ГоловнаПолітика

Турчинов: «Перебежчики пристроились к корыту и крутят хвостиками, похрюкивают от удовольствия»

Два с половиной месяца спустя после проигрыша президентской кампании бессменный начальник штаба Тимошенко Александр Турчинов угнетенным не выглядит.

Турчинов: «Перебежчики пристроились к корыту и крутят хвостиками, похрюкивают от удовольствия»

Более того – удивляет готовностью обсуждать и признавать собственные ошибки. Правда, в результате обсуждения у него все равно получается нечто подобное на незабвенное тимошенковское: «мы хотели, нам не дали». И хотя однозначного понимания того, какими быть новой концепции оппозиционной деятельности, стратегии, тактике, у сердечных, судя по всему, пока нет (как и понимания того, что хождения в телевизор и блокирование трибуны – не концепция и даже не тактика), опасения насчет того, что БЮТ, в ближайшее время, превратится в политсилу «трех Т: Тимошенко, Турчинова, Томенко», Александр Валентинович развеял.

Под конец беседы – признался: оппозиция дает ему шанс вернуться к писательству. «За два года во власти не написал ни одной книги», - констатирует (издание последней «Тайной вечери» датирована 2007-м). Настрой, мол, не тот: «просыпаясь утром и видя за окном снег, я, вице-премьер, думал не о том, какой он красивый, о том – где взять денег на его расчистку по всей стране. Наблюдая за дождем, все опасался, как бы он не перешел в потоп…». Вопреки накопленному опыту, писать о выборах, политике, Турчинов не намерен – «слишком суетно, я предпочитаю вечные темы – жизнь, любовь». Может, именно поэтому, Юлия Тимошенко книги Турчинова исправно читает, но не цитирует. Пока, по крайней мере.

"Отрицать поражение нелепо"

Вы получили замечательный для себя результат на этих выборах…

Он был бы замечательным, если б мы выиграли.

А вы готовы констатировать проигрыш? Обычно, БЮТовцы отрицают его, как только могут.

Есть объективная реальность. Прежде всего, решение ЦИК. Поэтому отрицать поражение было бы нелепо. Да, можно сейчас говорить о том, что оппоненты не брезговали подкупом избирателей, что были зафиксированы массовые фальсификации… Но, мы не смогли помешать ни тому, ни другому и в этом – тоже наша проблема, и ответственность.

Результаты кампании можно оценивать по-разному, только факт остается фактом: Янукович и его команда получили неограниченную власть в стране

Под «замечательным для себя» результатом я имела ввиду то, что в кризисный год премьер-министру удалось собрать столько голосов. Не говоря о том, что отставание Тимошенко от Януковича, во втором туре, прогнозировалось куда большее…

Конечно, если бы украинская избирательная система походила на американскую – где победителем становится тот, кто получил поддержку большинства штатов, Тимошенко бы праздновала победу. Юлия Владимировна получила преимущество в 17-ти областях против 9-ти, плюс – Севастополь, у Януковича.

Я это к тому, что ей выдан мандат на оппозиционную деятельность. Что не менее важно мандата на власть. Меж тем, активной оппозиционной деятельностью БЮТ пока похвастаться не может. И пауза, мягко говоря, затянулась.

Следует определиться, что считать оппозиционной деятельностью. Если – регулярные выступления в телеэфирах, с этим у нас действительно проблемы – ситуация в стране изменилась и попасть в эфир стало непросто. Какую неделю уже, мы пишем официальные письма каналу «Интер», с просьбой предоставить Тимошенко возможность выступить в пятничной «Большой политике» Евгения Кисилева. Все безуспешно. Раньше хоть причины отказа какие-то придумывали, сейчас уже не придумывают, просто говорят «нет». Кроме того, если обратить внимание на изменение новостных выпусков на главных каналах – на форматах, углах подачи, акцентах. Это все знакомо – проходили до 2004-го года. К сожалению, «режимный» процесс заказухи цензуры, самоконтроля, слишком быстро восстанавливается в СМИ, силовых структурах, судебной власти.

Поэтому, сегодня мы не столь часто выступаем в СМИ, но это, поверьте, не наша вина, а проблема всего общества. Главное, что мы требуем от власти – выполнить свои обещания, с которыми они, фактически, победили на выборах. Прошло уже два месяца, но этих социальных прожектов – я их именно так называю, никто даже не пытается реализовывать. Проект повышения соцвыплат провален. О дешевом газе много говорят, но вместо этого, готовится резкое повышение цены, чтоб рассчитаться с «РУЭ», представители которого «пачками» входят в новую власть. О пятилетних налоговых каникулах для малого и среднего бизнеса – даже не думают…

Людям надо дать возможность убедиться – все наши комментарии к обещаниям этой власти были правдивыми. Мы, в отличии от них, не игрались в популизм, не давали невыполнимых обещаний. Мы работали в условиях тяжелейшего кризиса. Как в 41-м году советская армия сражалась в окружении…

Сравниваете правительство Тимошенко с советской армией в 41-м?!

