Новый парламент с самого начала был недееспособным образованием, обречённым на внутренние конфронтации. Коалиция составляла лишь 226 голосов – то есть, минимально возможное количество депутатских мандатов. Понятно, что в таком варианте для принятия любого решения необходимо было обращаться к оппозиции или же к «нейтральному» Владимиру Литвину.
Правительство – не смотря на то, что на выборах Блок Юлии Тимошенко получил вдвое больше мандатов, чем НУНС – было поделено пополам. Тимошенко получила контроль над экономическим блоком, НУНС – преимущественно над гуманитарным.
Но было понятно, что эта стабильность – как и в 2005 году – ненадолго. И Ющенко, и Тимошенко демонстрировали непомерные амбиции, в первую очередь относительно президентского кресла.
Уже накануне 2008 года Секретариат Президента обрушился с критикой на правительство Тимошенко, критикуя в первую очередь экономическую программу. Некоторые предложения Тимошенко (перевод армии на контрактную основу, выплаты задолженностей вкладчикам Ощадбанка) вызвали острую реакцию со стороны Президента и обвинения в адрес Тимошенко: Секретариат Президента обвинил Тимошенко в популизме.
В конце января 2008 года Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко и Арсений Яценюк подписали коллективное письмо руководству НАТО относительно плана по достижению членства в Северо-Атлантическом Альянсе. Партия Регионов и Коммунистическая партия заявили, что Арсений Яценюк превысил свои полномочия – он не имел права подписывать подобное письмо без согласия парламента. Началось блокирование трибуны Верховной Рады.
Виктор Ющенко с подачи Виктора Балоги решил воспользоваться моментом и повторно распустить парламент. Это могло принести Ющенко тактическую победу над Тимошенко и над парламентом, вывести правительство и Верховную Раду из игры – возможно, на неопределённое время. С одной стороны, по Конституции, он не имел права распускать парламент менее чем за год с момента начала его работы. С другой – вступала в силу статья Конституции, дающая Президенту право распускать парламент в случае, если он на протяжении месяца проявлял недееспособность. Арсению Яценюку начали выкручивать руки относительно того, что он должен довести ситуацию в Верховной Раде до коллапса и подготовить почву для роспуска Верховной Рады. Яценюк наотрез отказался действовать по сценарию Президента и Балоги. К марту парламент был разблокирован. Угроза роспуска Верховной Рады была снята.
С этого момента начинается острое противостояние между Президентом и Премьером. Премьер – при поддержке со стороны Партии регионов и коммунистов – начала готовить проект Конституции, которым Президент лишался бы большинства своих полномочий. Он должен был лишиться статуса Верховного Главнокомандующего и влияния на силовые структуры. Он должен был лишиться возможности воздействовать на парламенте. Он лишался даже права быть всенародно избранным – по проекту Конституции, Президент должен был избираться в парламенте.
В свою очередь Президент представил своё видение Конституции. Он закреплял за собою ряд полномочий. В то же время он предлагал ввести двухпалатный парламент и усилить свой контроль над исполнительной властью. Предвиделось расширение прав местного самоуправления.
Параллельно с конституционным процессом Тимошенко повела наступление и по другим фронтам. Близкие к ней люди захватили (рейдерским способом) Фонд госимущества, пытаясь провести в срочном порядке приватизацию ряда объектов (в том числе Укртелекома и Одесского припортового завода). В ответ Ющенко дал поручение Генеральной прокуратуре ускорить следствие по делу о его собственном отравлении. В ходе дела разрабатывалась версия о причастности к отравлению Юлии Тимошенко и Давида Жвании.
