Китайское ВВП в третьем квартале 2015 года выросло на 6.9% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, а общее количество банковских кредитов выросло на 15.4% в третьем квартале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом в 2014 году. Заключение очень простое – "китайская кредитная пирушка" продолжилась в 2015 году, несмотря на то, что темпы роста ВВП начали показывать первое существенное замедление.
Если оценивать ситуацию с холодной головой, то можно констатировать, что происходящее в китайской экономике является классическим примером внутренней "нормализации" после длительного периода агрессивных циклов экономического роста и "раздувания пузырей" местных долговых рынков. Падение китайского фондового рынка не несет в себе рисков заражения для мировой финансовой системы, так как фондовый рынок Китая ориентирован полностью на внутреннего инвестора, и при этом его размер очень невелик в сравнении с местным рынком недвижимости. Сам характер долгового пузыря нетипичен для экономических и финансовых кризисов, так как фундаментально отличается структурой.
Нормализация, не кризис
Очень важно отметить тот факт, что происходящие экономические и финансовые пертурбации в Китае связаны с именно с "нормализацией", а не с новым экономическим кризисом. Да, у этих двух экономических явлений много общих фундаментальных характеристик, и некоторые потенциальные последствия могут совпадать, – но, тем не менее, суть отличается.
Почему происходит "нормализация"? Китай находится в естественной фазе развития, когда экономический рост не может обеспечиваться высокими уровнями промышленного производства и экспорта. Соответственно, чрезмерное "долговое плечо" корпоративного сектора (который является "генератором" производства и экспорта) становится неподдерживаемым. Ожидаемого deleveraging (понижения долговой нагрузки) корпоративного сектора или домашних хозяйств в 2015 году не произошло, и валовая долговая нагрузка продолжила динамику на увеличение. Одновременно, Китай продолжил свой путь к получению статуса резервной валюты юанем и перехода от "управляемого" к "свободному" курсообразованию.
Если смотреть на всю ситуацию через призму Modern Money Theory, то можно предположить, что Китай сейчас находится в процессе "митигирования" основных рисков, потому что большая часть долга корпоративного сектора принадлежит корпорациям с государственным капиталом, которые должны денег китайским банкам с государственным капиталом ("Современная Теория Денег" иллюстрирует экономическое заключение, что суверенные государства всегда являются платежеспособны, так как могут эмитировать валюту для своих нужд, хоть и при существенных инфляционных и политических рисках, и что сама инфляция является результатом ограниченности ресурсов, а не монетарной экспансии). Это означает, что при правильной политике Народного Банка Китая и центральных властей можно будет начать процесс "схлопывания" (практический взаимозачет) долга корпоративного сектора.
У центральных властей Китая есть все инструменты для некой "ре-классификации" огромной массы корпоративного долга во внутренний государственный долг, который находится на уровне 60% от ВВП. Это говорит о том, что теоретически при правильном "схлопывании" обязательств и активов, локальных (именно – внутренних) реструктуризаций, и перераспределении долговой массы – можно будет избежать кризисной волны. Более того, при небольшой эмиссии и контролируемой инфляции – можно будет продолжить стимулирование основных экономических показателей. Нужно понимать, что у Китая гораздо больше инструментов для борьбы с кризисными явлениями и для поддержания стабильности при проблемах "нормализации" экономики и местной финансовой системы чем было у Европейского Союза и Европейского Центрального Банка вовремя последнего долгового кризиса периферийной Европы. Нельзя забывать о том, что у Китая в руках монетарный контроль над своей валютой и фискальный контроль.
Основные риски и реалии
Основной вопрос – это смогут ли китайские власти плавно сдвинуть свои монетарную и фискальную политики в нужную сторону? Полагаю, что в этом заинтересованы как китайская центральная власть, так и мировое сообщество. Но, надо отметить, что существует ряд проблем, которые могут все усложнить.
Во-первых, Китай не может позволить себе фискальную децентрализацию. Это означает то, что основные статьи государственных затрат должны формироваться центральными властями Китая, а не местными властями. Например, знаменитый американский экономист Рэндэлл Врей констатирует, что гораздо лучше вести более либеральную фискальную политику на уровне центральной власти, чем на местном уровне, так как центральному правительству легче поддерживать свою кредитоспособность и платежеспособность чем местным властям.
Во-вторых, при замедлении темпов роста китайской экономики может начаться волна неплатежей в корпоративном секторе и в секторе домашних хозяйств. По мере поднятия процентных ставок увеличится количество дефолтов и может подняться "волна неплатежей". Банковские сектор сможет закрыть глаза на проблему, пока неплатежи будут касаться "тела кредита" и пока долги будут обслуживаться (пока заемщики будут платить проценты). Но, как только наступит тотальный кризис неплатежей, внутренний рынок капитала заглохнет и начнется "Момент Мински" (экономическое явление, названное в честь легендарного американского экономиста Хаймана Мински, которое происходит при тотальном кризисе платежей, когда начинается ликвидация хороших активов для выполнения обязательств, и в процессе происходит коллапс стоимости абсолютно здоровых активов). Если говорить о трехуровневой Гипотезе финансовой нестабильности Мински, то Китай сейчас находится посередине, на втором уровне "спекулятивного финансирования", когда основная долговая масса обслуживается, но тело уже под вопросом. При этом природное повышение ставок не сможет генерировать приток инвестиций со стороны домашних хозяйств, так как китайское население уже слишком серьезно завязано на местных финансовых рынках и на местном рынке недвижимости.
В-третьих, Китаю нужно искать новые инструменты устойчивого роста. На сегодняшний день эти инструменты могут быть созданы на базе внутреннего потребления и на переориентации долга корпоративного сектора Китая. Промышленное производство и доминирующий экспорт не смогут вечно тянуть китайскую экономику вперед. Китайское население готово тратить и потреблять, и разрешение центральных властей Китая на рождение второго ребенка тому веское доказательство.
В-четвертых, рано или поздно счет текущих операций и сам платежный баланс Китая начнут движение к дефициту. Это будет влиять на китайские золотовалютные резревы и на местную монетарную политику. Соответственно, Китаю придется перейти к "плавающему" курсообразовнию в ближайшее время, и в основном не по причине статуса национальной валюты в корзине МВФ, а с целью открытия пространства для маневра в монетарной и фискальной политике. Также движение к дефициту нужно для того, чтобы избежать одной из ключевых ошибок Европейского Монетарного Союза – когда "новоиспечённая" мировая резервная валюта не наводняет мировую финансовую систему за счет торговли (Германия, как фундамент Еврозоны, постоянно вела внешнеэкономическую политику торгового и платежного профицита, что не позволяло валюте Евро естественным путем вливаться в оборот в мировой финансовой системе).
Риски есть, но паниковать не стоит
Китайская экономика была одним из главных источников мирового роста очень длительное время. Сегодня, к сожалению, нужно констатировать, что мировая экономика замедляется. Многие финансовые и экономические циклы, связанные с этим, сейчас подходят к концу, а сама китайская экономическая модель подвергается болезненным эффектам "нормализации". Спровоцирует ли это новый мировой кризис масштабов 2007-2008? Думаю, что нет. Потому что слишком многое стоит на кону. Полагаю, что совместными усилиями G20, МВФ, США и Китая получится найти адекватную модель дальнейшего экономического развития Китая и схему снижения долговой нагрузки (которая еще пока представляет собой больше внутреннюю проблему Китая, чем внешнюю). При этом платежный баланс Китая и золотовалютные резервы находятся на комфортных для центральных властей уровнях, особенно в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Золотовалютные резервы Китая составляют примерно 3.65 триллиона долларов США (2/3 ЗВР Китая хранятся в долларовых активах), не считая того факта, что у государственной Китайской Инвестиционной Корпорации ликвидных активов под управлением на сумму примерно 200-400 миллиардов долларов США.
Конечно, все может закончиться кризисами локального характера, где пострадают основные торговые и промышленные партнеры Китая (Австралия, Южная Корея, Индонезия, Таиланд, Япония и т.д.), а также региональные финансовые системы, которые слишком долго были зафиксированы на "искусственной стабильности" юаня. Ведь все циклы приходят к концу. Это жизненный факт. Но это будут кризисы реально "местного" масштаба, не несущие мировых системных рисков.
Эпилог для Украины
В нынешних сложных мировых процессах для нашей страны открываются небывалые возможности. С 2007-2008 годов, мировой экономический рост обеспечивался именно развивающимися экономиками (более 65% мирового роста происходило за счет emerging markets). Эта тенденция сохранится. Проблема украинского государства в том, что оно находится на далекой периферии важнейших экономических перемен и событий. В то время, когда вся планета обсуждает риски нового потенциального кризиса, и когда крупнейшие международные финансовые организации, корпорации и суверенные экономики активно участвуют в "тектонических сдвигах", Украина захлёбывается в коррупционных скандалах, в неэффективности своей экономики и в полном непонимании глобальных правил игры.
Надо бороться за свое место под солнцем и стремительно перестраивать свою экономику. Для этого наше правительство должно обеспечить:
- Переход к модернизации и диверсификации экспортного потенциала (повышение технических и фитосанитарных стандартов), переход к производству товаров с большим уровнем добавленной стоимости;
- Стимулирование фундаментальных факторов экономического роста – создание новых рабочих мест, открытие доступа к финансированию предприятиям и предпринимателям, оздоровление местной банковской системы;
- Проведение пенсионной реформы, проведение налоговой реформы, нацеленной на "детенизацию";
- Устранение дефицита НАК "Нафтогаз", реорганизация и возможная приватизация через IPO этого госпредприятия;
- Демонополизация госпредприятий как "Укрспирт", реорганизация госбанков;
- Обеспечение верховенства права, защита прав инвесторов и кредиторов, судебная реформа;
- Развитие местного финансового рынка, внедрение долгосрочных инструментов хеджирования;
- Обеспечение ценовой стабильности.
Остается один главный вопрос, знает ли наше правительство про это?