ГоловнаПолітика

Технология «управляемого конфликта»

Украинской политической жизни свойственна некая цикличность. Постоянно возникает ощущение дежавю. Очевидно, оттого, что наши политики часто пользуются одними и теми же технологиями, расписанными как под кальку - преимущественно иностранными технологами. Вот и сценарий президентской кампании 2010 года очень уж напоминает почти забытую технологию образца 1999-го. Благо за кулисами процессов стоят одни и те же люди.

Технология «управляемого конфликта»

Напомним кратко сюжет кампании десятилетней давности. Леонид Кучма стартовал с достаточно низким рейтингом - около 7%. Его оппоненты - Александр Мороз, Евгений Марчук - были настоящими властителями дум народных. На некотором этапе социологи показали почти 100%-ную победу Мороза. Но! Несколько манипуляций, развал «каневской четверки», петарда, замаскированная под гранату, брошенная в Наталью Витренко, задействование административного ресурса - и вот уже Мороз финиширует даже не вторым - четвертым! А во второй тур с Кучмой выходит лидер коммунистов Петр Симоненко, во время кампании не очень-то утруждавший себя предвыборными активностями. Фактически Кучма назначил Симоненко своим оппонентом. Так было легче мобилизовать электорат - в том числе на Западе Украины. Понятно, что на выборах более половины избирателей отдали свои голоса за «меньшее зло» - Кучму.

Эта технология («модерируемого конфликта») применялась и в России во время выборов 1996 года, когда Борису Ельцину противостоял назначенный технологами оппонент - Геннадий Зюганов.

Времена меняются, мы меняемся вместе с ними. И теперь технологи пытаются назначать соперников для второго тура по несколько иным критериям. Коммунисты неубедительны. Да и неактуальны. В 1999 году технологи пытались акцентировать внимание на необходимости защиты нового мира от посягательств сил старого. Сейчас же в окружении Виктора Януковича акцент делается на реванше, справедливости, на старом добром порядке. Посему и во второй тур необходимо вывести молодого либерала, банкира, с прозападными взглядами. То есть, ходячее олицетворение причин экономического кризиса.

Очевидно, что и сейчас повторяется комбинация, при которой технологи убеждают клиента: «Главное, Сень, не высовываться. Не делать резких движений. Ты оттягиваешь голоса у Юли и выгоден всем. А потом - если не выходишь во второй тур - значит, призываешь голосовать за Януковича в обмен на премьерский пост. Выходишь - договариваешься, что ради мира, стабильности и согласия в обществе будущий президент должен предложить своему оппоненту должность премьера. Вариант беспроигрышный!»

Итак, сегодня Яценюка готовят к роли премьера, о чем

Наталья ПриходькоНаталья Приходько, независимый журналист Института Горшенина
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram