ГоловнаБлогиБлог Дарьи Бадьёр
Спецтема
Каннский кинофестиваль

Канны-2013: Золото Спилберга

Страсти улеглись, споры поутихли, на форумах обсуждают вероятную программу кинофестиваля в Венеции, который пройдет в сентябре: спустя неделю после завершения 66-го Каннского кинофестиваля попробуем оглянуться на решение жюри под предводительством Стивена Спилберга.

Карикатура на Стивена Спилберга украшала одну из внутренних стен каннского Дворца фестивалей
Фото: Дарья Бадьёр
Карикатура на Стивена Спилберга украшала одну из внутренних стен каннского Дворца фестивалей

Когда в конце февраля стало известно, что жюри киносмотра возглавит именно Стивен Спилберг, в киносообществе отреагировали неоднозначно: многие посчитали такой выбор “прогибом” перед Голливудом и ничего хорошего от работы этого жюри не ждали. А после того, как в конкурсной программе объявился безоговорочный фаворит - начали опасаться что консервативный режиссер, отец семерых детей и, по слухам, неоднозначно относящийся к теме однополой любви, не согласится отдать главную “ветку” “Жизни Адель”.

До последнего - и даже на красной дорожке церемонии закрытия - ходили слухи, что “Золотая пальмовая ветвь” достанется иранцу Асхару Фархади, решившему зайти в одну и ту же реку дважды, сняв драму о разводе на французском материале. Фильм “Прошлое”, впрочем, без наград не остался: исполнительница главной роли, Беренис Бежо получила “Серебряную пальмовую ветвь” за актерскую игру. Фархади, естественно, остался недоволен: избалованный берлинскими “Золотыми медведями” и “Оскарами”, он явно рассчитывал на большее.

У жюри был выбор: отдать Кешишу “Золотую пальмовую ветвь”, или отметить только актрис, сыгравших влюбленную пару, проходящую через все болезненные стадии отношений. Спилберг и Ко нашли элегантный и, что главное, беспрецедентный выход из ситуации: разделили главную “пальму” на троих. Теперь у Леа Сейду и Адели Экзаркопулос есть специальные грамоты, в которых говорится, что они являются обладательницами главного приза Каннского кинофестиваля совместно с режиссером фильма Абделатифом Кешишем. Это первый раз, когда “Золотую пальмовую ветвь” получили актрисы, и второй - когда обладательницами главного приза Канн стали женщины (первой была режиссер Джейн Кэмпион с фильмом “Пианино”).

Фото: EPA/UPG

Удивительно, что все как-то разом влюбились в эту трехчасовую, местами довольно изнурительную драму об отношениях, объявив ее шедевром. Впечатлительные российские критики пошли гораздо дальше, сделав “Жизнь Адель” едва ли не точкой отсчета для нового поворота в истории кино - с переосмыслением чувственности, исследованиями человеческой телесности и прочими, непривычными для современного кино, вещами. Так это, или нет, можно будет проверить через несколько лет, на очередном Каннском кинофестивале. А пока что - даже если революция, которую якобы предварила “Жизнь Адель”, является декларативной, решение Каннского жюри кажется единственно верным - ведь именно на Круазетт начинались все хоть сколько-нибудь значимые кинореволюции.

Что до остальных победителей 66-х Канн, то тут уже критики и киноманы не всегда сходились в своих ожиданиях.

Гран-при: “Внутри Льюина Дэвиса” братьев Коэн. Фильм Коэнов стал одним из фаворитов критики сразу же после премьеры. Несмотря на то, что это - не самый лучший фильм братьев, радует, что Каннское жюри не оставило его без внимания. Теперь у Джоэла и Итана есть три главнейших приза этого кинофестиваля: “Золотая пальмовая ветвь” за “Бартона Финка”, “ветка” за режиссуру “Человека, которого не было” и нынешний гран-при.

Лучший режиссер: Амат Эскаланте за фильм “Хели”. С режиссерской категорией в Каннах зато уже второй год подряд творится что-то непонятное: в прошлом году наградили мексиканца Карлоса Рейгадаса, освистанного и забуканного критиками, в этом - его соотечественника Эскаланте за фильм, показанный в первый же день фестиваля и забытый на следующий. На эту награду вполне мог бы претендовать Паоло Соррентино, чья “Великая красота” понравилась многим критикам, но почему-то жюри решило оставить ее вообще без награды.

Актриса Беренис Бежо со своей наградой за роль в фильме Прошлое
Фото: EPA/UPG
Актриса Беренис Бежо со своей наградой за роль в фильме Прошлое

Награды для азиатских фильмов - “Какой отец, такой и сын” японца Хироказу Кориэда (приз жюри) и “Прикосновение греха” Цзя Чжанкэ (лучший сценарий) - тоже оказались довольно предсказуемыми - оба фильма были в фаворитах у каннской публики. Фильм Кориэда - об отношениях между родителями и сыном, который, как выяснилось, не их ребенок, а их настоящий сын растет у других родителей - шесть лет назад детей перепутали в роддоме, а “Прикосновение греха” - срез современного китайского общества во всем его классовом разнообразии.

Лучший актер: Брюс Дерн, “Небраска”. Несмотря на то, что главным фаворитом на эту награду был Майкл Дуглас в роли Либераче в фильме Стивена Содерберга “За канделябрами”, приз для Дерна, культового в своем роде актера, тоже кажется вполне логичным. Он играет склочного, но обаятельного дедушку, отправившегося в далекую Небраску, чтобы забрать миллион долларов, который, как он думает, он выиграл. Беззубая, но очень симпатичная сатира на американскую глубинку, снятая в черно-белых цветах, пришлась по вкусу как журналистам, так и жюри.

Лучшая актриса: Беренис Бежо, “Прошлое”. Примечательно, что роль Бежо должна была играть Марион Котийяр, чья роль в другом конкурсном фильме - “Иммигрантке” Джеймса Грэя, по всей видимости, не так сильно впечатлила членов жюри. В то же время, на “Прошлом”, говорят, всплакнула Николь Кидман, что, наверное, и стало причиной для награждения Бежо. Она играет нервную даму, постоянно перекладывающую ответственность за все свои беды на других: бывшего мужа, будущего мужа, старшую дочь, кого угодно. Ее невротичность и неспособность принять хоть сколько-нибудь вменяемое решение относительно своей жизни или жизни своих близких должны бы стать сердцевиной конфликта, но не становятся, делая “Прошлое” одним из самых переоцененных фильмов этого конкурса.

Все победители и члены жюри 66-го Каннского кинофестиваля
Фото: EPA/UPG
Все победители и члены жюри 66-го Каннского кинофестиваля

Признаться, мои предпочтения оказались на стороне аутсайдеров - уже упомянутого фильма Паоло Соррентино “Великая красота”, новой картине Джима Джармуша о вечной любви “Выживут только любовники” и “Молодой и красивой” Франсуа Озона - своеобразного оммажа “Дневной красавице” Луиса Бунюэля, которую я очень люблю.

Впрочем, постепенно сверить свои кинематографические вкусы со вкусами Стивена Спилберга и 8 членов международного жюри 66-го Каннского кинофестиваля смогут и остальные украинские зрители. На 4-й кинофестиваль в Одессе везут и “Жизнь Адель”, и “Молодую и красивую”, и “Элитное общество” из “Особого взгляда”. “Молодости”, по слухам, приглянулся “Боргман” Алекса Ван Вармердама, а “За канделябрами” Стивена Спилберга уже показали по телеканалу HBO в позапрошлое воскресенье.

Дарья Бадьёр Дарья Бадьёр , Редактор раздела "Культура", кинокритик
LB.ua в соцмережах: