Украина освобождается от интеллекта

Возможно, кто-то подумает, что автор злопыхательски не видит реалий сегодняшнего дня, передергивает и не хочет видеть очевидных успехов украинской науки в тех научных дисциплинах, которые для цивилизации европейского образца считаются базовыми, но попробуем обратиться к нашей повседневности.

Фото: Макс Левин
1. Что мы видим…

Достаточно выйти на улицу и «окинуть взглядом окрест». Все меньше встречается лиц, обезображенных интеллектом. Если в первые годы последнего десятилетия минувшего столетия этот феномен легко объяснялся тяжелыми «челночными» буднями выживания, то по прошествии двух десятков лет все должно было измениться. Ан нет. Интеллектуалов на улице не стало больше, тем более, что теперь это уже даже не «яйцеголовые», не «ботаники», а просто «ботаны». Четко и жестко, как клеймление.

Если Вы вышли на улицу, и Вам больше не хочется «глазеть» по сторонам, Вы, тем не менее, услышите много «интересного» на смеси языков Эдички Лимонова и Эллочки-людоедки. Как правило, Вы услышите ритуальные названия мужских и женских половых органов, сомнительное признание в родстве с Вами через Вашу мать, а в качестве вводного слова Вы будете слышать слово из пяти букв с одной гласной, ранее служившее обозначением некой склонности некоторых женщин, а теперь имеет чисто обслуживающий характер при общении собеседников независимо от их пола. Слово обычно повторяется не реже, чем «Э-Э-Э-Э» Евгения Киселева в передаче «Большая политика».

Кстати говоря, то информационное пространство, в котором существуют сограждане, обслуживают журналисты, большинство из которых не может склонять числительные, но зато «гламурят», «випуют» и «топуют», а уж про «пиар» уже все население привыкло…

Особая роль отводится образованию.

Ублюдочные образовательные технологии и модели (рис.1) (из толкового словаря: ублюдок – продукт межвидового скрещивания, как правило, не способный к воспроизводству), являющиеся помесью советской педагогической практики и американской образовательной идеологии, ведут в тупик, окончательно разрушают сам институт образования, в то же время весьма успешно способствуют избавлению Украины от интеллекта. Как раз этому призван способствовать последний законопроект о высшем образовании.

2. Что мы знаем…

Существует хорошо аргументированное мнение, что разум в человеческом сообществе образовался из рассудка сначала у хилых, убогих членов стада, жаждущих выжить в среде крепких сородичей. Это мнение не противоречит утверждению, будто бы труд создал человека, а лишь усиливает то обстоятельство, что разум «подключается» только при острой необходимости. Если такой необходимости нет, человек обходится рассудком. Эра первичного практического разума.

На следующем этапе мыслитель уже достаточно уважаем в обществе, имеет учеников, дает советы сильным мира сего, а свою деятельность совершает в сфере чистого разума. Эра рождения и развития философии.

Мыслителями становятся уже крепкие, сильные люди. Некоторым их идеи хочется воплотить. Воплощение конкретных идей трудно для восприятия рабов. Приходится самим. Первым известным таким мыслителем стал Архимед. Абстрактные идеи воплощались правителями. Классический пример – пара «Аристотель – Александр Македонский». Эра конкретного воплощения. Длилась до конца семнадцатого века. В это время закрепилось разделение воплотителей на модельеров и исполнителей. Эра характерна совмещением всех трех функций.

Появление активаторов и передатчиков (интерпретаторов) связано с выделением естественных и гуманитарных наук из философии. Пожалуй, к первым активаторам следует отнести Роберта Гука по отношению к активации мыслей членов Королевского общества, в том числе Исаака Ньютона, а к первым интерпретаторам Евклида, а в новое время – Лейбница, обобранного тем же Исааком Ньютоном.

Дальнейшая дифференциация научного знания закрепила цепочку «мыслитель – передатчик – воплотитель», причем функцию активатора исполнял сам мыслитель. В науке появились так называемые теоретики и экспериментаторы, часто объединяющие функции мыслителей и передатчиков (первые) или мыслителей и воплотителей (вторые).

В последнее время обнаруживается довольно быстрая интеграция научного знания, мыслитель становится универсальным настолько, что не всегда улавливает степень важности тех или иных проблем. Возросла роль активаторов, которые интуитивно обнаруживают «болевые» точки процесса познания и обращают внимание мыслителей на эти проблемы иногда и неосознанно. С добавлением к традиционному передаточному инструменту – математике – весьма мощного компьютерного оружия возросла важность функции интерпретации, повлекшая за собой соответствующую специализацию.

Таким образом, современное знание постигается действием уже цепочки «активатор – мыслитель – передатчик – модельер – исполнитель». Эра коллективного разума.

Первоначально образование полностью совпадало с познанием, но со структурированием сообщества организовалось в самостоятельную систему, и в настоящее время система высшего образования занимает общественную нишу подготовки индивидуумов к самостоятельной познавательной и производительной деятельности. Пожалуй, образование является единственной общественной системой, развивающейся до сих пор за счет внутренних методологических, структурных и формальных ресурсов.

Можно считать что высшее образование проходит четыре этапа своего развития, в каждом из которых представлены все составляющие всех шагов, с доминированием разных аспектов системы на каждом этапе.

Информационный этап характеризуется единственной моделью мироощущения, и образование основывается на обучении правил поведения в условиях принятой модели. Основной принцип обучения – «делай, как я»; основная цель – выживание рода, племени, союза племен, общественной или профессиональной касты. Развитие цивилизации носит случайный характер, от редкого открытия до открытия. При появлении больших скоплений (полисов-государств) появляются разные модели мироощущения, между сторонниками разных моделей происходят философские диспуты, нередко переходящие в кровопролития (Древняя Греция, в Египте – борьба Атона – Амона…).

Методологический этап отличается поисками методологии описания множественных моделей мироощущения, создания единой технологии (говоря по-теперешнему) поиска продукции. Ученики обучаются методам. Зарождение следует отнести ко времени медресе; через забвение мрачных веков этот этап возродился в университетах Западной Европы. Этот этап принес бурное развитие цивилизации, и до сих пор приносит отдельные успехи, хотя образование в целом уже находится в следующем этапе.

Технологический этап возникает в условиях резкого возрастания количества моделей мироощущения в связи с возникновением коммуникационной техники (радио, телевидение и особенно компьютерные сети – рис.3) Модели перестали быть статичными, их границы постоянно находятся в динамике и имеют размытый вид. Ворастает количество возможных технологий познания. Приходит необходимость какого-то ориентира, шаблона, стандарта общепринятой модели мироощущения, что ведет к принудительному упрощению калейдоскопа моделей мироощущения на основе неких параметров. Такими параметрами проще всего принять первичные инстинкты, что с успехом и воплощается через поп-культуру, рекламу, PR-технологии, привитие идеологии потребления.

В образовании этот этап возник в пятидесятые годы прошлого века в США, распространился на Западную Европу, а сейчас проник на пространство СНГ. В образовании разрабатываются упрощающие технологии организации обучения, примером чего служит, например, Болонский процесс. В целом эклектичное информационное поле в процессе обучения упорядочивается путем применения единой технологии на всем образовательном пространстве. Европейская цивилизация таким образом старается отдалить свой окончательный упадок, хотя большинству образованцев понятно, что принятые упрощающие технологии организации обучения приведут к тупику в прогрессе цивилизации.

В то же время начинают пробиваться ростки этапа системообразующего образования (тавтология специально применена), но пока еще не в системе образования, однако очевидно, что всякое территориальное или экономическое государство, которое первым войдет в этот этап в образовании, резко вырвется вперед в науке и экономике.

3. Что же делать?…

Концепция системообразующего этапа очень проста, основана на дальнейшем возрастании количества моделей мироощущения (образование предполагается средством построения квазифрактальных метамоделей с разработкой методологии, технологии их описания) но требует проведения обязательного эксперимента, без чего вхождение в этот этап может растянуться на десятилетия. В то же время методология на этом этапе носит характер изобретения, а, возможно, и открытия, подлежащего патентованию для сохранения приоритета страны, нашедшей эту методологию.

В заключение можно сказать, что проведение экспериментов по системообразующему образованию следует начинать уже теперь. Время не ждет.

Константин Пахотин Константин Пахотин , Стратегические модели в высшем образовании
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram