ГоловнаЕкономікаБізнес

"Газпром" продает газ по принципу "чем больше - тем дороже"

Установлена логика ценообразования российского монополиста

"Газпром" продает газ по принципу "чем больше - тем дороже"
Фото: rambler.ru

Российский "Газпром" умело пользуется монопольным положением в поставках газа в Европу. Оказывается, чем больше доля российского газа в потреблении страны, тем выше цена, которую назначает для нее "Газпром", пишет Леонид Бершидский в колонке на российском Forbes.

"Используя данные World Oil and Gas Review - ежегодного отчета, публикуемого компанией ENI, - я выяснил, что чем выше зависимость страны от российского газа, тем больше берет с нее "Газпром", - отмечает он.

Сравнивая данные за 2011 год, можно обнаружить, что наибольшая зависимость от российского газа наблюдается у Македонии - 109,9% (доля свыше 100% может объясняться закачкой газа в подземные хранилища). Цена для нее в 2011 году была установлена на уровне 564,3 доллара за тысячу кубометров газа.

Похожая ситуация в Чехии (103% - 503,1 доллара), Боснии (100% - 515,2 доллара), Болгарии (85,5% - 501 доллар), Польше (64,47% - 525,5 доллара), Греции (58,24% - 476,7 доллара).

Вписывается в эту картину и Украина, которая при зависимости 65,85% покупала газ в 2011 году по 430 долларов. Однако стоит помнить, что без Харьковских соглашений эта цена была бы выше на 100 долларов.

В то же время стоимость российского газа для Германии, Франции, Нидерландов, Венгрии составляла от 371,4 до 390,8 доллара. Во всех этих странах доля российского газа составляет меньше половины.

Фото: forbes.ru

По мнению Бершидского, "Газпрому" придется поплатиться за такую логику ценообразования. Однако "менять ценовую политику, пока не заставит Брюссель, не очень-то нужно: сейчас она направлена на максимально эффективную "дойку" тех клиентов, которым проще заплатить, чем найти альтернативу", - пишет он.

Напомним, по закупаемым объемам у "Газпрома" в первую пятерку стран входят Германия, Турция, Украина, Италия и Беларусь.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram