Парадоксально, но тема имущественного неравенства – не бедности, а именно неравномерного распределения благосостояния – мало обсуждается в Украине. Если же её и поднимают, то, как правило, в виде политических лозунгов. Серьёзной дискуссии по этому вопросу в обществе нет.
Между тем, в западных странах это одна из основных тем в общественной дискуссии. Особенно выделяются в этом отношении США – президент Барак Обама даже назвал общественное неравенство «главным вопросом нашего времени».
Американцам есть о чём беспокоиться. 1% наиболее богатых граждан получают около четверти всех доходов (30 лет назад они получали менее 10%) и владеют 35% всех активов в стране. 20% наиболее богатых граждан владеют примерно 85% активов. Тимоти Ноу, автор посвящённой этой проблеме книги «Великое разделение» утверждает, что речь идёт ни более ни менее как о постепенном исчезновении среднего класса как явления. Америка, по словам Ноу, движется к тому, чтобы превратиться в общество богатых и бедных, лишённое цементирующей современные западные государства прослойки людей со средним уровнем благосостояния.
Причины роста неравенства многообразны – это и изменение налоговой системы в 80-х, и глобализация, и усиление иммиграции, снижающей стоимость рабочей силы, и сверхбыстрый рост компенсаций топ-менеджеров. Если в 60-х и 80-х компенсация среднего руководителя корпорации была равна примерно 50 средним заработным платам работников, то сейчас эта цифра выросла до 350-400, а во время бума дот-комов в конце 90-х даже превысила 500.
Коэффициент Джини и неравенство в мире
Несмотря на наибольшую «раскрученность» роста имущественного расслоения в США, этот вопрос актуален и для многих других стран мира.
На видео ниже - итоги обзора Организации экономического сотрудничества и развиия (ОЭСР). Вы можете настроить автоматический перевод титров на родной для вас язык, используя кнопку CC в окне видеоролика.
Наиболее распространённым инструментом измерения неравенства является коэффициент Джини. Этот коэффициент может принимать значение от 0 до 1 (либо от 0 до 100), показывающее уровень неравномерности в распределении доходов. При значении в 0, доходы одинаковы у всех граждан. При значении в 1 (либо 100), все доходы получает только один гражданин.
С 70-80-х индексы Джини – а, значит, и неравенство – росли почти во всех развитых странах Запада. Процесс шёл даже в скандинавских странах, широко известных своими социально-ориентированными моделями экономик. Чемпионами же были и продолжают оставаться страны англо-саксонской модели капитализма – США и Великобритания.
Неравенство упало лишь в ряде западных стран, запаздывавших в своём развитии – Испании, Греции, Португалии и Ирландии. По иронии судьбы, именно эти страны сейчас сильнейшим образом пострадали от кризиса Еврозоны, что, вероятно, приведёт к росту их коэффициентов Джини.
Дело, однако, не ограничивается одними только развитыми странами. С развалом Восточного Блока и переходом на рыночные рельсы экономики Китая в бывших социалистических странах повсеместно выросло неравенство.
В большинстве случаев, коэффициент Джини в них всё равно остаётся довольно низким – на уровне развитых западных стран, а то и ниже – так что такой рост является скорее продуктом устранения социалистической «уравниловки», чем социального расслоения в обычном смысле слова. Впрочем, есть и исключения, такие как Россия и Китай, в которых уровень экономического неравенства вырос весьма значительно: в российском случае рост был почти двухкратным.
В развивающемся мире есть и противоположная тенденция. В странах Латинской Америки, традиционно характеризующихся очень высоким неравноправием – богатые люди там, в целом, имеют наиболее высокую в мире долю в совокупных доходах – неравенство в последнее десятилетие стало снижаться. Большинство исследователей связывают эту тенденцию с приходом к власти во многих странах региона в начале 2000-х левых правительств.
Менее выраженную, но похожую тенденцию демонстрируют последние 20 лет некоторые страны Восточной Азии, такие как Таиланд и Малайзия. Плоды быстрого экономического роста распределяются в этих экономиках всё более равномерно. В целом же, за исключением двух вышеописанных групп, развивающийся мир не демонстрирует однозначных тенденций в плане экономического неравенства. В одних странах оно растёт, в других снижается, а во многих вообще особо не меняется.
Доходы и активы
Однако по-настоящему экономическое неравенство проявляется в современном мире не столько в доходах, сколько в имуществе. Так, примерно 40% всех мировых активов принадлежат 1% самых богатых людей. При увеличении рассматриваемой доли богачей, ситуация выглядит ещё более плачевно – 10% самых богатых людей мира владеют 85% всех активов, а 50% населения владеет менее чем 1%.
Неравенство в распределении активов значительно превышает неравенство в распределении доходов. Это легко продемонстрировать, если сравнить коэффиценты Джини, рассчитанные по доходам, с коэффициентами Джини, рассчитанными по имуществу. Если в Украине и Беларуси первый показатель (рассчитанный по официальным цифрам) равен 0.26 и 0.27, то второй – 0.66 и 0.62 соответственно. Минимальный уровень Джини, рассчитанного по активам, равен 0.54 – в Японии. В то же время, самый низкий коэффициент Джини по доходам равен, по данным Мирового Банка, 0.25 – в Дании и в той же Японии. Разница более чем в два раза.
Примерно 40% всех мировых активов принадлежат 1% самых богатых людей.
Интересен тот факт, что уровень коэффициента для активов не слишком связан со степенью социальности того или иного государства. Так, третий по величине (т.е., третий по уровню неравенства) в мире показатель приходится на Данию (0.81), причём следует она за такими странами Третьего Мира, как Намибия (0.85) и Зимбабве (0.84). Следом же за Данией идут богатые Швейцария и США (0.8 каждая).
По словам руководителя отдела исследований Oxfam (международной организации, занимающейся поиском решения проблемы бедности) Дункана Грина, «уровни неравенства в мире гротескны». При этом, по-мнению учёного, небольшого увеличения уровня перераспределения между богатыми и бедными уже было бы достаточно для того, чтобы изменить жизнь миллионов людей.
Впрочем, основная часть перераспределения должна была бы происходить не внутри отдельных стран, а между ними. Ведь в то время как среднестатистический гражданин США, Японии и Великобритании обладает, соответственно, $180 тыс., $145 тыс. и $120 тыс. активов, средний житель Индии имеет всего $1.1 тыс., а Индонезии - $1.4 тыс. Показателен тот факт, что Джини по активам, рассчитанный для мира в целом (как если бы весь мир был единой страной) занял бы в рейтинге стран четвёртое место со значением 0.8. То есть в среднем в мире наблюдается очень высокий уровень неравенства по активам.
Бонус: выступление Ричарда Вилкинсона, профессора Университета Ноттингема (Англия), на конференции TED по вопросу экономического неравенства. Перевод с английского автоматический. Вилкинсон является соавтором книги The Spirit Level. Why Equality is Better for Everyone, в которой он обосновывает пользу равенства для общественного благополучия.