Начав внешнюю политику триумфальными выступлениями в Конгрессе США и Бундестаге ФРГ, В.Ющенко закончил тем, что по сути дела стал «невъездным» – регулярно ним общались лишь лидеры Польши, Литвы ну и, конечно, Грузии. А иногда – эксцентричный лидер Бразилии.
Фото: www.president.gov.ua
От США и от западного мира в целом Ющенко не получил ничего. План широкомасштабной экономической поддержки реформ в 2005 году, который Роман Купчинский, бывший главный редактор украинской службы Радио «Свобода» и один из «фанатов» Ющенко того времени, сравнивал с планом Маршалла для постнацистской Германии, «умер» не начавшись – после заявления Тимошенко в феврале 2005 года о трех тысячах предприятий, подлежащих реприватизации. Внешняя политика в отношении России свелась к банальному «геть від Москви». Поскольку, с точки зрения китайского руководства, Оранжевая революция официально называлась «государственным переворотом Ющенко–Тимошенко в интересах США», лидеры Украины в 2005–2010 годах не посещали Пекин.
Что было дальше – помнят все. Националистическая, патриотическая риторика камуфлировала отсутствие профессионализма.
Виктор Янукович и его внешнеполитические советники продумали поворот во внешней политике задолго до выборов. Основные договоренности, формализированные харьковским пактом, были сформулированы еще на Пасху. Высокообогащенный уран, «ключ» к Вашингтону, был найден советниками Януковича также до выборов.
Анализируя то, как в будущем будут развиваться отношения Украины с другими странами, следует принимать во внимание концепцию внеблокового статуса Украины; это – пункт предвыборной программы Януковича. Да, его еще предстоит закрепить в изменениях в законе «Об основах внешней и внутренней политики», это дело будущего, но фактически Янукович и его министр Грищенко исходят из того, что та или иная страна не выступает как стабильный партнер, союзник или враг; Украина имеет дело с интересами, а не с субъектами; следовательно, в зависимости от этих интересов та или иная страна – в чем-то партнер, где-то союзник, в определенных аспектах – конкурент, но вряд ли «враг» или «друг».
Судя по планам на ближайшее время, нас ждут серьезные украинско-российские договоренности – по атомной промышленности, судостроению, ракетной сфере, авиастроению.
Фото: most-kharkov.info
В чем несомненный «плюс» ситуации – по сравнению со временами Леонида Кучмы? В том, что за время правления Виктора Ющенко для украинского общественного мнения стало довольно очевидным, что сотрудничество с западными компаниями возможно – например, в «атоме»: там время от времени присутствует американский «Вестинхауз». Но желание привлечь европейцев к развитию украинского «Антонова» провалилось – и сейчас понятно, что партнером во многих вещах может быть только Россия, возможно – Беларусь, не исключено – Казахстан. А еще, возможно, – Китай, который Янукович должен посетить в этом году с официальным визитом. Один из лучших вашингтонских аналитиков Стивен Сестанович, бывший высокопоставленный сотрудник Государственного департамента, считает, что в перспективе Китай сможет заменить собой Россию по целому ряду проектов – например, в строительстве, в автомобилестроении, в военно-промышленном комплексе. Вполне возможно, что лучший вариант внешней политики новой власти как раз и состоит в оптимальной работе на российском и китайском направлениях – у Белокаменной больше политического влияния, у Пекина – несравнимо больше, чем у Москвы, денег, и они – конкуренты.