Противостояние Ющенко и Тимошенко привело к тому, что Секретариат Президента потребовал от окружения Ющенко чуть ли не клятвы на крови относительно верности Виктору Андреевичу. Он постепенно превратился в самодура, не способного к управлению государством, страдающего маниловщиной и манией величия. Он продуцировал мессианский бреди при этом проявлял полное отрешение от государственных дел. Ющенко образца 1997 года был личностью, подающей надежды. Ющенко образца 2000 года был действенным и эффективным менеджером. Ющенко образца 2004 года был двигателем прогресса. Ющенко образца 2008 года стал реальным тормозом на пути развития демократии…
…На протяжении года друзья постепенно покидали Ющенко. Ушёл Юрий Луценко. Ушёл Давид Жвания (кум Ющенко попал в такую опалу, что против него возбудили ряд уголовных дел, говорят, Ющенко даже пообещал посадить Жванию). Ушёл вступивший в конфликт с Балогой Борис Тарасюк, уведя с собою Народный Рух Украины. Ушли Николай Мартыненко и Александр Морозов. Первый вскоре возглавил фракцию НУНС в парламенте – вопреки воли Президента – и занял оппозиционную по отношению к Ющенко позицию. Второй выступает в прессе с острыми обличительными статьями в адрес бывшего соратника. Ушёл Петр Порошенко, ныне работающий больше в лагере Тимошенко. Ушли Арсений Яценюк и Анатолий Гриценко. Вокруг Ющенко остались довольно сомнительные личности. Ушла в лагерь Тимошенко целая группа «Народной Самообороны». Президент сам возглавил партию «Наша Украина» - и фактически похоронил свою же политическую силу под обломками своего былого могущества.
К началу 2009 года Ющенко мог рассчитывать на поддержку группы РосУкрЭнерго во главе с Дмитрием Фирташем, частично – на группу «Приват» и на группу Рината Ахметова. В последнее время Ахметов занял более нейтральную позицию, чем ранее. «Приват» - по последним данным – возобновил контакты с Тимошенко и её окружением.
Попытка Виктора Ющенко предложить общественности новую Конституцию Украины была провальной. Ющенко не смог предложить ничего нового – он поднял на щит старые идеи Леонида Кучмы (против которых сам же и выступал некогда) – относительно сокращения численности народных депутатов и введения двухпалатного парламента (Национального Собрания). Пытаясь таким образом задать тон в политической жизни страны, сформировать повестку дня предстоящих выборов, Ющенко проглядел подстерегавшую его опасность. На следующий же день после выступления Президента в парламенте, 1 апреля 2009 года, 401 парламентарий проголосовал за проведение президентских выборов не 17 января 2010 года, как на этом настаивал Президент, а 25 октября 2009 года. Ющенко лишали почти трёх месяцев президентства! Аргумент был прост: когда Ющенко принимал полномочия, в стране действовала Конституция 1996 года, которая определяла, что выборы Президента должны состояться в последнее воскресенье октября пятого года полномочий Президента. Новая же Конституция определила, что выборы должны состояться в последнее воскресенье последнего месяца пятого года полномочий Президента. На Ющенко эта норма не могла распространяться.
Когда Пётр Третий своим самодурством и ленью достал своих подданных, они проткнули ему горло вилкой. Когда император Павел начал демонстрировать неспособность к управлению из-за слабой и расшатанной нервной системы, а также из-за непредсказуемого характера, придворные ударили его табакеркой по лбу и убили. Решение парламента – провести досрочные выборы 25 октября – стали почти приговором Ющенко. И он смог противопоставить им одно – предложить нулевой вариант, по которому в один день должны состояться и президентские, и парламентские выборы.
Собрав все свои силы и возможности, Ющенко через Конституционный суд отменил результаты голосования 1 апреля. Этим самым он смог показать, что есть ещё порох в пороховницах…
…В апреле 2009 года Виктор Ющенко принял отставку главы своего Секретариата – Виктора Балоги. Виктор Иванович, обвалив рейтинги Президента, ушёл, громко хлопнув дверью. Информация о «художествах» Балоги дошла до Президента: против всесильного главы Секретариата ополчились супруга Ющенко, а также советник Президента Михаил Дорошенко. Ющенко рассказали о многих фактах из «трудовой и боевой» биографии Виктора Ивановича – в частности, случай, когда Балога в Ужгороде пропечатывал факсимиле Президента на салфетках в обычном ресторане – чтобы показать, кто в стране хозяин. Сам Балога обвинил во всех смертных грехах самого Ющенко и попытался реабилитировать себя в глазах общественности. Мол, я не хотел воевать против Тимошенко, меня заставляли.
