Пока общество основное внимание сосредоточило на создании Антикоррупционного суда как завершающего звена вертикали по борьбе с коррупцией, эта вертикаль де-факто приказала долго жить. А сам Антикоррупционный суд в такой ситуации будет напоминать воздушный замок, из-под которого убрали фундамент.Произошло это после того, как руководитель НАБУ Артем Сытник при поддержке Генпрокуратуры сначала организовал прослушку в кабинете своего процессуального руководителя, а потом попытался отправить Назара Холодницкого в отставку. Попытка добиться нужного решения через Квалификационно-дисциплинарную комиссию прокуроров не удалась. Комиссия рекомендовала лишь вынести главе САП выговор, отклонив предложение об его увольнении.
Этот промежуточный результат системного конфликта между НАБУ и САП будет иметь несколько очень важных последствий.
Первое. Ожесточенная война между Сытником и Холодницким стала итогом провальной работы НАБУ и САП. Они не показали результативной борьбы с коррупцией (на четвёртом году деятельности этих органов нет ни одного приговора ТОП-чиновникам категории "А").
Долгоиграющий конфликт стал системным после провалившейся попытки главы НАБУ подчинить себе САП. Вместо борьбы с коррупционерами, Антикоррупционное бюро и Специализированная антикоррупционная прокуратура полностью переключились на взаимную дискредитацию друг друга. "Даже без команды Сытника и Углавы (первый заместитель директора НАБУ) детективы бюро будут искать компромат на прокуроров САП, и те будут отвечать таким же образом. Это тупик. И это победа Порошенко, Луценко, Розенблата и других, по ком прозвонил антикоррупционный колокол", - спрогнозировал заместитель главы парламентского комитета по борьбе с коррупцией Виктор Чумак.
Очередной демонстрацией обострения этой внутривидовой борьбы стало последнее заявление САП о систематическом разглашении Антикоррупционным бюро тайны досудебного расследования и «сливе» этой информации народному депутату (фамилия этого депутата в заявлении не называется, но похоже, что речь идет о близком к руководству НАБУ депутате Сергее Лещенко). САП возбудила против НАБУ уголовное дело. Теперь можно ожидать «ответки» от Бюро. В результате долгожданный Антикоррупционный суд станет заниматься не делами топ-коррупционеров, а исками НАБУ и САП друг против друга.
Второе. Власть радостно взяла руководителей обоих органов под своё покровительство и «подвесила» их. До этого "на крючке" у Генпрокуратуры был Артём Сытник, против которого в ноябре прошлого года было возбуждено уголовное дело за разглашение данных досудебного следствия. А кроме того, появилась информация о том, что Генпрокуратура расследует факты завладения жильём в столице сотрудниками НАБУ, причём непосредственным фигурантом этого дела является Артём Сытник. А относительно выговора Холодницкому генпрокурор Юрий Луценко многозначительно заявил, что это, мол, еще "не конец истории".
Руководство обоих органов получило неформальное покровительство от "взрослых дядей". Сытник был уличён в тайных переговорах с президентом. Якобы на них речь шла именно о закрытии вышеупомянутого уголовного дела против директора НАБУ. По неофициальной информации в расследование Генпрокуратуры вмешалась администрация президента. Но лишь затормозила дело, оставив Сытника в «подвешенном» состоянии. В то же время, Холодницкого в конфликте с руководством Антикоррупционного бюро поддержали люди, близкие к главе МВД Арсению Авакову.
Третье. В условиях паралича сотрудничества между НАБУ и САП внешние игроки пытаются увеличить своё влияние (и без того уже очень значительное) на работу этих органов. Подтверждением чего является комментарий посольства США о решении Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров по Холодницкому - с призывом добровольно уйти в отставку. При этом посольство промолчало после более громкого скандала с ночным визитом Сытника к президенту.
И, наконец, четвертое. Война между НАБУ и САП в очередной раз продемонстрировала необходимость на законодательном уровне устранить предпосылки системного конфликта между звеньями антикоррупционной вертикали. Это касается и возможностей прокурора САП эффективно осуществлять процессуальный контроль над работой детективов НАБУ, и увольнения руководителей этих органов.
Например, заместитель председателя профильного парламентского комитета по борьбе с коррупцией Игорь Попов констатировал: «Обвинений много и против Холодницкого, и против Сытника. Поэтому необходимо было увольнять обоих или оставлять обоих. Сейчас нашему политическому истеблишменту нужно принимать решение – мирить их или менять».