ГоловнаПолітика

Президентский гамбит

Наращивание коалиционного ресурса временно приостановлено. Вопросы конституционного референдума и/или нового Основного закона отложены «до лучших времен». Янукович меняет стратегию – временно уступает внутренним оппонентам в малом, чтоб после одержать крупную победу. Выигранное время использует для совершенствования механизмов этой самой победы. Классический гамбит.

Президентский гамбит

Стоило Виктору Федоровичу «дать отмашку» на возобновление процесса принятия закона о референдуме – оппоненты уличили его в намерении легитимизировать узурпацию власти. Де-юре, то есть, закрепить за собой полномочия, которыми и так владеет де-факто. Соответствующую амбицию Виктор Федорович имеет, но реализовать ее проще через принятие нового Основного закона, а не модернизацию действующего.

Это позволит:

а) не будоражить попусту общественное мнение. На референдуме народ охотно проголосует и за усиление Президента, за сокращение численности депутатов раза в три-четыре, за снятие с них неприкосновенности, прочие жесткие меры и ограничения. Даже подтасовывать ничего не придется. Понятно, однако, что возвращение страны из парламентско-президентской парадигмы обратно в президентско-парламентскую посредством плебисцита, не требующего имплементации Радой – мера, скажем прямо, на вид, не слишком, демократичная. Зачем же подыгрывать оппозиции?

б) заработать электоральные очки, выступив в роли инициатора модернизации устаревшей Конституции. Не из-за своего шкурного интереса, в ней заложенного – ради людей, Украины и людей для Украины.

Последнее – мера, традиционно предпринимается накануне избирательных кампаний – для стимулирования роста рейтинг Президента (и/или его политсилы), как проводника важнейших начинаний. Кучма и Ющенко к этому приему, кстати, тоже прибегали. Януковичу он не понадобится, как минимум, до 2012 года. А, то и до 2014-го.

Если исходить из того, что главная задача Виктора Федоровича – воспроизвестись во власти, то есть – обеспечить себе второй срок, становится очевидным: выбрасывать все козыри уже в начале каденции он не станет. Тема с референдумом для него – не столько способ стать вторым Кучмой, сколько - инструмент усиления авторитета своей власти. Для того, чтобы укрепить ее институционально, достаточно принять все конституционные законы, анонсированные, но так и не проголосованные в 2004-м. Проще говоря: завершить политическую реформу, беда которой не в ее несовершенстве, именно – в незавершенности.

Все фото: Макс Левин

Иное дело – быть готовым к тому, чтобы козыри, в любую минуту, выбросить. Для этого-то и нужен закон о референдуме. Еще он нужен для устрашения чиновничьей вертикали. Пусть, де, все живут и работают с осознанием того, что окончательно «закрутить гайки» Виктор Федорович может, когда вздумается.

После парламентских – до президентских, вздумается только в том случае, если результаты парламентских окажутся для него не слишком удовлетворительными.

Чтоб оказались удовлетворительными, Виктор Федорович должен делать то, чего от него не ждут. То, чего ждали, да, так и не дождались от оранжевых. Раскрытия убийства Гонгадзе, например. Или – дела об отравлении. Истинного раскрытия – не бутафорского. А, что: Янукович, которого, за глаза, все мнили диктатором, проявил себя заправским демократом – не просто назвал, но засадил убийц журналиста! Чем не технология? Не менее, между прочим, электорально эффективная, чем жалование народу новой Конституции или внедрение безвизового режима с ЕС.

Пойдет ли гарант по этому – более сложному, пути? Шансы – есть, время – тоже, а вот смелость… не факт.

***

В этой связи, процессы «укрупнения» коалиции временно приостановлены. Убедившись в том, что они уверенно контролируют в зале 200 голосов, регионалы умерили аппетит. Прибавляем к двум сотням голоса КПУ - имеем простое большинство. Литвиновцы – в «факультативном» режиме. Шантажировать бело-голубых Владимир Михайлович больше не может, поскольку от волеизъявления его обвисших штыков не многое зависит. Может ябедничать, наведываясь, со спикерскими визитами, в ближнее и дальнее зарубежье, но вреда от этого власти не больше, чем от жужжания назойливой мухи.

Теоретически, бело-голубые могут от него легко избавиться. Утверждая обновленный регламент, Литвин думал им эту задачу усложнить – проведя норму об увольнении главы ВР тремя сотнями «за». Получилось не очень: под изменение нормы нужно 226, плюс – еще 226 непосредственно «за» снятие. «Отсрочка казни» - несколько часов.

Практически, делать этого они не станут – не хотят:

а) выглядеть «кидалами»: поматросил и бросил;

б) создавать условия для кооперации Литвина с Тимошенко;

в) создавать условия для кооперации Литвина с КПУ, за спиной у ПР;

г) настраивать против себя «литвиновцев» на местах накануне местной кампании.

Полностью списывать Литвина со счетов, конечно, не стоит. Хотя б потому, что в президиуме ВР он соседствует с Адамом Мартынюком, умеющим жонглировать регламентными нормами не менее искусно, чем Владимир Михайлович. Коммунисты в коалиции тоже на птичьих правах. Общий интерес у случайных попутчиков власти (коими является БЛ и КПУ) найдется всегда. Сумеют ли они его реализовать, в частности – отстояв выгодные для себя правки избирательного законодательства для местных кампаний, станет понятно уже в ближайшее время.

Не сумеют – логично прогнозировать возобновление искусственного наращивания мышц коалиции. Которое Янукович сейчас притормозил, проинструктировав Клюева: если, де, кто сам хочет придти – принимаем, специально переманивать, скупать никого не надо. Видимо, уроки 2007-го даром для Виктора Федоровича не прошли.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram