На существование неких договоренностей между ПР, БЛ и КПУ, в последнее время, указывало множество факторов. Особо показательный - риторика Владимира Литвина. Не он ли сперва критиковал драконовские новеллы закона (между первым и вторым чтениями)? Не он ли настоял на появлении нормы «имени 365 дней» (в пику Тигипко с Яценюком)? Не спикер ли затягивал подписание документа до последней минуты? Не он ли вскоре – ни с того, ни с сего – принялся нахваливать политику Банковой в целом и содержание закона в частности? Не он ли поддержал последнюю инициативу гаранта – насчет «новой формулы Конституции» - едва только Янукович успел ее озвучить? Будто не Литвин вовсе заявлял: в случае отмены политреформы, следующие парламентские (!) выборы должны состояться весной.
Не кажется ль все это странным?
Частично электорат Партии регионов переходит к коммунистам, которые всегда стремились играть на социальных проблемах и выставлять себя наилучшими защитниками украинского народа.
Жданов Ігор Олександрович, Екс-міністр молоді та спорту України
Lb.ua кажется.
И хитрые поддакивания Литвину Симоненко и Мартынюка – тоже.
Посему, мы задались целью выяснить подробности произошедшего в коалиционном треугольнике.
Сообразить на троих
Тут важно отметить несколько принципиальных моментов:
а) сам факт согласования ПР, БЛ и КПУ неких «правил игры» сомнений не вызывал. В противном случае, те же Литвин с Мартынюком первыми б настаивали: «стрелять, так стрелять», в смысле «менять, так менять». То есть, не две нормы – ни на что существенно не влияющие - гораздо больше новелл действительно принципиальных.
Фото: Макс Левин
- Как то: «партийная привязка» мэров (против которой, кстати, выступали Колесников с Ефремовым – не последние люди в ПР. Причем Ефремов выступал письменно – приготовив альтернативные предложения ко второму чтению).
- Как то: невозможность соблюсти – в условиях смешанной системы – представительство в советах абсолютно всех территориальных громад (иначе пришлось бы увеличивать без того немалую численность районных, городских, областных советов в большинстве регионов).
- Как то: обжалование действий комиссии не в суде – в ЦИК, что долго, сложно и практически бесперспективно.
Во-первых, ЦИК сам сформирован парламентскими силами (образца минувшего созыва) по квотному принципу.
Во-вторых, на то, чтоб членам ЦИК в спорную ситуацию вникнуть, разобраться, требуется время. В данном случае, время – не деньги, а сроки. Избирательный процесс – сплошные сроки. И если сорвать одни, неизбежно сорвутся другие, сорвав, тем самым, кампанию в целом.
Обоснование? Пожалуйста. Категорический отказ Литвина заниматься киевскими райсоветами до 31-го октября. Почему? Да, потому, что столица тоже поделена, деньги под это собраны и люди назначены! И его, Владимира Михайловича, интерес в отказе от райсоветов не заложен.
б) тихий ропот «Сильной Украины», «Фронта перемен», СПУ доказывает: в коалиции «сообразили на троих», не слишком интересуясь мнением сателлитов;
Фото: Макс Левин
в) памятуя старую истину о том, что нет ничего тайного, что не стало б явным, никаких «письменных» следов договоренностей не осталось.
Достоверно известно лишь то, что достигались они под непосредственным кураторством Андрея Клюева (главы штаба ПР на осенних выборах), при некотором (не слишком значительном) участии Дмитрия Шенцева (замглавы партии по идеологии) и «освящены» были «самим Лидером». Освящение случилось около месяца тому назад, вероятнее всего – на крымской даче Лидера. Конкретно – в период между 20-м и 31-м июля.
Веселая арифметика
Только не «слово Лидера» - защита от взаимного «кидка», нет. Гарантия - механизм формирования избирательных комиссий. На чем, собственно, все строится.
Фото: Макс Левин
Как известно, после корректировки документа, возможность делегировать представителей в комиссии получили все - не только парламентские - партии.
Всего в стране партий свыше полутора сотен. В парламенте – 16 (в БЮТ – три, в БЛ – две, в НУ-НС – 9, плюс КПУ и ПР). Предельная численность комиссии – 18 душ.
Из них «не от ВР» - трое. Теперь представьте: хотя б половина из полуторасотни политсил даст своих активистов. «Счастливчиков» меж них определят жребием. Смогут ли эти «жертвы жребия» в комиссии на что-то повлиять? То-то же. И подкупать никого не придется.
Это – цветочки, очевидные для всех. Теперь – о ягодках, остающихся, почему-то, незамеченными.
В законе речь идет о парламентских партиях (!), не фракциях. В НУ-НС, как сказано, девять субъектов. Каждый из которых – имеет право давать в комиссии людей.
Теоретически, персоналии «своих» представителей, причем – в каждом (!) районе (не только в областях и крупных городах) им бы следовало согласовать меж собой заранее. Если б удалось еще скоординировать усилия с БЮТ («Батькивщиной», ПРП и УСДП) – никакой жребий не страшен.
Практически это, конечно, невозможно.
Во-первых, потому, что собрать на заседании фракции кворум НУ-НС хронически неспособна.
Во-вторых, потому, что – как говорят сами демократы - это в ВР они вроде как партнеры, а на местных выборах – конкуренты.
В-третьих, потому, что центральный штаб «Батькивщины» влияет отнюдь не на все одноименные ячейки на местах. Многие, очень многие эти ячейки сегодня к Тимошенко не имеют уже никакого отношения. Совершенно никакого (кроме, разве, внешнего сходства). Виной тому не только плохая власть, осуществляющая на БЮТ рейдерские наскоки (как в Киеве и Львове. Вполне успешные, кстати); еще и сама Тимошенко. В бытность премьером, чистотой партийных рядов она не слишком заботилась; став оппозиционером – не без удовольствия истратила месяц (накануне гонки!) лета на отпуск.
По образу и подобию РФ
В АП это чудесно понимают. Равно как и то, что ни у ПР, ни у КПУ, ни у БЛ с подбором кадров в комиссии проблем не возникнет. Собственно, это – одно из главных условий договоренности коалициантов.
Выборы, таким образом, сводятся к составлению «нужного» протокола. Единственный функционал членов комиссий – написать правильный протокол. Который потом будет утвержден в кабинете Клюева.
Фото: Макс Левин
Говоря простым языком: члены провластной коалиции заранее сговариваются о результате кампании, который устраивает их троих; принимают «под это» соответствующий закон; параллельно – отбирают в комиссии тех, кто обеспечит им искомый результат. Разыграно будто по нотам – просто, как все гениальное. Их – большинство, и никакие наблюдатели-оппозиционеры им не помешают. Суды – законодательно (!) отстраненные от избирательного процесса – подавно. Сателлиты – тигипковцы-яценюковцы-социалисты – тем более. Эти, если начнут возмущаться, и крошек с барского стола не получат.
Стоит сказать: сценарий кампании не нов. Списан с РФ. Регионалы вообще стараются следовать российской кальке практически во всем: от перечня национальных проектов (сличите наши нацпроекты с аналогичными, выложенными на официальных российских сайтах) до системы выборов.
Так, в последнюю парламенткую гонку «Справедливая Россия» рассчитывала – в одной только Саратовской области – собрать 15%. Причем рассчитывала вполне обоснованно. За час (!) до открытия участков из Москвы пришла разнарядка: ваш результат – 7.39%; документы уже готовы. Сколько, думаете, официально получила «Справедливая Россия» в Саратовской области? Правильно, 7.39%! То бишь – проходной барьер и ма-а-а-аленький бонус.
«Негласная установка: все мэры должны быть от ПР»
Впрочем, любая – даже самая идеальная – конструкция, всегда имеет погрешности. Иначе говоря: риски.
Первый и главный – кандидатуры мэров. Тут бои идут не на жизнь – на смерть. «Регионалы очень прижимисты, - поделился с Lb.ua один из лидеров партий-сателлитов. - Даже там, где их претендент откровенно слаб, «чужих» не пускают. Негласная установка: все мэры должны быть от ПР. Но, это же нечестно!».
Так, в Ужгороде бело-голубые готовы поддержать даже одиозного Ратушняка, ни раз и ни два поносившего их последними словами, лишь бы не уступить социалистам (только не смейтесь!), имеющим виды на город.
Забавна ситуация в Одессе, где желающих мэрствовать – целый отряд. И все – бело-голубые. Предварительное «добро» Лидер уже дал Костусеву-старшему, попросив только «разобраться с сыном» (Алексей Гончаренко – обладатель достаточно серьезного рейтинга). Разобраться Костусев не может, поскольку с сыном не общается. Зато Гурвиц с Гончаренко очень даже общаются, и им двоим, судачат в ПР, удалось «решить все полюбовно». В результате Гончаренко активность поубавил, а Гурвица начали активно лоббировать Левочкин с Фирташем. И то, что в неравной борьбе победил Костусев (по предварительным данным, основанным на выводах центрального штаба, сделанным после защиты генстратегии кампании штабом одесским) – очередная шайба Клюева в ворота Левочкина.
Кстати, «стоимость» места по квоте ПР в одесском горсовете – 300 тысяч у.е.; в областном – 250. Почему город дороже области (где порты тоже имеются), не совсем понятно.
В Киеве порядок цен тот же: облсовет от ПР - 300 тысяч у.е.
По некоторым областям (где ПР чувствует себя особенно уверенно) протоколы уже написаны. Первыми их написали (частично даже в центр передали) в Харькове. Начальники штабов других крупных городов тихо завидуют и тоже намереваются «дать пятилетку за четыре года»! Попробовать, по крайней мере.
Так что оставьте это ваше интеллигентское: ах, конкуренция!, ах, удивительные электоральные технологии!; ах, самосознание граждан! Поздно пить «Боржоми». Самое главное – все законно. Комар носа не подточит. Грустный опыт транзитного сервера пошел Андрею Клюеву на пользу. Опыт сжигания на приграничном белорусском аэродроме «печенья» - поддельных бюллетеней, отпечатанных уж совсем из рук вон плохо, Толстоухов помнит до сих пор (привет киевским райсоветам!).
Риск номер два – несоблюдение установленных пропорций. Поясняем на примере Литвина. «Союз трех» предусматривает «дать» Владимиру Михайловичу в каждом совете столько мест, сколько он имеет сейчас, плюс 30%. То есть, если в совете Голопупенска у Литвина 10 человек, после 31-го октября должно стать 14 (если будет плохо себя вести -13).
На новые территории «народникам» путь заказан. Туда Клюев и Ко запустят СПУ. В количествах весьма ограниченных, разумеется. Хотя сами социалисты мечтают о 2.5% - «чтоб было что предъявить при переговорах перед парламентскими». ПР их мечты не слишком интересны: «Знаешь, как делят территории? Вызывает к себе губернатор-регионал представителя от БЛ и от КПУ. Они садятся втроем и расписывают: что, кому, в каком районе. А нас не зовут!», - возмущенно поделился сановный социалист, приведя в пример Житомир.
Остатки на «свободных территориях» разделят между Тигипко и Яценюком в пропорции 3 к 1: на три мандата «Сильной Украины» - один для «Фронта перемен». Соль фразы (ставшей уже, не без участия Lb.ua крылатой) Клюева: «Тигипко – наш младший партнер, а с Яценюком у нас контракт на критику» в том, что Тигипко, в отличие от Яценюка, в получении хоть каких-то выгод уверен. У Арсения Петровича такой уверенности нет.
Фото: Тато Сепия
Риск номер три – невыполнение регионалами взятых обязательств, делится на два подпункта:
а) невыполнение из-за внутренних противоречий в ПР.
Глава штаба – Клюев, глава АП – Левочкин, это, знаете ли, гремучая смесь. И «одесский пример» - детский лепет. Не забывайте: Андрея Петровича Сергей Владимирович заинтересован «топить» еще и потому, что у Клюева немало шансов заместить – рано или поздно – Азарова. Аналогичные шансы Левочкина несравнимо меньшие. Хотя б потому, что он никогда не мог похвастаться добрыми отношениями с представителями «группы Ахметова». Клюев – может.
б) невыполнение из-за резкого и серьезного ухудшения экономических показателей. «Когда единственной возможностью для ПР удержать ситуацию будет «перетягивание одеяла на себя», - аргументируют собеседники.
На вопрос о том, удовлетворятся ли, в таком случае, коммунисты и литвиновцы «откупными» в виде каких-нибудь приятных должностей в «кэшэвых» ведомствах – отвечают отрицательно, поясняя: «тут другой порядок цифр».
Реакция БЛ и КПУ на подобный форс-мажор предсказуема. Парламентский президиум называется. Где – если схема не сработает – 3-го ноября (в первый пленарный – после выборов – день) Литвин с Мартынюком устроят «веселые старты» по принципу «так не доставайся ж ты никому».
Фото: Виталий Ласерда
Только если форс-мажор действительно произойдет, кардинально поменяется вся «карта боя». Вплоть до переформатирования правящей коалиции. В парламенте – так точно. Переформатирования не со знаком «плюс», как сейчас, со знаком «минус». Граждане депутаты вынуждены будут самоопределяться относительно новых обстоятельств. Можно не сомневаться: спикер поспособствует тому, чтоб самоопределение сие оказалось максимально болезненным для ПР. Избавиться от спикера, как мы рассказывали ранее, практически невозможно. Когда в тылу у него такой вице – точно.
***
Таким образом, к началу нового «сезона» основными политическими игроками стали не партия власти и не БЮТ, претендующий на лидерство в оппозиции. Главные действующие лица – сателлиты. Уже сегодня меж ними есть победители (БЛ и КПУ), побежденные (Тигипко с Яценюком) и те, кого используют «в темную» (вся НУ-НС). Их цели, методы и выгоды разнятся. Но, именно они – их маневры (удачные либо не очень) определят исход гонки 31-го октября; дальнейшую расстановку сил во власти и даже судьбу К-реформы, основательно взяться за разрешение коей «регионалы» решили после кампании.