Новым главой Секретариата становится Вера Ульянченко – долголетняя сотрудница Виктора Ющенко, глава Киевской областной государственной администрации. Надежды на то, что Вера Ивановна станет успешным менеджером, способным вывести Ющенко из кризиса, обеспечить ему рост рейтинга и примирение с Юлией Тимошенко, не оправдались. Ющенко становился всё более и более невменяемым в политическом плане.
Один из зарубежных дипломатов говорил: «Как можно всерьёз воспринимать Ющенко, если на встрече со своим иностранным коллегой вместо обсуждения экономических путей развития двухсторонних отношений он начинает говорить о Голодоморе. Мы понимаем – это трагедия украинского народа, но чтобы говорить об исторических моментах на третьем предложении? Это уж слишком. Кроме всего, Ющенко оказался мастером инициатив. Вместо того, чтобы отчитываться по взятым на себя обязательствам, он постоянно выдвигал всё новые и новые международные инициативы – всё более пустые и невыполнимые. Мы поняли, что имеем дело с демагогом, а не с реальным политиком».
Та же ситуация – во внутренней политике. Вся деятельность Ющенко – это его постоянная борьба с премьерами – сначала с Виктором Януковичем, потом – с Юлией Тимошенко. Это постоянный уход от желания решать проблемы – в тренос по тому, что у него нет властных полномочий.
Летом 2009 года Юлия Тимошенко добилась того, чтобы с должности Министра обороны ушёл Юрий Ехануров. Ющенко фактически потерял контроль над армией. Один из возможных козырей Президента был выбит из его рук.
Новым Министром иностранных дел становится Пётр Порошенко – человек, равноудалённый как от Ющенко, так и от Тимошенко. Более того: Порошенко начал проводить собственную политику в МИД – более конструктивную и более реалистичную, чем все его предшественники, начиная с Бориса Тарасюка. То же касается и внутренней политики (Порошенко – человек более чем влиятельный в политическом плане). Когда Виктор Ющенко обратился к Порошенко с просьбой поддержать позицию его сторонников, направленную на переворот внутри фракции НСНУ (свержение с поста руководителя фракции протимошенковского Николая Мартыненко и восстановление в правах верного Президенту Вячеслава Кириленко), Порошенко дипломатично ушёл от ответа, сказав, что не имеет влияния на людей во фракции…
Также Ющенко фактически начал терять контроль над Национальным банком Украины: председатель Нацбанка Владимир Стельмах из-за объявленного ему вотума недоверия со стороны парламентариев оказался в подвешенном состоянии и даже пошёл на частичное сотрудничество с премьером.
Губернаторы, пытаясь спасать свою шкуру и думая о «золотых парашютах» на случай смены власти в стране, тоже начали налаживать свои отношения с премьер-министром.
В этих условиях Виктор Ющенко пошёл на координацию антитимошенковской деятельности совместно с Партией Регионов: по принципу «Враг моего врага – мой друг». Виктор Янукович – с точки зрения Виктора Ющенко – более приемлемый союзник и кандидат в Президенты, чем Тимошенко. Более того: похоже, что Ющенко не теряет надежды стать премьером при Президенте Януковиче… Когда Партия Регионов провела через парламент законопроект о социальных выплатах, который – по мнению Тимошенко и Мирового валютного фонда – нанёс бы смертельный удар по экономике Украины, Ющенко подписал его. Когда Тимошенко провела через парламент закон о выделении 1 млрд. грн. на борьбу с эпидемией гриппа и на модернизацию украинской системы здравоохранения, Ющенко документ ветировал. Доходило до абсурда: Ющенко ради того, чтобы организовать митинг в свою поддержку в годовщину Майдана требовал от премьера прекращения срока действия карантинных мер, связанных с эпидемией гриппа…