париже и других городах. Пикетирования французских посольств прошли также во многих европейских столицах. Действия Саркози осудила Еврокомиссия, а некоторые депутаты Европарламента назвали французского президента «охотником на ведьм».
А 9 сентября на своем заседании Европейский парламент принял специальную резолюцию, в которой выражают крайнее беспокойство в связи с принятыми французскими властями мерами по высылке цыган и призвал Францию прекратить депортации. Решение поддержали группы социалистов, либералов, «зеленых» и левых. Незамедлительно последовала реакция министра миграции Франции Эрика Бессона: Франция не собирается следовать «политическому диктату» со стороны ЕС. «О приостановлении высылки цыган не может быть и речи», заявил французский министр.
Обязать к чему-то Париж это решение Европарламента, действительно, не может: оно является лишь политической декларацией. А реакция соратника Саркози выглядит вполне оправданной – французское правительство таким образом демонстрирует стойкость, противостоя «диктату Брюсселя» в вопросах общественного порядка. Критика со стороны организаций ЕС вряд ли сможет серьезно испортить имидж Саркози в родной стране, который и так пострадал в последнее время. Поэтому главная цель действий президента Франции – это не благосклонность европейских левых и брюссельских чиновников, а восстановление позиций среди «молчаливого большинства» во Франции. Пусть даже и ценой обвинений в нарушении прав человека.
Тем более что в законодательстве ЕС имеются нормы, позволяющие депортировать за границу выходцев из других стран Евросоюза. Таковыми причинами могут стать угроза общественному порядку или пребывание в чужой стране свыше 90 дней без четкой цели, вроде работы или учебы. Поэтому формально действия французского правительства отвечают букве закона, хотя многие правозащитники сомневаются в том, что в каждом отдельном случае действия правоохранителей были оправданы.
Но критика за «неполиткорректность» может оказаться для Саркози намного более удобной, чем обвинения в коррупции. Рейтинг президента в последнее время резко упал в связи с обвинениями в коррупции (дело Верта-Бетанкур). Не прибавляют поддержки ему и непопулярные социальные шаги, вроде повышения пенсионного возраста.
В этих условиях привлечение внимания к «цыганскому вопросу» возвращает повестку дня в масс-медиа на то поле, где Саркози традиционно силен. Именно на лозунгах о законе и порядке, борьбе с нелегальной миграцией и защите традиционных ценностей Саркози выиграл избирательную кампанию 2007 года. Образ решительного кандидата, способного «навести порядок», привлек многих избирателей. Вообще же нынешняя сверхжесткая позиция главы французского государства более характерна для местных ультраправых, вроде Национального фронта Жан-Мари Ле Пена. Но именно эта «зачистка» конкурентов на правом фланге и является, вероятно, ближайшей тактической целью Саркози.
Разыгрывание «ромской карты» имеет значение не только для внутренней политики Франции. События вокруг этого национального меньшинства выпячивают целый ряд проблем в Евросоюзе, который задумывался его основателями как общее «пространство свободы, безопасности и правосудия», гарантирующее свободное перемещение лиц в его пределах. Депортации же граждан ЕС, пусть и с иностранным паспортом, нарушают целый ряд принципов европейской солидарности.
Положение цыган в Евросоюзе вряд ли можно свести к обычному противостоянию преступников и полиции, этнических конфликтов или нетолерантности. Это, скорее, конфликт двух миров. В западном мире привилегии (вроде путешествий без границ) являются следствием постоянных самоограничений и соблюдения безличного закона. Кочевые же цыганские общины – это анклавы традиционного общества, долгое время живущего по своим собственным законам и сопротивляющегося попыткам интеграции.
Возможно, именно поэтому выхода из сложившейся ситуации на уровне Евросоюза предложено пока не было. Попытки депортаций вряд ли будут успешными хотя бы по причине отсутствия пограничного контроля – с вхождением стран ЕС в Шенгенскую зону государственные границы существуют только формально. Поэтому ничего не мешает депортированным из Франции цыганам через некоторое время снова оказаться на старом месте. А выход или исключение ряда стран из Шенгенского соглашения пока остается идеей на уровне фантастики.
Громкие депортации могут служить и своеобразным «психологическим оружием». Однако нельзя всерьез рассчитывать, что этот прием заставит потенциальных мигрантов остаться дома. Специфический образ жизни цыган у себя на родине провоцирует их конфликты с полицией, а нередко – и с местным населением. А в Западной Европе они по крайней мере могут рассчитывать на помощь благотворительных организаций, да и прожить за счет милостыни в богатой стране намного легче. В крайнем случае, можно рассчитывать на получение материальной помощи для «добровольного возвращения на родину» (во Франции – 300 евро на человека плюс билет на самолет). Полученные деньги очень быстро тратятся на родине, после чего следует новое путешествие на Запад.
Снять остроту «ромской проблемы» можно только путем предоставления им возможности интегрироваться в общество. Но колоссальные средства Европейского социального фонда (ЕСФ), выделенные на обустройство ромов, результата пока не приносят. В 2000-2006 годах на интеграцию ромского населения в ЕС было потрачено 3 миллиарда евро. На 2007-2013 годы эта сумма увеличится почти до 5 миллиардов евро – свыше 25% всех средств ЕСФ. Неэффективное использование средств может стать одной из причин претензий стран-доноров ЕС к странам-получателям помощи. Ведь большинство проблемных меньшинств проживает как раз на территории «новой Европы».
Можно уверенно сказать только одно: конфликт вокруг ромов вряд ли будет способствовать каким-либо послаблениям в иммиграционной политике Евросоюза, в том числе и для Украины. В вопросе депортаций цыган из Франции официальный Брюссель поддерживает принципы толерантности и противодействия ксенофобии, демонстрируя защиту прав граждан различных стран Евросоюза независимо от их национальности. Другое дело – уступки в визовых и миграционных вопросах для стран, в ЕС не входящих, вроде Украины. Здесь чиновники Евросоюза уже вполне могут пойти на поводу у общественного мнения, желающего поплотнее закрыть дверь осажденной «крепости Европа».
Кстати, в «дорожных картах» по отмене визового режима, которые воплощали в жизнь страны Балкан, отдельно выписан пункт, по которому страна, претендующая на безвизовый режим, обязана обеспечить «проведение надлежащей политики в отношении меньшинств, в частности ромов». При желании любые недочеты по этому пункту можно использовать как один из аргументов, свидетельствующий о неготовности Украины к предоставлению ей безвизового режима.