Балога многими воспринимался как жёсткий менеджер. Он прошёл аппаратную школу Виктора Медведчука и отличался поистине иезуитским цинизмом. Фактически Балога возглавил «штаб по спасению Ющенко», взяв в свои руки все рычаги власти и «приватизировав» Президента. То, что назначение состоялось в день рождения президентского брата, натолкнуло на мысль о причастности к проекту «Балога» Петра Андреевича. Но уже вскоре Балога стал абсолютно самодостаточным политиком. Ему удалось принять на себя весь негатив.
Бывший бизнесмен, Виктор Балога создал в начале 90-х годов на Закарпатье фирму «Барва» («Цвет»), ставшую основой его бизнеса. «Барва» специализировалась в аграрной, строительной и энергетической сферах. По состоянию на середину 90-х годов «Барва» считалась одной из трёх наиболее могущественных группировок с уголовным оттенком, успешно конкурируя в регионе со структурами мэра Ужгорода Ратушняка и будущего шурина Виктора Медведчука - Чубирко. По некоторым данным, именно через «Барву» в Украину ввозилась из Венгрии поддельная водка «Распутин». В ту пору Балога тесно сошёлся с Петром Порошенко и СДПУ (о) (которые тщетно пытались примирить его с Чубирко). В 1999 году при содействии Петра Порошенко Балога становится губернатором Закарпатья. Тогда же состоялось его знакомство с Виктором Ющенко. По сообщениях Н.Шуфрича, в 1999 году Балога вёл переговоры с В.Медведчуком о возможности продвижения его (Балоги) на пост премьер-министра Украины.
По стране поползла информация, будто в 1999 году у Виктора Ющенко на Закарпатье родилась внебрачная дочь, София, которая – во избежание скандала - была удочерена Виктором Балогой. Физический отец выступил в роли крёстного. С этого момента Балога неизменно находится в фаворе у Ющенко. В мае 2001 года – после ухода Ющенко с поста премьер-министра – Балога был устранён с должности губернатора. В 2002 году становится народным депутатом, членом фракции «Наша Украина». Именно Балога считается инициатором и автором фарса с избирательным марафоном вокруг выборов мэра закарпатского города Мукачево: Балоге очень хотелось, чтобы мэром стал его двоюродный брат Петёвка. «Наша Украина» и СДПУ (о) столкнулись вокруг этих выборов и несколько раз добивались через судебные решения и перевыборы назначения на пост мэра Мукачево своих ставленников.
Долгое время Балога считался ставленником Петра Порошенко. Однако уже после Оранжевой революции Балога дистанцируется от своего бывшего благодетеля и начинает формировать собственную среду и собственную политику, используя как своё влияние на Президента, так и возможность перетасовывать кадры. Возглавив Министерство по чрезвычайным ситуациям, он также добился назначения на пост губернатора области своего ставленника, венгра Иштвана Гаваши. По некоторым данным, Балога финансирует две венгерские партии на Закарпатье, пытаясь превратить национальные меньшинства области в своих союзников. Также Балога решил вопрос с «русинами» - языковой группой, на протяжении последних десятилетий требующей признания статуса отдельного этноса. Балога пошёл на контакт с лидерами русинов и обеспечил 10 тысячам русинов отдельный национальный статус в обмен на лояльность. Позже – когда над Балогой начали сгущаться тучи – он неоднократно использовал русинский фактор для демонстрации своих возможностей и влияния – вплоть до провозглашения русинами собственной автономии.
Назначение Балоги было продиктовано желанием усилить Секретариат и превратить его в действенное орудие борьбы с Антикризисной коалицией и окружением премьер-министра Виктора Януковича. Фактически Балога собрал и сплотил вокруг Секретариата всех представителей «партии войны» в президентском окружении.
В самом начале октября 2006 года состоялось первое столкновение между Ющенко и Януковичем. Виктор Янукович решил собрать заседание Кабинета Министров, на которое пригласил и Президента. Однако рассадка гостей предвиделась таким образом, чтобы по центру стола сидел премьер-министр, справа – спикер парламента, а слева – Президент. Ющенко посчитал это унижением для себя лично. Президентский штандарт был вынесен из зала заседаний за несколько минут до открытия заседания Кабинета Министров. Фактически это означало объявления войны премьеру. И война действительно началась.
