Конкуренция – основа успешного аукциона
Практически единственное, о чем должен заботиться желающий успешно продать что-либо на аукционе – это об организации конкуренции. Часто дополнительно устанавливается минимальная цена, ниже которой купить товар нельзя. Однако это делается скорее для подстраховки, чтобы не отдавать товар даром в случае отсутствия конкуренции. Общеизвестно, что если итоговая цена продажи совпадает с установленной минимальной ценой, то организация такого аукциона считается неудовлетворительной. С точки зрения потенциального покупателя, участвовать в аукционе имеет смысл, только если есть реальные шансы на победу.
Чтобы лучше понять проблемы организации конкуренции, рассмотрим следующую ситуацию. Представим, молодой художник решил выставить свою картину на аукцион, а богатый и известный коллекционер выразил намерение купить ее. Такое внимание, возможно, повысит спрос на картины художника в будущем, однако, для текущего аукциона, ситуация не так благоприятна, как может показаться. Зная о практически нулевых шансах на победу, потенциальные покупатели могут отказаться от участия в аукционе. Такой исход особенно вероятен, если торги проходят по так называемой системе “с голоса” – желающий перебить предыдущую ставку должен открыто объявить большую цену. Аукцион заканчивается, если таких желающих не осталось. В таких условиях, потенциальные покупатели могут предпочесть не участвовать в торгах, и богатый коллекционер купит картину по минимальной цене.
Что же делать в такой ситуации художнику, если он желает продать картину дороже? С одной стороны, можно поставить более высокую минимальную цену. Однако есть риск, что эта цена будет больше той, которую могут заплатить потенциальные покупатели. В таком случае, продажа может вообще не состояться. Другим вариантом, дающим в таких условиях более высокие ожидания итоговой цены, является закрытый аукцион. Согласно правилам этого аукциона, покупатели в закрытых конвертах подают организатору цену, за которую они готовы купить товар. Написавший наибольшую сумму платит ее организатору и покупает товар. В таких условиях богатому коллекционеру следует написать сумму побольше, чтобы случайно не проиграть более слабым участникам. Таким образом, доход продавца может существенно зависеть от правил проведения аукциона.
Этот простой пример показывает, что существует много разных вариантов проведения аукциона, и что для выбора оптимальных правил продавцу следует очень внимательно проанализировать возможности и стимулы потенциальных участников.
Аукционы по продаже 3G лицензий. Исторический опыт
Давайте теперь рассмотрим рынок мобильных операторов в Украине. На этом рынке есть три лидера – “МТС-Украина”, “Київстар” и “Астеліт” (владеет брендом Life:)). Все эти компании предоставляют услуги по устаревшей технологии 2G. Все европейские страны перешли на технологию 3G начиная с 2000 года. Такая технология дает возможность использовать быстрый мобильный интернет, что выгодно как пользователям, так и компаниям. Однако, для перехода на новую технологию, компании должны купить у государства лицензию на использование определенного диапазона частот.
Поскольку это именно тот случай, когда ценность лицензии для компаний достаточно сложно оценить, то обычно государство продает их на аукционе. Исторический опыт таких аукционов, накопленный к данному моменту, позволяет проанализировать возможные варианты правил проведения, оценить утвержденные Правительством правила для Украины, а также сформулировать некоторые рекомендации.
Первый аукцион по продаже 3G лицензий был проведен в Великобритании в марте 2000 года. За два года до этого, понимая зависимость доходов от правил проведения аукциона, правительство наняло Пола Клемперера, профессора Оксфордского университета, для разработки наиболее оптимального варианта продажи. На тот момент в Великобритании было 4 основных мобильных оператора. Изначально планировалось продать 4 лицензии. Однако, после проведения нескольких экспериментов на фокус-группах, моделирующих ситуацию на рынке, было выявлено, что при таком варианте конкуренция практически не возникает, а финальная цена продажи совпадает с минимальной установленной.
Проблема была в том, что лидеры имели некоторые преимущества перед другими участниками рынка, как, например, клиентская база и развитая инфраструктура. Таким образом, ценность лицензии для лидеров рынка выше, чем для других компаний. А это означало, что шансы на победу у других участников при продаже 4 лицензий “с голоса” практически равнялись нулю. В результате они даже не пытались принять участие в аукционе, а лидеры покупали лицензии по минимальной цене.
Стало ясно, что продавать 4 лицензии невыгодно, и было предложено парадоксальное на первый взгляд решение – продавать 5 лицензий. Аукцион имел феноменальный успех – страна заработала 35 млрд долларов, что эквивалентно 650 евро на душу населения. В чем секрет такого впечатляющего результата?
Правила, при которых продающихся лицензий больше, чем основных участников рынка, дают шанс другим операторам. Была проведена серьезная рекламная кампания по информированию иностранцев. Иностранным претендентам оказывалась всяческая консультационная поддержка и разъяснялось, что при таком формате у них есть реальный шанс зайти на рынок Великобритании.
