Правда, огненной руки, которая бы начертала на стене дачи Виктора Андреевича слова «Мене! Текел! Фарес!» не было. Но и без того было ясно – в парламенте уже всё было взвешено, посчитано, и победу Ющенко «продали» представителям пропрезидентской части политикума. Вернувшись к активной жизни в мае 2002 года, Ющенко понял, что парламентское большинство сформируют без него. Ющенко не допустили ни к формированию большинства, ни к перестановкам в правительстве, ни к распределению губернаторских постов. Даже в ходе «спикериады» «Наша Украина» не получила ни одного поста в руководстве парламентом. Единственным утешением для НУ стали несколько постов председателей парламентских комитетов.
Правда, Сергей Тигипко, пытаясь выступить в роли посредника, предложил свой вариант урегулирования ситуации в парламенте и настаивал на включении «Нашей Украины» в парламентское большинство. Но ситуация усугублялась ещё и тем моментом, что главой Администрации Президента был назначен давний оппонент Ющенко, Виктор Медведчук, который решил взять ситуацию в парламенте под свой контроль. В результате Ющенко оказался в оппозиции. Победа обернулась поражением.
Это не могло не сказаться на отношениях внутри блока. Часть народных депутатов приготовились к отходу от Виктора Ющенко. В среде «Нашей Украины» начал назревать кризис. На некоторое время его удалось отсрочить – Ющенко в августе 2002 года уполномочил народного депутата Романа Бессмертного подписать соглашение с Блоком Юлии Тимошенко, Коммунистической партией и Социалистической партией о создании оппозиционной четвёрки.
16 сентября 2002 года оппозиция призвала своих сторонников выйти на улицы Киева. На европейской площади столицы впервые был собран митинг оппозиции численностью более 100 тысяч человек. Сторонники оппозиции попытались прорваться в Администрацию Президента и в телецентр. Однако несогласованность действий оппозиции привела к тому, что оппозиционная волна пошла на спад…
…Виктор Ющенко оказался наиболее «слабым звеном»: ему не хватало уверенности в своих силах и в силах своих сторонников. Кроме того, он продолжал по-сыновьи относитлься к Кучме. Как результат – буквально сразу же после спада оппозиционной стихии Ющенко встречается с Леонидом Кучмой и обсуждает с ним актуальные вопросы. Встреча с Президентом приводит к ещё одному проигрышу Ющенко. 5 марта 2003 года Леонид Данилович выступает перед гражданами Украины с заявлением о перспективах политического реформирования государства. Вердикт части депутатов-нашеукраинцев был однозначен: «Кучма – в сговоре с Ющенко!», «Кучма не мог делать это заявление, не согласовав позиции с Ющенко».
При этом сам Ющенко решил воспротивится конституционному реформированию, которое бы существенным образом ограничило бы его полномочия в случае избрания на пост Президента. Ющенко уже видел себя Президентом, и не в его интересах было отказываться от широких полномочий, которые выбил под президентскую должность Леонид Кучма за десятилетие пребывания у власти. Поэтому позиция Ющенко сводилась к тому, что «мы не против введения политической реформы, только вот давайте – после президентских выборов».
В 2003 году Интернет-издание «Форум» писало: «В последнее время мы стали свидетелями появления в среде «Нашей Украины» нескольких тенденций. Тенденция первая – бегство из среды «Нашей Украины». Оно и понятно: в блоке есть ряд бизнесменов, желающих застраховать свой бизнес либо отбить деньги, потраченные на избирательную компанию. Конечно, свой выход из блока и переход в другие фракции они аргументируют недальновидностью руководства фракции, отсутсвием конструктива у Ющенко и т.д. Лично у меня они вызывают аналогии с крысами, бегущими с корабля. Но – каждому своё. Нельзя от человека требовать постоянного нонконформизма. Хотя в стане бывших политических противников эти люди вряд ли когда-либо станут «в доску своими» - единожды предав, кто тебе поверит?
Вторая тенденция – радикализация части «нашеукраинцев» и требования продолжать революцию. При этом эта часть на некотором этапе прозрела и понимает, что Ющенко – не тот человек, который может изменить ситуацию в государстве. Он по своему психологическому настрою может только повторять нынешнего Президента во всех деталях – вплоть до подхода к кадровой политике и взглядов на принципы осуществления власти в государстве. Эта часть «Нашей Украины» понимает, что сегодня, находяь в оппозиции к Леониду Кучме, завтра ей, возможно, придётся находиться в оппозиции к Виктору Ющенко. Более того – эта оппозиционность уже наметилась. Заявление Тараса Чорновола о возможном выдвижении в Президенты – это только вершина айсберга противоречий, накопившихся в среде «Нашей Украины».
Третья тенденция – идти на поклон к Президенту. Его исповедует значительная часть «Нашей Украины». Не секрет, что революционного запала в среде НУ было не так уж и много. Это была преимущественно умеренная оппозиция. Сейчас эти люди, желающие почувствовать вкус власти, понимают, что могут проиграть всё. До президентских выборов полтора года. За это время может многое измениться. Например, срок выборов могут перенести. Или Ющенко вдруг не станет Президентом. Что тогда? Ответ на вопрос прост: надо сейчас идти на соглашение с Леонидом Кучмой и его окружением и выпрашивать посты в государственных органах. Государственные органы – это доступ к бюджету, доступ к бюджету – это деньги, деньги – это… Надо ли объяснять, что такое деньги? Последнее заявление Ивана Драча, сделанное им во Львове – относительно того, что Ющенко и руководство блока допустили ряд ошибок, в первую очередь отказываясь от сотрудничества с властью, тоже показательны».
…В 2003 году Ющенко совершил ряд поездок по Украине, объехав практически все областные центры. Местная власть пыталась всячески противодействовать Ющенко в его встречах с избирателями – в залах и на телеканалах пропадал свет, местные власти запрещали проведение митингов…В результате это только играло на руку Ющенко. Фактически избирательная кампания Виктора Ющенко началась уже в 2003 году – за год до реального старта кампании.
Кампания Ющенко сопровождалась рядом провокаций. В Одессе молодой человек швырнул в Ющенко яйцо, когда Виктор Андреевич выступал на сцене. Далее был Херсон, где местные власти подготовили Ющенко несколько провокаций. Потом – Белая Церковь, где к приезду лидера «Нашей Украины» подкатили грузовик с огромной свиньёй, на боку у которой красовалась надпись «Виктор Ющенко». Далее – Харьков, где был выставлен антиющенковский пикет – якобы от СДПУ(о), НДП и Партии регионов. Вскоре оказалось, что НДП и ПР не имеют к организации пикета никакого отношения. Потом – Луганск, где местные власти срочно выехали из города, чтобы не встречаться с Ющенко…
Пик противостояния между командой Ющенко и местными администрациями пришёлся на 31 октября 2003 года, когда команда Ющенко приехала в Донецк. В Донецке должен был состояться съезд «Нашей Украины». Предварительно донецкие власти пообещали содействие в проведении съезда. Но оказалось, что нашеукраинцев встречает многотысячная толпа агрессивно настроенных дончан, скандирующих антиющенковские лозунги.
По возвращению из Донецка, Ющенко обрушился с критикой на премьер-министра Виктора Януковича, считая именно его повинным в провокации. Сам Янукович в это время находился с визитом в Азербайджане. Кто-то распустил слух о причастности сына Януковича к изготовлению и размещению антиющенковской пропаганды… Янукович не только опроверг эти слухи, но и – в пылу дискуссии – посоветовал Ющенко и его сторонникам «запастись памперсами».
С этого момента начинается явное, неприкрытое противостояние между Ющенко и Януковичем. Стало понятно, что о компромиссе не может быть и речи. Основные конкуренты на выборы 2004 года определились…
Это тем более печально, что события 31 октября продемонстрировали: и в лагере Ющенко, и в лагере Януковича победили так называемые «партии войны». Покойный ныне помощник премьер-министра Зиновий Кулик, не разделявший курса на конфронтацию, пытался удержать Януковича от необдуманных шагов. Более того: он предлагал концепцию примирения и переговоров – Ющенко и Янукович должны были, по его идее, заключить между собою пакт. Янукович мог поддержать Ющенко и остаться премьером при Викторе Андреевиче. Как человек, часто и много общающийся с Зиновием Куликом в последние месяцы его жизни, могу свидетельствовать о наличии такого проекта и такой позиции. Сталкивание двух политиков лбами было выгодно Виктору Медведчуку и Леониду Кучме, выработка совместной линии поведения могла бы привести к тому, что Ющенко и Янукович могли стать реальным противовесом Кучме и Медведчуку… После 31 октября 2003 года о подобного рода компромиссе не могло быть и речи…
Один важный момент, который стал показательным для «Нашей Украины» и одновременно – сигналом для ее сторонников. Сигналом, который не удалось расшифровать вовремя большинству сторонников Ющенко. В самом начале 2004 года из «Нашей Украины» вышел народный депутат Тарас Чорновил. Ситуация вокруг Чорновола оказалась следующей. Он долгое время не мог попасть на приём к лидеру собственной фракции. Тотальное игнорирование интересов депутата – далеко не последнего и не наименее активного – привело к тому, что Черновол взбунтовался и потребовал встречи. Личная встреча не состоялась: Чорновол пришёл на приём на назначенное время, сначала ему сказали, что лидер опаздывает, а после нескольких часов сидения в «предбаннике» депутат услышал, что Ющенко решил не встречаться сегодня с ним, ибо по пути в офис заехал в палаты патриарха Филарета и сегодня уже не будет на месте. На следующий день Чорновил, посчитавший себя оскорблённым, вышел из партии и из фракции…