Уже в октябре Секретариат Президента начал усиленно критиковать экономическую программу Виктора Януковича и его правительства. Предложения, которые продуцировал социально-экономический блок, объявлялись популистскими и нереалистичными. Не смотря на это, очень быстро правительство Януковича подняло ВВП до уровня 14% и смогло объявить о поэтапном увеличении пенсий и социальных выплат на 40%. Не смотря на необходимость изыскания средств для компенсации населению потерь при повышении цен на газ, правительство справилось с задачей. Более того: наметилось улучшение в отношениях с Российской Федерацией: в новый 2007 год страна вступила с прозрачной и понятной ценой на газ.
Однако противостояние между Кабинетом Министров и Секретариатом Президента набирало обороты. В декабре 2006 года в Верховной Раде был поднят вопрос об отставке министра иностранных дел Украины Бориса Тарасюка – «человека Президента». Тарасюку получил вотум недоверия. Новым министром иностранных дел становится 32-летний Арсений Яценюк, ранее работавший исполняющим обязанности председателя Нацбанка и министром экономики в правительстве Еханурова. Также в отставку был отправлены председатель СБУ Игорь Дрижчаный. Попытка Президента провести на его место генерала Виктора Короля не увенчалась успехом. В результате исполняющим обязанности председателя СБУ становится бывший дипломат и кадровый разведчик Валентин Наливайченко.
В самом начале 2007 года по линии Секретариата Президента начинается активный саботаж решений правительства – местные администрации фактически игнорировали распоряжения Кабмина. Кабмин – в свою очередь – пытался влиять на Президента своими методами, в том числе ведя закулисные переговоры с Блоком Юлии Тимошенко. Так в январе 2007 года в Верховной Раде состоялось голосование по проекту закона о Кабинете Министров, который существенно ограничивал полномочия Президента. С Партией Регионов солидаризировались не только СПУ и КПУ, но и БЮТ. То есть, Президент получил первое предупреждение.
Не очень хорошо начали идти дела на внешнем направлении. Европа и Соединённые Штаты постепенно стали разочаровываться в Ющенко. Виктор Андреевич не оправдал возложенные на него надежды и постепенно терял доверие. К началу 2007 года рейтинг Ющенко составлял 11 – 12%. Он не инициировал реформы. Он не смог вернуть стране стабильность. Он не смог сохранить единство оранжевых сил. Он не смог выполнить ни единого обещания, закреплённого в избирательной программе 2004 года. Он не смог противостоять коррупции и непотизму. Он перестал быть надеждой демократии на постсоветском пространстве. Становилось понятно: Ющенко – это шекспировский герой, трагичная личность в украинской истории.
Противостояние достигло своего апогея в марте 2007 года. Тогда из «Нашей Украины», БЮТ и президентского лагеря в парламентское большинство начали переходить отдельные депутаты, заявляющие о своей солидарной позиции с коалицией. Перешёл даже Анатолий Кинах, ранее активно поддерживавший Ющенко – и сразу же получил пост министра экономики в правительстве. Становилось понятно, что не сегодня – завтра Партия Регионов может перекупить несколько десятков человек и создать конституционное большинство в парламенте. Секретариат Президента при поддержке Блока Юлии Тимошенко начал эксплуатировать тезис о том, что парламент не легитимен, поскольку запрещены выходы из фракции. Но поскольку императивный мандат, предусмотренный Конституцией, не вступил в силу, на депутатов-перебежчиков увещевания не действовали. Главный тезис Президента о том, что «не за такой расклад сил в парламенте голосовали избиратели», не срабатывал – Конституция чётко определяла ситуации, при которых Президент мог идти на роспуск Верховной Рады: а) недееспособность парламента на протяжении 30 дней; б) неспособность создать коалицию на протяжении 30 дней после выборов; в) неспособность создать правительство на протяжении 60 дней. Все эти условия отсутствовали. В то же время в Конституции отсутствовал тезис о том, что Президент имеет право распускать парламент в том случае, если изменилась внутренняя конфигурация сил в Верховной Раде.
Не смотря на это, 2 апреля 2007 года Президент подписал Указ о роспуске Верховной Рады и назначил досрочные выборы на июнь 2007 года. Начинаются долгосрочные акции протеста – в первую очередь инициированные правительством. В Киев съезжаются сотни и тысячи людей с Востока и Юга страны. В основном акциями занимается вице-премьер по ТЭК, один из ближайших соратников Януковича Андрей Клюев. На Майдан образца 2004 года это мало похоже – всякое повторение, всякая копия является лишь пародией. Но под давлением масс Ющенко задумывается о легитимности своего шага.
В мае он решает перенести выборы на июль. Этот шаг Президента вообще лежал вне сферы формальной логики. Но особо рьяно защищать Президента бросился руководитель ющенковской партии «Наша Украина» Вячеслав Кириленко – он всячески пытался доказать, что выборы состоятся именно в июле. В защиту президентской позиции выступает четвёрка юристов – Игорь Пукшин, Марина Ставнийчук, Николай Онищук и Роман Зварыч.
Противостояние обостряется. В мае – чтобы дать возможность Президенту получить дополнительную легитимность Указа – Блок Юлии Тимошенко заявляет о сложении своих депутатских мандатов в Верховной Раде. Таким образом, парламент становится нежизнеспособным – в нём отсутствует конституционное большинство. Не прописанная в Конституции ситуация приводит к тому, что возникает правовая коллизия, которую стороны пытаются разрешить каждая в свою пользу. Партия регионов пытается заручиться поддержкой генерального прокурора Святослава Пискуна. Ющенко своим волевым решением отправляет Пискуна в отставку и назначает исполняющего обязанности генпрокурора – молодого прокурора Автономной Республики Крым Виктора Шемчука.
В день назначения и.о. генпрокурора сторонники премьер-министра Виктора Януковича ввязались в вооружённое противостояние со сторонниками Президента. Здание Генпрокуратуры охранялось сотрудниками Государственной службы охраны, возглавляемой близким к Виктору Балоге Валерием Гелетеем. В то же время министр внутренних дел, социалист Василий Цушко отдал приказ милицейским спецподразделениям штурмовать Генпрокуратуру с целью недопущения смены генерального прокурора. Началась потасовка двух силовых структур.
В воздухе запахло порохом. Стало очевидно, что и на стороне одного лагеря, и на стороне другого существуют свои силовые структуры. К Киеву в спешном порядке – под видом военных учений – перебрасываются внутренние войска. Президент в это время выезжает из Киева.
Вечером при посредничестве бизнесмена Рината Ахметова достигается компромисс. Виктор Ющенко соглашается перенести выборы на осень, 30 сентября (хоть это и противоречит законодательству, предусматривающему проведение досрочных выборов на протяжении 60 дней после роспуска парламента, но стороны договариваются о формуле «политического компромисса»). Партия Регионов обязалась не препятствовать проведению выборов. Тем более что Европейский Союз дал понять: он не признает результаты выборов в Верховную Раду, если они пройдут без участия Партии Регионов – крупнейшей украинской политической силы.
На протяжении лета 2007 года менеджеры Виктора Ющенко сформировали блок, состоящий из партии «Наша Украина» и созданной в конце 2006 года политической силы Юрия Луценко и Давида Жвании «Народная Самооборона», декларирующей себя «защитниками идеалов Майдана». Фактически НС стала ловким политическим трюком Давида Жвании, который убедил Ющенко в том, что сама по себе Самооборона может стать угрозой для электорального успеха «Нашей Украины». Плюс ко всему «Народная Самооборона» в будущем парламенте могла вести себя слишком самостоятельно по отношению к Ющенко (лидеры «Самообороны» - Тарас Стецькив, Олесь Доний и другие – неоднократно критиковали Президента). В результате «Наша Украина» сдалась и решилась на вхождение «Народной Самообороны» в блок – даже согласилась на то, что во главе блока должен идти не лидер НУ Вячеслав Кириленко, а лидер НС Юрий Луценко! Фактически при минимальных затратах денежных средств Луценко и Жвания получили более чем весомый результат.
В это же время представители Партии Регионов начали раскручивать скандал, связанный с израильским гражданством Юрия Луценко. Совокупность факторов – инострарное гражданство плюс финансирование «Народной Самообороны» Давидом Жванией – привело к тому, что «железный ющенковский нарком» Луценко получил прозвище «Звезда Давида».
В списке блока было немало других ярких представителей политического бомонда, всё ещё делавших ставку на Президента. Выборы 2007 года были последней попыткой Ющенко собрать и сплотить вокруг себя команду. В команде ещё были представлены такие люди, как Арсений Яценюк, Анатолий Гриценко, Роман Зварыч, Борис Тарасюк и другие…
…В день выборов, 30 сентября 2007 года, Виктор Ющенко варил на своей даче пиво. Он пригласил на это действо Юрия Луценко. Вместе обсуждали дальнейшие действия. Вместе следили за ситуацией в стране. Вечером, когда стало известно, что Блок Юлии Тимошенко набрал более 30% голосов, Юрий Луценко – вопреки позиции Президента и остальных членов первой пятёрки списка – отправился в офис БЮТ, чтобы поздравить Юлию Владимировну с победой на выборах. Перед камерами он вручил ей букет цветов, при этом продемонстрировав, что розы лишены шипов. Поведение Луценко взбесило Ющенко. Этот момент можно считать началом постепенного отхода от Ющенко его старой команды.