Мы действительно сражались в окружении. С одной стороны - популизм и беспрецедентно циничные действия оппозиции в парламенте, который они блокировали в течении года. С другой стороны – предательство Ющенко. С третьей – отсутствие исполнительной вертикали и саботаж местных администраций, назначенных президентом. В этих условиях мы выстояли против серьезнейшего кризиса. Хотя, вы помните, все прогнозировали дефолты, невыплату пенсий и зарплат. Ни одного дня задержки по социальным выплатам, ни намека на дефолт, ничего этого не было, тогда как сегодня, уже задерживают выплаты пенсий; некоторые, рекапитализированные нами банки, прекратили возвращать людям вклады. Все это –серьезное свидетельство того, что никто не собирался выполнять свои обещания, думать о людях. Цель была одна – захват власти любым путем.

По вашему, хождение в телевизор и ожидание того, пока оппоненты проявят свою бездарность – есть оппозиционная деятельность?

Мы не сидим сейчас сложа руки – нарабатываем стратегию, тактику. Вообще, есть серьезный позитив от того, что мы оказались в оппозиции. Очень сложно было работать без большинства в парламенте…

Что я слышу! Вы же всегда говорили, что у вас есть большинство!

Юридически, оно существовало, практически – все были свидетелями, как Ющенко давал команду своим депутатам не голосовать за антикризисные законы, а тот же Литвин голосовал всегда так, как ему было выгодно. В результате, мы были правительством фактического меньшинства.

Какой плюс оппозиции? Все наносное, слабое и лживое сразу отпадает, происходит самоочищение системы. Формирующийся сегодня режим, безусловно, будет жестко преследовать своих оппонентов. Пребывая у власти, мы все делали для того, чтобы законодательно обеспечить работу оппозиции, «регионалы» на это никогда не пойдут. Игнорируются даже элементарные права оппозиции. На законные требования обеспечить оппозиции контрольные функции, подконтрольные власти СМИ, начали пропаганду, мол блокируя ВР, мы боремся за комитеты и мешаем принять бюджет.

Так вы будете требовать перераспределения комитетов? Поясните. А, то, сколько БЮТовцев – столько мнений по данному поводу.

Мы боремся не за комитеты - за демократию. Мы разблокировали парламент, чтобы прекратить спекуляции вокруг бюджета, но мы готовы использовать активные формы протеста, если новая власть не станет выполнят взятые на себя социальные обязательства.

Расскажите подробнее о выработке стратегии и тактики оппозиционной деятельности. Вопрос в том, что нового вы можете предложить. Какую концепцию?

Это и стратегия, и программа, обновление и усиление структур в регионах. Основной центр тяжести мы переносим со штабных центров в областях, на первичные организации, созданные на каждом избирательном участке.

Кроме того, отрабатываем формы информирования населения, в условиях сворачивания свободы слова. Планируем использовать как проверенные средства – листовки, газеты, так и современные электронные технологии.

БЮТ – политсила лидерского типа, что, с точки зрения перспектив, весьма рискованно. Не считаете, необходимо укреплять ее автономность, самодостаточность, без привязки к первому лицу?

Безусловно, укрепление партийных, структур – одна из важных задач и мы, в настоящее время, ею занимаемся. В то же время, если у политсилы есть такой яркий лидер, как Тимошенко, наши позиции это только усиливает.

…Мне бы хотелось вернуться к вопросу о якобы затянувшееся паузе в нашей активной деятельности…

Мы серьезно занимаемся анализом текущей ситуации, это поставлено на научную основу. Практически еженедельно проводим экспресс-анализ, ежемесячно – серьезные социологические исследования. На их основании, могу сказать: у большинства граждан сейчас преобладают настроения позитивного ожидания. С приходом новой власти, даже те, кто за нее не голосовал, всегда надеются на перемены к лучшему. Это типично для любого общества. Обычно, такой период длится до полугода, но, учитывая темп, с которым взялись за «дело» наши оппоненты, думаю, в Украине он сократится до двух-трех месяцев. Тогда-то следует использовать более активные формы оппозиционной работы. .Действия политсил должны соответствовать общественным ожиданиям, в противном случае, они безуспешны.

Некоторые ставят в пример ПР, которая, будучи в оппозиции, якобы активно боролась с властью… Вспомните 2005-ый год. Где было большинство «героев» после победы Майдана? Они просто убежали из страны. Если бы не активная «деятельность» Виктора Андреевича – могли б до сих пор там находиться. Хотя, в 2005-м не было никаких репрессий.

Не было репрессий? А люстрации не репрессии?

Люстрации? Богатырева – секретарь РНБО, Кивалов и другие лидеры Партии регионов получили из рук Ющенко высшие государственные награды. Это люстрация?

Это всё случилось значительно позже 2005-го, а тогда их всех гоняли в ГПУ и дальше. Кстати, оставшись без мандата, не боитесь ли визитов ГПУ, СБУ?

Радости в этом мало. Мы все это уже проходили, но если боишься, лучше в Украине не заниматься политикой.

«Не согласен с позицией фракции? Клади мандат и будь свободен!»

Считается, деморализация в рядах БЮТовских депутатов случилась из-за того, что по завершению кампании, Тимошенко взяла длительную паузу – я уже о ней спрашивала. Публика, тем временем, была дезориентирована: никто не знал ни что делать, ни как дальше станут развиваться события.

Насчет паузы – не согласен. Мы активно занимаемся партийной работой. Уже прошли партсобрания на уровне первичных организаций, отрабатываем график городских и районных сборов. Продолжается и процесс обновления кадров, который дойдет, безусловно, и до областного уровня, и до центрального. «Очищение» рядов происходит как административно-организационным путем, так и естественным – «слабые звенья» просто отпадают

«Слабые звенья» - те, кто купил места в списках и уходят, будучи убежденными, что ничего вам больше не должны? Но, ведь они, по-своему правы.

Тот, кто хочет предать, всегда найдет себе оправдание. Те же, кто ляпает, извините за выражение, языком, поливает грязью политсилу, от которой были избраны, тем самым лишь подтверждают свою никчемность и несостоятельность.

Значит, не считаете поствыборную паузу роковой? Ваши экс-соратники рассказывали в интервью «ЛБ»: в первые дни депутаты были, мягко говоря, растеряны, отчего климат во фракции складывался не самый благоприятный.

Зайдите на сайт ВР и убедитесь: несовершеннолетних депутатов во фракции БЮТ нет. Это взрослые, дееспособные дяди и тети, поэтому говорить о том, что они были растеряны, предоставлены сами себе, как минимум, смешно. Ребенок, будучи предоставлен сам себе, может начать баловаться со спичками и поджечь квартиру – не осознавая, что творит. Тут такого быть не может. Говорить, что их не взяли за руку, не утерли им слезы и поэтому они, за несколько миллионов долларов, продали свою карточку, своих избирателей, свою душу…

Ни одно подобное заявление о «купле-продаже» - никогда не было подтверждено предметно. Никогда. Впрочем, не суть. Думаете, Портнов продался?

Я не хочу комментировать персонально кого-бы то ни было.

Тогда – признайтесь: чей демарш стал самым неожиданным и болезненным? Портнова? Или того же Полунеева, пришедшего на инаугурацию?

В отличии от Полунеева, Портнов положил свой мандат. В отличии от тех, кто торгует мандатом, у меня к Портнову претензий нет. Если бы так поступил Полунеев, по нему бы вопросов тоже не возникало. У нас, в конце-концов, не рабовладельческий строй, нет хозяев и рабов, нет людей зависимых, которых обижают или плохо кормят; есть самостоятельные политики, которые вольны принимать решения, нести за них ответственность. Перестал разделять позиции политсилы, от которой избрался, несогласен с мнением руководства? Клади мандат и будь свободен! Это честно, по крайней мере.

Я спрашивала о неожиданности.

Негативные поступки всегда неожиданны. Были б ожидаемы – люди бы не попадали в список.

Много еще подобных неожиданностей БЮТ, в ближайшем будущем светит, как считаете?

Не хочу я прогнозировать этот процесс. Накануне местных выборов, близких парламентских, для нас это – проблема, но никак не трагедия. В команде останутся достойные.

«Портнов ощутимая потеря для команды»

О местных выборах поговорим отдельно. «Группа Онопенко» - депутаты УСДП к «достойным» принадлежат? Их давно уже подозревают в стремлении кооперироваться с властью.

Ни один депутат из УСДП никогда не делал подобных заявлений…

Как же?! Пару недель тому, после оглашения БЮТ оппозиционности, заявляли, что они, как партия, подобного решения еще не принимали.

Такая неудачная акция была проведена некоторыми аппаратчиками УСДП, желавшими, возможно, обратить на себя внимание… К чести наших депутатов, они отмежевались от подобных заявлений.

Я говорил на эту тему с главой УСДП Евгением Корнийчуком, он обратил внимание на то, что депутаты УСДП не получили достаточного представительства в оппозиционном правительстве. Лично я это весомым аргументом не считаю. Однако, сегодня, как вы знаете, пост министра юстиции оппозиционного правительства заняла депутат УСДП, прекрасный юрист Елена Шустик.

Я лично общаюсь со всеми депутатами нашей фракции, в том числе – и с представителями УСДП, в действиях которых и намека нет на то, чтоб спекулировать на сложностях нынешнего политического периода.

Поясните вот что: отток кадров из фракции проигравшего кандидата естественен, но все ожидали: «с вещами на выход» двинут бизнесмены, калибра Губского, Сигала, Буряков, а пошли почему-то «мозги» команды, ее лицо, интеллектуальная элита. Почему?

Кого вы имеете в виду?

Портнов и Полунеев – наиболее яркие примеры. Первый – глава юрдепартамента блока, второй – соавтор «Украинского прорыва». «Регионам» еще Немырю осталось сманить, для полноты «комплекта».

Да, Портнов – профессиональный, грамотный юрист, глупо это отрицать. И эта потеря для команды ощутимая. Но, относительно других переметнувшихся коллег… Называть их «интеллектуальной элитой» «лицом» фракции – как минимум преувеличение,. Они перешли к ПР, пристроились к корыту, и крутят хвостиками, похрюкивают от удовольствия. Их лица – в корыте, а то, что виляет – не лицо, тем более, не интеллектуальное.

Что касается бизнесменов… Оценивать людей по тому, бизнесмен он или нет – упрощенный подход, оценивать надо на предмет того, есть у человека внутренний стержень или нет. Не бизнесмена, поверьте, купить гораздо проще, чем бизнесмена.

К сожалению, банальной причиной большинства предательств является элементарная взятка – миллион долларов и индульгенция, с обещанием защиты от новой власти и доступа к государственным ресурсам.

В отличии от наших оппонентов, мы, пребывая во власти, даже в сложных условиях, даже не имея полноценного большинства, с депутатами никогда не торговались, в том числе – для перехода в коалицию.

А кто правительственные посты коммунистам раздавал? За то, например, что они не голосовали за вотум недоверия Тимошенко.

Да, у нас были проблемы с голосами в парламенте. Потому как, по сути, мы были правительством меньшинства. Виктор Ющенко влиял на значительное количество депутатов в НУ-НС…

Влиял? В последние полгода, даже с группой Кириленко он связь не поддерживал - вы это знаете, все знают!

Да, влиял. Действия Литвина я даже комментировать не хочу. Но, мы никогда и мысли не допускали, чтоб пойти против Конституции, пытаться менять Регламент, как это сделали «регионы». Конституция прямо говорит: коалиция формируется фракциями – не депутатами. Поэтому, имея возможности присоединить отдельных депутатов из других фракций, мы не пошли этим антиконституционным путем.

Знаете, почему «регионалам» недостаточно того, чтоб депутаты просто поддерживали их голосованиями, оставаясь вне коалиции? Подписи перебежчиков под коалицией – сожженные мосты. Новая власть понимает: скоро ситуация радикально изменится, причем не в их пользу. И, когда они уже не смогут справляться со своими проблемами, останется просто давить оппонентов, в том числе - путем принятия неадекватных антиконституционных законов или полной нейтрализации парламента. Второй вариант - обеспечивать тоталитарное правление, посредством изменений Конституции. Вот почему необходимо, чтоб перебежчики закрепляли свой статус юридически ‑ подписями. Cжигая мосты, они уже не смогут вернуться назад. Регионы, таким образом, страхуются от своих будущих проблем. Это подобно тому, как на войне фашисты не просто брали пленных, а вынуждали их сотрудничать, делая полицаями или формируя из них зондер-команды.

Да, вы не перекраивали коалицию, но подкупали коммунистов должностями.

Мы не брали пленных, не занимались подкупом и не увеличивали численность коалиции антиконституционными способами. Хотя, пребывая у власти, всегда есть возможность обменять должность на нужную подпись…

Вот, вы и шли по этому пути…

Голосования, в которых участвовали, кроме членов нашей коалиции, еще и коммунисты, регионалы, действительно случались. Но, Основной закон не запрещает депутатам голосовать так, как они считают нужным…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram