ГоловнаБлогиБлог Нелли Вернер

Рецепт спасения для Донбасса

Решить конфликт на Востоке смогут местные, пользующиеся авторитетом. Говорить нужно не с террористами, а с простыми людьми, которые поверили пропаганде.

Фото: EPA/UPG

Вы знаете, что может спасти Восток? Не претендую на панацею, но есть одна идея. Есть шанс изменить ситуацию, если Ринат Ахметов и другие влиятельные люди Донбасса: Звягильский, Колесников, главы профсоюзов заводов и шахт - сделают совместное обращение, в котором расскажут популярно, где правда, а где ложь. И об истинном лице терроризма. Пусть бы даже Владимир Семенович Бойко поучаствовал. Я давно не была на своей малой родине и немного потерялась с теми, кто там сегодня имеет вес. Надеюсь, остались еще люди важнее внезапно возникнувших «лидеров» Пономарева и Губарева.

Если эти люди действительно хотят мира – они сделают что-то подобное, плюнув на предрассудки и гордость. Потому что не понимать важность информационной составляющей этой войны – моральное преступление тех, кому доверяют сотни тысяч простых людей.

Агрессия и ненависть пришли к нам по каналам российского, а затем и украинского телевидения. Импорт агрессии стал любимым делом представителей «про-региональных» (в смысле Партии Регионов) СМИ во время Майдана. Это они создали образ страшных «бэндеровцев», холили и лелеяли этот образ в статьях и сюжетах, рассказывая страшилки о Майдане, на деле полном любви и взаимопомощи. Агрессия «майдановцев» была лишь против власти и тех, кто мучает в тюрьмах, избивает на улицах простых людей, активистов – тогдашних ментов из «Беркута». Она началась, когда нам надоело подставлять правую щеку. Агрессия Антимайдана уже тогда была против простых людей на площади. По регионам «антимайдановцы» регулярно избивали безоружных «страшных бэндеровцев» за украинскую символику и мову. Сейчас их дело продолжают автоматчики на Востоке – только жестокие избиения и пытки дополнились расстрелами.

На днях я говорила по телефону с подругой, верующей-протестанткой из Мариуполя. Она рассказывала, как в Церкви, которая собирается в одном из Домов культуры, пастор во время воскресной службы громко включил Гимн Украины. Ей стало страшно. Она сказала пастору что-то о том, что не нужно так прямо рисковать и напрашиваться на пули. Подруга поведала мне об этом так обыденно, как само собой разумеющееся – я с ней согласилась, что нарываться не стоит. А потом задумалась: люди в своей стране считают опасным включить государственный гимн.

Пастор этой Церкви много лет ведет работу с беспризорниками – пытается отучить их от наркотиков, вытащить из подполья, убедить учиться в школе. Когда это не удается, малолетки попадают в тюрьму. Вот так один из бывших беспризорников, нюхавших клей по подворотням, явился недавно к пастору: мол, батя, я в марте «откинулся из зоны», и меня назначили таким-то командиром в ДНР – я теперь уважаемый человек, и объясню тебе политику партии , что и как нужно говорить прихожанам. Понятно, что священник отправил старого знакомого восвояси. Он мог себе это позволить - вчерашние сорванцы к нему относятся по-дружески, не смотря ни на что. Другой бы на его месте как минимум, был бы побит, а максимум - получил бы пулю в живот.

Так, как получил пулю мой приятель, сотрудник сферы PR, второй год живущий в Донецке. Тоже человек верующий, он из тех, кто никогда не полезет в драку. Но открыто поддерживает единство Украины, будучи патриотом нашей страны. Кстати, гражданин России. Из казачьего рода. На него напали в Донецке на улице. Теперь его здоровье в руках донецких врачей, а близкие в экстренном порядке прячут из «паблика» все его записи в соцсетях.

Во многих семьях Донеччины царит атмосфера подозрительности и непонимания. В общих квартирах вынуждены уживаться сторонники ДНР и Единой Украины. Смотрят друг на друга, как на врагов. Родные люди не могут откровенно поговорить, поддержать друг друга. «Их очень тщательно обрабатывают российские каналы. После того, как они решили, что с Майданом их обманули, то перестали вообще смотреть украинское ТВ», - говорит подруга. Это популярные украинские телеканалы «Интер», ТРК «Украина» и некоторые другие, включая местные, 3 месяца внушали людям мысль о том, что киевский Майдан – то ли сборище праздных алкоголиков, то ли хорошо проплаченный американцами заказной митинг. Они до сих пор не верят, что там, на морозе, изо дня в день рядом стояли простые уборщицы и жены финансистов, разливая по стаканам борщ. Не верят, что мы стояли не за Яценюка или Порошенко, а за право не давать взятки, иметь честные суды и милицию, и президента, который не сидел. И что нынешняя власть нам тоже не нравится, но она честно выбрана, и лучшего варианта пока просто нет.

И все же мариупольцы, полные страха, шли на выборы 25 мая. В городе работали 202 участка из 216-ти – наверное, это их самое большое количество по населенным пунктам Луганской и Донецкой областей. Испуганные члены комиссий подозрительно поглядывали на на избирателей. «Он на меня так смотрел, будто я сейчас пистолет вместо ручки вытащу из сумочки», - поведала подруга о члене УИК на своем участке. Людей было довольно много. И страха тоже. Сегодня в Мариуполе люди стараются не выходить из дома без серьезной надобности. Центр города, где окопались боевики, обходят стороной.

Люди. Рабочий класс. Люди – те же, которым полгода назад все было «по барабану». Те, кто ехал на «Антимайдан» разве что за быстрым заработком - «шабашкой» или будучи согнанными начальством. Они всегда были аполитичны. Они не ездили в Европу и не общались с иностранцами вживую. Они всегда хотели русский язык – и не хотели украинского. При этом они всегда оставались украинцами – даже имея родственников в РФ, даже бывая в Москве на заработках, переезжать туда насовсем не спешили. Могли ли полгода назад они предположить, что все желто-голубое, любое украинское слово или гимн станут для них сродни команде «Фас!»?

С ними не говорят. Риторика украинских каналов и газет вроде бы изменилась – но это произошло настолько резко, что люди заподозрили подвох - и отказались от украинских СМИ. А тем временем, благодаря каждодневному внушению, «бэндеровцы» безапелляционно превратились в «фашистов», а наш родной тризуб стал ассоциироваться со свастикой. Рабочие люди, на самом деле, хотят только мира и стабильности. Просто наши войска для них теперь как символ войны. А в противовес им - сепаратисты (в зверства которых они даже не верят), презентующие себя борцами за справедливость.

Люди не осознают, что означают несчастные 2% в пользу крайних правых политсил на последних выборах. Они зачастую не догадываются, что даже наш «Правый сектор» и «Свобода» – в подавляющем большинстве безобидные националисты, а само слово националист тождественно слову «патриот». Нацист же - это совсем другое, это не у нас. Во всяком случае, было до начала импорта ненависти. Такие понятия нужно, наконец, объяснять.

Сегодня отдельные, выпрошенные журналистами комментарии тех же Ахметовых-Звягильских-Колесниковых уже не оставляют сомнений в позиции олигархов Востока: конечно, им нужна стабильность и правовая сфера, а не анархия банды головорезов. Но люди не видят их позиции. Им негде ее увидеть.

Именно поэтому они должны заговорить, а режиссеры – снять красивый, «цепляющий» видеоклип. А затем показать его не только по ТВ, но и на городских площадях, в заводских столовых, распространить в интернете, в газетах, тиражировать в листовках. Так, как они умеют и делают для собственных выборов или корпоративов.

В своей речи «хозяева Востока» способны как никто другой убедительно объяснить рабочему народу, что фашизм – это не в Киеве, это то, что в Москве, во время «Русского марша». А еще это когда мучают и убивают за желто-голубую ленточку на одежде. Что в Украине в прошлом году на почве национальной нетерпимости совершено 21 преступление (при этом никто не убит) - тогда как в соседней России эта цифра на порядок выше: 199 преступлений, из них 21 - со смертельным исходом. Рассказать, что Европа, с которой мы давно уже, на самом деле, интегрируемся, в соответствии с конституционным курсом – это не только геи, которыми их пугают с голубых экранов, а стабильная экономика, честные правоохранители и работающие законы.

Корень зла – в информации. Если сейчас не начать кардинально менять общественное мнение, не открыть людям правду – мы будем расхлебывать импортированную ненависть еще много лет после окончания АТО.

Желая Украине мира, именно они - как сегодня модно говорить, «лидеры мнения» - могут признать, что зимой телеканалы манипулировали народным мнением, оскорбляя Майдан. Убедить свой постоянный электорат, что эти же самые манипуляции по полной продолжаются на российском ТВ. Признавать свою причастность к обману всегда тяжело. Но это поможет и бизнесменам, и простым жителям Востока, и всем нам вместе остановить терроризм, побороть раздор в семьях. Они знают, что говорить, на самом деле. К ним прислушаются. Им поверят. Их простят. И возможно, еще больше станут уважать – за правду.

Нелли Вернер Нелли Вернер , Журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram