Например, с Олегом Рыбачуком. Или с женой, Екатериной Чумаченко. Несколько раз в Безрадичах – селе, расположенном в 20 км от Киева, бывали журналисты, которым неизменно нравился подчёркнуто рустикальный быт, господствующий на даче Виктора Ющенко. На территории дачи находилось три постройки: основная (большой трёхэтажный дом), мастерская и сарай. В мастерской Ющенко занимался скульптурой, живописью и гончарным делом (Юлия Мостовая в начале 2001 года иронично заметила, что в случае отставки с поста премьера у Ющенко – три пути: первый – уехать на дачу и заняться рисованием; второй – уехать на дачу и заняться лепкой, третий – уехать на дачу и заняться выпиливанием лобзиком). В хлеву находились 2 барана, козы, гуси (подаренные Иваном Плющом), курица и петух, десяток цыплят. Рядом с дачей находилась пасека (в 2001 году, на праздник Алексея Тёплого – 30 марта – некоторые сторонники Ющенко предлагали провести акцию: раздавать на Майдане Независимости в Киеве мёд из пасеки премьера). Сам Ющенко – как ценитель старины – собрал немалую коллекцию этнографических раритетов и подчёркнуто демонстрировал их посетителям. Склонность Ющенко к этнографии стала на некоторое время неким коньком Виктора Андреевича: даже в рекламных роликах и фильмах накануне парламентских выборов 2002 года Ющенко появлялся на «блошиных рынках» в поисках новых предметов старины.
Новые Безрадичи стали своеобразной крепостью, в которой Ющенко неизменно укрывался и где находил покой от столичной суеты. Один интересный момент, рассказанный журналистами. В конце 2003 года Виктор Андреевич пришёл на запись программы «Наголос» к известному политологу Михаилу Погребинскому. Пауза между нанесением грима и началом записи программы несколько затянулась, и дотошные журналисты решили поговорить с Ющенко, что называется, без микрофона. Виктор Андреевич оказался весьма разговорчивым человеком, и не старался уходить от острых вопросов, искренне ответив даже на вопросы, которые касались его личной жизни. Наконец Ющенко, потянувшись и вальяжно раскинувшись в кресле, произнёс скучающим тоном (дело было во вторник): «Скорее бы суббота… скорее бы на дачу…». Журналисты подхватили тему: «А что на даче?» - «да у меня там два незавершённых полотна. Думаю поработать над ними». – «А тематика полотен?» - «Жанровые сценки из жизни украинского села позапрошлого века». – «А в какой манере вы рисуете?» - «Специалисты говорят, что мои полотна близки к фламандской живописи эпохи Возрождения». – «А кто вам ближе – Брейгель или Ван Эйк?» - не унимались журналисты. – «Во-во!..» - глубокомысленно изрёк Ющенко, давая понять, что ему диалог надоел.
Новые Безрадичи, воспринимаемые Ющенко как спасительный бастион, многим окружающим его политикам были не по душе. «Взять бы и сжечь эту дачу – сколько бы проблем сразу же решились бы», - сетовал один из народных депутатов, представитель ближайшего окружения Ющенко. Другой народный депутат, также представитель окружения Ющенко, рассказывал: «Люди, которые окружают Ющенко, делятся на три категории. Первая считает, что Ющенко должен получить символическую булаву из рук учмы. Вторые – из рук народа. А третьи просто приходят и говорят: «Витя, ты и так уже Президент. Ну их к чёрту! Поехали лучше на дачу, пчёлами займёмся!» «Как ты думаешь, - риторически вопрошал этот народный депутат, - к кому в конце-концов прислушивался Ющенко?» Интересно, что количество людей в среде национал-демократов, которые обзавелись в последнее время своими собственными пасеками – дабы подражать Виктору Андреевичу – увеличилось в геометрической прогрессии.
Правительство, которое возглавлял Виктор Ющенко, получило задание от Президента работать в старом режиме до назначения нового премьера и нового правительства. Реально исполняющим обязанности премьер-министра стал бывший первый вице-премьер Юрий Ехануров.
В мае 2001 года несколько рабочих групп занялись разработкой концепций политического будущего Виктора Ющенко. В моём архиве сохранились тексты черновых набросков и готовых материалов, представленных Ющенко в июне 2001 года, как минимум, двумя рабочими группами.
Первая концепция предвидела создание широкого общественного движения поддержку Виктора Ющенко и создание политической силы, способной выигрывать выборы – как парламентские, так и президентские. Акцент – на создание своеобразной «пирамиды» - от муниципального уровня до общеукраинского. Главный движущий момент – революционные настроения общества. Интересно, что авторы концепции впервые вводили понятие «ось Львов – Донецк», то есть, некая условная ось, вокруг которой могла бы вращаться вся украинская политика – в противовес существующей вертикали «Киев – регионы». Да, это требовало бы длительных и жёстких переговоров с донецкими региональными элитами, в частности, с Ринатом Ахметовым. Но результат был бы совершенно иным: в 2004 году Украина не получила бы раскола на Запад и Восток (кстати, этот вариант в концепции прогнозировался).
Вторая концепция предвидела простое объединение политических партий, стоящих на национал-демократической платформе и поддерживающих Виктора Ющенко, в единый блок. По замыслу авторов стратегии, этих партий могло бы быть огромное множество, но ни в коем случае не менее десяти. Авторы концепции исходили из того, что создавать широкое движение, базированное на общественной инициативе, - дорогое удовольствие, к тому же – до парламентских выборов остаётся не так много времени. Политические партии войдут в блок со своими организационными структурами. Кроме того, существует возможность найти дополнительное финансирование блока, включив в избирательные списки представителей олигархата второго уровня.
В результате победила вторая концепция…
…Летом 2001 года ожидалось очередное – 24-е – восхождение Виктора Ющенко на Говерлу – высочайшую вершину украинских Карпат. Ющенко ежегодно совершает ритуальное восхождение на Говерлу – как истинные японцы совершают восхождение на Футзияму. К новому восхождению готовились очень тщательно. Общественный комитет сопротивления «За правду!» организовал два молодёжных лагеря, участники которых тщательнейшим образом приступили к уборке Говерлы и её окрестностей от мусора (Говерла – излюбленное место отдыха туристов). 16 июля 2001 года Виктор Ющенко во главе группы народных депутатов поднялся на Говерлу и сделал заявление о создании политического блока «Наша Украина». По заявлению Ющенко, «Наша Украина» была намерена принимать участие в избирательной кампании 2002 года и выставить единый партийный список. Концепция опоры на общественные активности потерпела поражение… Также чувствовали себя поражёнными и лишёнными смысля дальнейшей деятельности многие члены Общественного комитета сопротивления «За правду!» оставалось только смириться с решением Лидера (именно так – с заглавной буквы и без уточнения - действительно, разве может быть два Лидера? – стал фигурировать Ющенко во всех внутренних документах «Нашей Украины).
Один из студентов – участников лагерей на Говерле – позже рассказывал с болью: «Мы старались, убирали склоны, вывезли тонны мусора. А тут пришёл Ющенко с командой. Смотрю: депутат N выпил воду и бросил пластиковую бутылку прямо под ноги…» Это была квинтэссенция состояния многих из тех, кто в начале 2001 года искренне поверил в революцию, но к лету почувствовал себя ненужным революции…
Первоначально планировалось, что субъектами блока станут Народный рух Украины, Украинский народный Рух, Партия «Реформы и порядок», Конгресс украинских националистов. Заигрывая с восточно-украинскими избирателями, Ющенко согласился возглавить Украинско-российский институт имени Бориса Ельцина. Также появились новые субъекты переговорного процесса о вхождении в блок – Христианско-народный союз, Либеральная партия Украины, партия «Вперед, Україно!», Молодёжная партия Украины, партия «Солидарность», партия «Єдина родина». Вскоре число потенциальных субъектов блока возросло до 12. Ющенко очутился перед проблемой распределения мест в блоке.
Согласно одному из вариантов, места в списке блока должны были распределиться следующим образом: НРУ, ПРП и УНР – по 20%, 20% - для квоты Ющенко и ещё 20% - для всех остальных партий-субъектов блока. Второй вариант предвидел 30% для ПРП – НРУ – УНР, 30% - для квоты Ющенко, ещё 30% - для остальных партий.
Некоторое неудобство для Ющенко принёс приход в партию Петра Порошенко на должность руководителя избирательного штаба. С одной стороны, Порошенко помог нейтрализовать чрезмерное влияние на Ющенко Романа Бессмертного и Ивана Плюща. С другой - Порошенко стал требовать для своей партии «Солидарность» таких же квот, как и для ПРП и двух Рухов.
В конечном результате Ющенко предложил довольно жёсткий вариант перераспределения мест. Он провёл переговоры с двумя Рухами, немного увеличив их присутствие в блоке и пообещав выделить ряд мест в своей квоте для дополнительных представителей Руха. Одновременно он уменьшил присутствие в блоке ПРП и «Солидарности». Более того, лидеры этих партий были вынуждены заявить о том, что будут баллотироваться в Верховный Совет по мажоритарным округам.
Это породило недовольство и противоречия в блоке, особенно в среде ПРП, которая ранее считалась надёжной опорой Ющенко.
То, что Ющенко собирается отправить Пинзеника и Порошенко на мажоритарные округа, было подтверждено самим Ющенко в его интервью для СМИ 11 декабря. «Порошенко идёт по мажоритарному округу. Пинзеник тоже идёт по мажоритарному округу. Если я не ошибаюсь, Порошенко идёт по 221 округу по Виннице. Что касается других персоналий, то я просто не помню. Это не те вещи, которые должны быть в моей голове», - сказал дословно Ющенко.
Пинзеник и Порошенко оказались в роли обиженных. При этом следует учесть тот факт, что оба – кумовья Ющенко. Оба считались до недавнего времени в числе его друзей. Ради участия в блоке Порошенко даже дважды подставился – первый раз под удар социал-демократов объединённых, второй – под удар Азарова и блока «ЗаЕдУ». Пинзеник же, как лидер партии «Реформы и порядок» - той партии, которая наиболее последовательно защищала Ющенко в марте – апреле 2001 года, просто обязан был попасть в проходную часть списка – хотя бы как символ ПРП. В результате Пинзеник всё-таки попал в список. По планировавшемуся «под него» 117-му округу был выдвинут Тарас Стецькив…
Интересно, что уже тогда проявилась очень характерная черта Ющенко-политика, которую очень трудно охарактеризовать одним словом. По одному из округов в городе Львове был выдвинут кандидат от «Нашей Украины», журналист Николай Княжицкий. Как оказалось, по тому же округу зарегистрировали ещё одного кандидата от «Нашей Украины», Павла Качура. У обоих кандидатов были специальные мандаты, подписанные Виктором Ющенко… Княжицкий бросился к Ющенко: «Виктор Андреевич! Я – кандидат в депутаты от «Нашей Украины». – «Очень приятно», - ответил Ющенко. – «Но по моему округу выдвинут ещё один кандидат, Павел Качур!». Ющенко на миг задумался и потом патетически произнёс: «Боже! Каких двух достойных людей свела судьба!» Естественно, отзывать мандат Ющенко не стал. Та же ситуация произошла и на выборах мэра Львова, когда письмо с подписью Ющенко относительно поддержки кандидатов было предоставлено и штабу действующего мэра, Василия Куйбиды, и его оппонента Любомира Буняка.
Заигрывая с Рухами и «опуская» ПРП и «Солидарность», Ющенко, очевидно, готовился ко второму акту, главная задача которого – максимально «опустить» и оба Руха. Ющенко – не тот политик, который терпит зависимость от сильных политических партнёров. Он является фактором, способствующим переплавке амбиций отдельных политиков. Он заставил энергию национал-демократов работать именно на него. «Наша Украина» стала не блоком, не коалицией, а своеобразным плавильным котлом, в котором, как планировалось, не будет ни эллина, ни иудея… то бишь – ни пээрписта, ни руховца. А будут «люди из блока Ющенко»..
Эти действия только упрочили положение самого Виктора Ющенко. Постепенно из банкира и финансиста создавался политик. Что касается личных характеристик Ющенко, то все понимали популярность и некую харизматичность его фигуры. Личный рейтинг Ющенко к концу 2001 года является более высоким, чем рейтинг всех политических партий, входящих в блок, вместе взятых. В то же время большинство аналитиков отмечали нерешительность и внешнюю мягкость Ющенко. Интересные наблюдения высказал один из лидеров партии, входящей в состав блока: «Ющенко только играет роль мягкого человека, попадающего под чужое влияние, слабовольного и слабосильного. На самом деле он – целеустремлённый, сильный, волевой человек, который может и умеет манипулировать своими политическими соратниками и даже врагами. В то же время Ющенко отличает осторожность. Он не станет бросаться в драку, не проверив размер мышц и силу удара дерущихся и не сравнив их со своими. Мысли Ющенко – в будущем, не в 2002-м году, а в 2004-м. И именно перспективой президентских выборов продиктованы основные действия Ющенко, которого мало интересует парламент, а больше пост Президента».
В ночь со среды на пятницу, с 15 на 16 января 2002 года, до шести часов утра проходили утряски и усушки избирательного списка блока «Наша Украина». И потом на декоративном съезде – тщательно отрежиссированном – этот список был принят без обсуждения. То, что Ющенко предлагалось с самого начала – то есть, взять и собственноручно и единолично составить список – по сути, воплотилось в жизнь. Ющенко действительно создал такой список, который выгоден был только ему. Но это сопровождалось почти полугодичной нервотрёпкой для «союзников по блоку» и элегантным, еле заметным «кидаловом». Но кидалово – даже в изощрённо-виртуозном исполнении – является ни чем иным, как кидаловом. В данном случае оказались ущемленными интересы тех партий, которые стояли у истоков блока – а именно двух Рухов и ПРП.
Если принять во внимание заверения идеологов блока и социологов, что проходная часть списка – это приблизительно 70 человек (как вскоре и оказалось), легко можем заметить, как постепенно растворились в огромной народной массе и затерялись между денежными мешками представители партий-фундаторов блока «Наша Украина». К примеру – партия «Реформы и порядок». Та самая партия, что грудью становилась на амбразуру и пыталась защитить Виктора Андреевича в драматическое утро 26 апреля. Та самая партия, что собирала подписи против отставки Ющенко и лидер которой, Виктор Пинзеник, ещё в марте 2001 года признавался, что перейти в оппозицию ему мешает только лишь фактор присутствия во власти Ющенко. Среди первых восьми десятков списка – только 9 пээрпистов.
Точно так же в восьмидесятке представлены 10 членов НРУ. Украинский народный рух представлен 8 кандидатами. Другие партии были представлены более скромно, что и не удивительно. Для представителей «Солидарности» места в первом десятке не нашлось. Начали со второго десятка. При этом начали с Владимира Плютинского, Героя Социалистического Труда, бывшего руководителя агрофирмы «Заря», который в прошлый парламент прошёл по спискам «Громады».
Конгресс украинских националистов проглотил горькую пилюлю разочарования в связи с тем, что Слава Стецько переместилась с 8-й позиции на 11-ю. В проходную часть списка от КУН попал предприниматель Алексей Ивченко. Другие лидеры партии – Сергей Жижко и Михайло Ратушный - получили соответственно 78-ю и 79-ю позиции.
Список был перенасыщен представителями бизнеса: Дмитрий Сандлер, Эрнест Галлиев, Алексей Ярославский, Давид Жвания, Евгений Червоненко…
Примечательно, что в списке нашлось место для многих родственников сильных мира сего. И если присутствие в списке под 45-м номером Петра Ющенко (родного брата Виктора Андреевича) ещё можно понять, то что здесь делал Александр Александрович Омельченко (сын киевского мэра) – не совсем понятно.
Как писала в январе 2002 года одна из киевских газет, «Кучма и Ющенко поменяются местами. Кучма наконец-то вырвется из-под власти тех, кого именуют олигархами и перейдёт к политике опоры на региональных лидеров. Ющенко же приведёт в политику новую когорту олигархов и рискует превратиться в их ставленника. Ведь после выборов приходит время платить по счетам».
На выборах 2002 года блок Виктора Ющенко одержал убедительную победу, получив 25% голосов избирателей. Значительное количество мандатов удалось получить в мажоритарных округах. Однако Виктор Ющенко не смог закрепить победу.