Вчера у меня нечаянно вышел день американского кино - конкурсный фильм Коэнов, полюбившийся критикам, англоязычный дебют Гийома Кане и документалка "Соблазненные и брошенные" о том, какой великий Каннский кинофестиваль и о том, как сложно найти деньги на свой фильм.
"Внутри Льюина Дэвиса" Коэнов - это нечто среднее между их же "Бартоном Финком" и "Серьезным человеком". Главный герой упорно выставляется всеми лузером, но таковым не является - просто он мизантроп, невротик и эгоист. Будь это Вуди Аллен, все бы у него пошло по-другому, но наш парень, кажется, застрял в безвременьи (причём, как покажет финал, в буквальном смысле).
Льюин оказался не в том месте и не в том времени - как только ему начинает казаться, что вот-вот все пойдет хорошо, на сцену выходит Боб Дилан и становится понятно, что двум Диланам здесь не место.
Как и в "Серьёзном человеке", Коэны создают ситуацию, из которой невозможно выбраться. Причём причина этого - не обязательно в том, что герой - мудак, и так ему и надо, а просто в том, что так складываются обстоятельства. Немного по-древнегречески, но Коэны этого не стесняются, даже кота, которой, так или иначе, преследует Льюина, назвали Улиссом.
Оскар Айзек, сыгравший главную роль, вполне тянет на актерскую "ветку", но после сегодняшнего показа "За канделябрами" с Дугласом и Дэймоном стало ясно, что его шансы упали.
"Кровные узы" Гийома Кане - кино из ряда "странный случай из практики". Англоязычный режиссерский дебют Гийома Кане, римейк французского фильма, в котором он сам же и снялся пять лет назад. Судя по интервью, Кане во время сьемок переживал ту же гамму чувств, что и Коппола, когда делал "Апокалипсис сегодня". То ли Кане очень впечатлительный, то ли действительно сказался переход с французской системы на американскую, но на фильме это отразилось.
Прикидываться американским режиссером Кане помогал Джеймс Грэй, долго молчавший, а в этом году выступивший в Каннах как соавтор сценария и режиссёр - его "Иммигрант" с Марийон Котийяр участвует в основном конкурсе.
"Кровные узы" о двух братьях, один из которых отсидел 12 лет за убийство (Клайв Оуэн), а второй - слабохарактерный коп (Билли Крудап). Несмотря на своё преступное прошлое и, как выяснится впоследствии, будущее, Крис - любимый сын в семье, своего рода гора, за которую можно спрятаться. Он туго связан не только со своей семьёй, но и с прошлым, от которого не может отказаться. Крис пытается наладить отношения с братом - своеобразно, - женится (новую жену играет любимая актриса ВО "Свобода" Мила Кунис, старую - жена Гийома Кане, Марийон Котийяр). В общем, такая себе деструктивная версия Майкла Корлеоне.
Фрэнк, напротив, пытается скрыть свою слабость принципами, да и с семейными отношениями у него не ладится. Джеймс Грэй, к слову, вообще любит тему семьи - у него вечно в семейном кругу все чувствуют себя не в своей тарелке.
Присутствие американского сценариста Кане помогло не сильно. Растянув хронометраж до практически невыносимых по американским меркам двух часов двадцати минут, Кане умудрился запихнуть в хорошую историю кучу утомительных штампов, что, конечно же, портит впечатление.
Между тем, сегодня прессе показали фильм Стивена Содерберга про Либераче - знаменитого американского пианиста, выступавшего на шоу на телевидении. Не знаю, как насчёт Золотой пальмовой ветви, но Дугласу, сыгравшему престарелого гея в блестках и поисках любви и тепла, вполне могут дать актерскую награду на фестивале.