Экономика Греции не выдержала долговой нагрузки
Программа финансовой помощи
Принятый 20-21 февраля пакет финансовой помощи Греции имеет два основных компонента. Первый – кредит со стороны Евросоюза и МВФ на сумму до EUR130 млрд, точные размеры которого будут определены к началу марта. Второй – списание греческих долгов частным кредиторам на сумму примерно в EUR100 млрд (т.н. PSI – private sector involvement).
Несмотря на внушительность международного кредита (расходы греческого бюджета составили в 2010-м году всего EUR114 млрд), сами греки практически ничего из этих средств не увидят, т.к. деньги уйдут на финансирование сделки по списанию долгов частным сектором и рекапитализацию банковской системы. Последняя потребует порядка EUR23 млрд, а выкуп облигаций и т.н. «подсластители» («sweeteners», предоставление кредиторам опционов, привязанных к динамике греческой экономики, призванное сделать списание долгов более привлекательным) – EUR35 млрд и EUR30 млрд соответственно. Собственно греческая экономика, в самом лучшем случае, получит около EUR42 млрд, и даже эти выплаты будут растянуты до 2014 года.
Сделка по списанию долгов также имеет свои подводные камни. Она предполагает фактический контроль европейских властей за греческими финансами. Чтобы гарантировать выплаты долгов частному сектору, Греции придётся в обязательном порядке заранее размещать средства на специальном счету, не контролируемом греческим правительством. Эти выплаты будут приоритетны относительно других расходов. Кроме того, страна согласилась на продолжение программы сокращения бюджетных расходов, за выполнением которой также будут следить власти Евросоюза, включая и наблюдение непосредственно на местах.
Кроме того, остаётся не до конца выясненным крайне важный для избежания паники на финансовых рынках вопрос об исполнении CDS на греческие облигации.CDS - credit default swap – производный финансовый инструмент, продавец которого выплачивает покупателю определённую сумму в случае дефолта по облигациям, к которым этот контракт привязан. Высокая спекулятивная активность и непрозрачность этого рынка создают опасность неожиданно больших потерь для работающих на нём крупных финансовых институций в том случае, если реструктуризация греческого долга может быть истрактована, в соответствии с условиями контрактов, как дефолт. Пока что этот вопрос, как и возможные риски для крупных европейских банков, не до конца ясен. Шанс переростания греческой эпопеи в полноценный финансовый кризис резко уменьшился, но он всё ещё есть.
Пресечь цепную реакцию
Смысл спасения Греции состоит не столько в помощи этой стране, сколько в пресечении риска «цепной реакции» в финансовой системе. Греческие государственные облигации давно уже обвалились в цене и сами по себе не могут привести к критическим потерям. Однако, неконтролируемый дефолт легко мог бы привести к панике на финансовых рынках и бегству инвесторов из рискованных облигаций других стран «периферии» Еврозоны (Италии, Испании, Португалии и Ирландии). Две первых слишком велики, чтобы страны европейского "ядра" (Германия, Франция, Нидерланды и др.) могли их спасти, а значит их неплатежеспособности допускать нельзя ни в коем случае.
Сами европейские политики говорят об этом вполне открыто. Премьер-министр Италии Марио Монти назвал заключение сделки «важным результатом, устраняющим риск цепной реакции в ближайшем будущем». Министр финансов швеции Андерс Борг открытым текстом сказал:
"Не уверен, что мы можем считать проблемы Греции решёнными, но я думаю, что мы сумели сделать их исключительно греческими проблемами. Они более не являются угрозой для экономического восстановления Европы в целом[…]"
По данным ЕвроСтата
Безработица стала проблемой для многих европейских стран
Понимание ситуации есть и со стороны самих греков. Антонис Самарас, лидер греческих консерваторов и основной претендент на должность премьер-министра после будущих выборов, сказал, что без восстановления и роста экономики не могут быть ни выполнены цели по бюджету, ни стабилизирован государственный долг. Население настроено по отношению к программе спасения враждебно. Опрос, проведенный непосредственно перед заключением сделки, показал, что рейтинг обеих основных партий (поддерживающих программу) упал до рекордно низких уровней. В то же время, рейтинг лево-радикальных партий, настроенных враждебно по отношению к программе, вырос.
Что же будет с Грецией?
Помимо пресечения цепной реакции, целью пакета финансовой помощи является доведение уровня греческого государственного долга до 120% ВВП к 2020 году. Считается, что от этого уровня МВФ сможет кредитовать Грецию самостоятельно и необходимость в участии стран ЕС отпадёт. Однако, в прессу просочились результаты конфиденциально проведенного экономистами МВФ, ЕЦБ и Еврокомиссии анализа, заставляющие усомниться в эффективности программы. Согласно им, при оптимистичном сценарии госдолг Греции составит в 2020-м 129% от ВВП. Тогда ЕЦБ и другим официальным держателям греческих облигаций придётся отказаться от получения процентных выплат по ним, чтобы опустить эту цифру до 120%. При сценарии более пессимистичном госдолг будет ближе к 160% от ВВП, и МВФ не сможет самостоятельно финансировать Грецию. Причём, пессимистичный сценарий был оценён составителями как более вероятный.
Социализация греческого госдолга – перевод его от частных кредиторов к публичным, по сути, осуществлённый нынешней программой помощи – сильно сокращает доступные грекам стратегии выхода из кризиса. Односторонний дефолт и выход из Еврозоны привели бы к катастрофическим краткосрочным результатам, но они позволили бы грекам восстановить свою конкурентоспособность через девальвацию, а значит и вернуться к экономическому росту. Однако, подобный дефолт против публичного сектора – других стран Еврозоны, а также ЕЦБ – перерастает из плоскости чисто экономической в плоскость политическую. Налогоплательщики во многих странах «ядра» и так недовольны большими кредитами на спасение стран «периферии». Дефолт по этим кредитам резко усилил бы недовольство и заставил бы реагировать политиков. Теперь Греция, в случае принятия этой стратегии (чья результативность, несмотря на краткосрочную болезненность, подтверждена многочисленнами примерами из экономической истории последних десятилетий), может превратиться в европейского парию, а её выход из Еврозоны – в выход из ЕС вообще. Понятно, что для греков это недопустимо – во всяком случае, пока недопустимо – и им придётся принять навязываемые европейскими кредиторами меры бюджетной экономии и структурных реформ. К сожалению, результативность этих мер в греческом случае спорна.
Взрывоопасность сложившейся ситуации придаёт радикализация греческой политики, неизбежная в условиях экономической депрессии. Основные партии, чья политика относительно умеренна и стабильна, теряют популярность среди избирателей. Их место постепенно занимают радикалы популистского толка. Причём, тенденция эта не исчезнет на протяжении нескольких лет, ведь даже в самом лучшем случае структурные реформы полноценно дадут результат лишь к концу нынешнего десятилетия. Что случится в греческой политике за это время – радикальное популистское правительство, крайне левое или крайне правое, или, может быть, военная хунта, как это уже было в новейшей греческой истории? Хотелось бы верить, что в развитой (а в 2011 году Греция занимала 29-е место в мире по уровню ВВП на душу населения) европейского стране подобное невозможно. Но быть уверенным в этом на сто процентов сложно, ведь происходящее сейчас в Греции для современных развитых стран беспрецедентно.