Не так давно пришлось посетить несколько областных центров: Одессу, Днепропетровск, Харьков и Сумы. Впечатление гнетущее. Из-за увеличения курса доллара и обесценивания гривны «пересічні громадяни» просто разводят руками. Цены в магазинах выросли в разы. Поборы от роддома, детского садика, школы до любой справки из госорганов не уменьшились. Чиновники стали наглее, каждый клерк мнит себя большим Боссом. Чем «социально мельче» человек, тем больше оплеух и унижения ему приходится получать / проходить ежедневно. «Жити по-новому» осталось пустым лозунгом и надписью на многочисленных билбордах. Максим, житель города Сумы, рассказывает, что даже те, кто раньше работали и платили зарплату «в белую», перешли на конверты. И причина не только в деградирующей экономике Украины, а в том, что они видят, как прикрываясь войной, чиновники, их близкие и дальние родственники, через всевозможные схемы тырят без зазрения совести бюджетные деньги. Какой смысл платить налоги, если они пойдут на очередной Range Rover сынку или дочурке местного чиновника.
Разочарование повсеместное. Разные лишь оттенки лица, когда спрашиваешь о том, что изменилось за последние 2 года. Модная нынче отмазка «война, понимаете ли…» почему-то не мешает воровать ни одному госслужащему. Молчу уже о правоохранительных органах, прокуратуре, налоговой.
Хочешь жить – умей вертеться. Эта фраза стала прикрытием и для тех, кто ворует по-мелкому и для тех, кто ворует эшелонами. Если в Киеве ничего не меняется, то откуда взяться изменениям в регионах? Здесь все настолько пронизано коррупцией, взяточничеством, подмазыванием и отмазыванием, что люди попросту не знают, как может быть по-другому. Они уже не жалуются, это, скорее, констатация факта обречённости на такую жизнь. Здесь и не питали особых надежд на смену системы, и постмайданное политическое руководство вовсю подтвердило скептицизм простого населения.
Бизнесмены, которые выстояли, выкрутились и удержали свой бизнес за последние 10-15 лет, уже не умеют работать без «смазывания» и «стимулирования». Они понимают, что косметическими принадлежностями страну не изменить, нужны коренные, болезненные меры. Это как ломать неправильно сросшуюся ногу. Вроде и понимает пациент, что это необходимо, но боль такая, что как не закричать и не попытаться стукнуть лечащего врача?!
Одесса отнекивается, город юморит и на любые вопросы отвечает с иронией. Мол, к чему эти вопросы? Разве «Украина» теперь «не Россия»? Здесь, как и в других украинских городах, работники прокуратуры пьют кофе за 400 гривен и оставляют чаевые в 5 раз больше, чем стоит сама чашка этого напитка. Тут, чтобы получить справку, к деньгам обязательно прилагается шутка или, как минимум, улыбка. Ведь так можно скостить 10% отката.
В Харькове по-прежнему можно чего-то добиться только через посредников, связанных как правило, с местной властью и тут же в местной газете «Премьер» найти завуалированное предложение конвертационного центра рядом с массажным салоном и априори с работающими не «по специальности» массажистками.
Пока в Киеве дурачатся, корчатся в политических ужимках – кто кого и за сколько – регионы превращаются в депрессивные зоны с все большим скепсисом и разочарованием. Людей в разных регионах объединяет одна мысль: если бы политики исходили не из собственных грабительских интересов, а стояли на государственных позициях, нам давно бы уже не нужны были кредиты МВФ, России, США… Скорее, мы бы могли их кредитовать…