Следует также отметить, что у иностранных компаний было достаточно времени, чтобы проанализировать правила аукциона и принять решение об участии в нем. Таким образом, удалось привлечь к участию в аукционе крупных иностранных операторов и других компаний из Великобритании. Еще один важный момент – все лицензии продавались одновременно, то есть, цена росла до тех пор, пока не осталось 5 компаний, которые и купили их. Также было решено проводить аукцион “с голоса”, так как при большом количестве участников и реальной борьбе такая модель наиболее эффективна.
После такого успеха в Великобритании, многие другие европейские страны также провели аукционы по продажи 3G лицензий. Однако, правила проведения в разных странах существенно отличались, что привело к различным доходам от аукциона.
В июле 2000 года был проведен аукцион в Нидерландах. Было решено продавать 5 лицензий. В это время на рынке работало 5 компаний. При этом внешним крупным компаниям было разрешено сотрудничать с местными операторами. Как и в Великобритании, была использована модель аукциона “с голоса”. Однако, в таких условиях конкуренции не возникло, и доходы от аукциона оказались более чем в три раза меньше, чем предполагалось на основании анализа результатов аукциона в Великобритании.
В Дании аукцион был проведен в сентябре 2001 года. В этом случае продавалось 4 лицензии - столько же, сколько было крупных игроков на рынке. Однако, в отличие от Нидерландов, датское правительство использовало закрытый аукцион. Это означает, что все участники должны были подать свои ставки в закрытых конвертах. Такой метод увеличил шансы на победу новых игроков, а также стимулировал местные компании делать более высокие ставки. Кроме того, было решено, что количество участников аукциона будет держаться в тайне, а все победители будут платить четвертую наивысшую цену. Это правило стимулирует текущих игроков на рынке делать более высокие ставки, даже если нет внешних участников. В результате правительство заработало в два раза больше, чем ожидалось.
Украинская версия
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк 1 декабря 2014 года подписал распоряжения Кабмина от 05.11.2014 № 1181-р "Про погодження умов тендеру на отримання ліцензій на користуваннярадіочастотним ресурсом України для впровадження радіотехнології "Цифровий стільниковий радіозв’язок ІМТ-2000 (UMTS)" в смугах радіочастот 1920–1935/2110–2125, 1950–1965/2140–2155, 1965–1980/2155–2170 МГц", тем самым утвердив предложенные правила проведения аукциона.
В соответствии с этими правилами, Украина планирует продать три лицензии – ровно столько, сколько крупных компаний есть на рынке страны. Как видно из исторического опыта, такие правила, мягко говоря, не способствуют возникновению конкуренции. Еще одним недостатком принятых правил являются сроки проведения аукциона.
Правила были утверждены 1 декабря, а подавать заявки для участия в аукционе можно с 15 декабря по 15 января. Такой режим может быть существенным препятствием для иностранных компаний, которым нужно время, чтобы оценить перспективы украинского рынка и принять решение об участии в аукционе. Еще в сентябре стало известно, что украинский посол во Вьетнаме Алексей Шовкопляс заявлял о желании крупнейшего вьетнамского оператора Viettel зайти на украинский рынок. Однако принятые правила уменьшают шансы на участие иностранных компаний в аукционе.
Есть еще одно важное различие между правилами успешных европейских аукционов и вариантом, утвержденным для Украины.
Предполагается, что лицензии будут продаваться тремя разными лотами. Это означает, что если и будет какая-то конкуренция, например, Viettel или какая-то другая компания решит принять участие в аукционе, то скорее всего борьба будет вестись за один лот, а два других купят по минимальной цене.
В большинстве успешных аукционов, прошедших в Европе, борьба велась одновременно за все лицензии, пока участников не оставалось столько же, сколько и лицензий. Таким образом, лицензии продавались по одной цене, которая из-за конкуренции значительно превышала минимальную.
Несмотря на заинтересованность иностранных компаний и неоднократно декларируемое желание привлечь новых игроков на украинский рынок, принятые правила никак не стимулируют конкуренцию. Очень вероятно, что существующие лидеры рынка купят лицензии по минимальной цене, а государство недополучит потенциально высокий доход.
Наиболее эффективно для Украины было бы продавать четыре лицензии, на одну больше, чем основных компаний на рынке. Хорошая информационная кампания, направленная на привлечение к участию в аукционе крупных иностранных игроков и украинских операторов, позволила бы создать реальную конкуренцию.
Лицензии следовало бы продавать не отдельными лотами, а параллельно, как это было проделано в большинстве европейских стран. При значительном количестве участников оптимально проводить аукцион “с голоса”, в ином случае закрытый аукцион дает более высокий ожидаемый доход.
Если все-таки по каким-то причинам нужно продавать именно три лицензии, то это лучше делать по правилам закрытого аукциона. Такой способ дает некоторые шансы на победу неосновным игрокам, что привлечет их к участию в аукционе и создаст конкуренцию.
К сожалению, принятые правила наиболее выгодные существующим лидерам рынка, уже утверждены правительством. Остается надеяться, что они будут изменены, и что при формулировании правил проведения других аукционов будет использован научный подход, учтена важность создания конкуренции и проанализирован опыт организации похожих аукционов в других странах.