ГоловнаБлогиБлог Татьяны Грязновой

Почему энергокомпании не могут рассчитаться за газ

Отопительный сезон в Украине в этом году стартовал вовремя. Тепло подано всей столице, за исключением тех домов, которые обслуживаются частными жилищно-эксплуатационными компаниями (они сами принимают решение о начале отопления подопечных домов), и тех, где случились повреждения обслуживающих их теплотрасс при запуске системы (это около 3% жилых домов по зоне обслуживания «Киевэнерго»). Если учесть, что 60% столичных теплотрасс давно исчерпали свой 25-летний ресурс эксплуатации, это весьма неплохое начало отопительное сезона. По сравнению с прошлогодним запуском аварийность снизилась почти в два раза

Фото: EPA/UPG
И совсем неплохое, если поглубже вникнуть в проблематику всей отрасли теплокоммунэнерго Украины, одним из крупнейших игроков которой является «Киевэнерго». С этой точки зрения отопительный сезон стартовал вопреки всему: неутвержденным лимитам газа, не до конца проработанным механизмам его закупок, парализующим отрасль спецсчетам для расчетов за газ предприятий теплокоммунэнерго (далее – ТКЭ) и колоссальным долгам потребителей за тепло- и электроэнергию. Ворох этих взаимосвязанных проблем ставит под угрозу всю систему энергоснабжения страны и грозит банкротством отрасли.

Расчеты за газ – сейчас ключевой вопрос для энергоснабжающих предприятий, связанных по рукам растущими долгами потребителей за тепло- и электроэнергию, а также отсутствием возможности распоряжаться деньгами, поступающими в погашение этих долгов. Причем повышение тарифов, вопреки драматичным прогнозам популистов, в этой ситуации сыграло отнюдь не решающую роль.

Около года назад Кабмин с целью усиления дисциплины расчетов ТКЭ за потребленный газ поменял порядок распределения средств за теплоэнергию. НКРЭКУ был разработан алгоритм, по которому деньги, полученные от потребителей теплоэнергии, автоматически перечислялись на спецсчета Ощадбанка в пользу НАК «Нефтегаз Украины». Спустя год видим результат: в новый отопительный сезон предприятия ТКЭ входят с финансово обескровленной экономикой предприятий, долгами по зарплатам и колоссальной дебиторской задолженностью потребителей за тепловую энергию и кредиторской – за газ.

К примеру, в столице долги потребителей за тепло- и электроэнергию перед «Киевэнерго» достигли 3,5 млрд грн. А газовые долги «Киевэнерго» перед НАК «Нефтегаз Украины» в канун отопительного сезона составили 2,5 млрд грн и в добавок к ним 1,7 млрд грн штрафных санкций «Нефтегаза» за просрочку платежей.

Урегулирование дебиторской задолженности стало одной из главных задач энергоснабжающих компаний. Для них это вопрос жизни и смерти, наличия или отсутствия газа. Задача осложняется тем, что основные должники ТКЭ – это социальные группы потребителей, по отношению к которым по действующему законодательству неприменимы ни штрафные санкции, ни другие рычаги воздействия в виде прекращения поставки тепла, которое не оплачивается. 95% должников «Киевэнерго» – это детские сады, школы, роддома, больницы, государственные учреждения, население.

Фото: EPA/UPG

Получается, газовый монополист выставляет непомерные штрафы энергоснабжающим компаниям из-за долгов, которые у тех возникли из-за долгов потребителей. Предприятия ТКЭ попадают в безвыходное положение, поскольку зеркального источника погашения штрафов за просрочки оплат газовых закупок у энергокомпании нет. Но есть огромные обязательства по обеспечению стабильности отопительного сезона и социальная ответственность. В то же время только в Киеве ЖЭКи различной формы собственности, обслуживающие жилые дома накопили под 1 млрд долгов за тепло и электричество. И то, что они системно не оплачивают услуги, вовсе не значит, что с ними не рассчитываются жильцы. Население в большинстве своем дисциплинированно платит за коммуналку.

Каковы последствия неполных расчетов за газ? От уровня расчетов ТКЭ зависит объем газа, который может закупить «Нефтегаз» для прохождения отопительного сезона. Чем меньше газа, тем сложнее выдерживать температурный режим и обеспечивать потребности рынка в электроэнергии. Чем меньше газа, тем выше вероятность нехватки выработанной мощности в энергосистеме и как результат – высокая вероятность введения графиков аварийных отключений электроэнергии зимой. Собственно, это и прочувствовали украинцы в прошлом году. В Киеве нам удалось удержать ситуацию под контролем и не допустить отключений в жилом фонде.

Внесла свою лепту в общую законодательную неразбериху регулирования энергорынка и либерализация рынка газа. После вступления в силу нового газового закона предприятия ТКЭ то и дело сталкиваются с разными правовыми коллизиями со спецсчетами на тепло. К примеру, после вступления 1 октября в силу нового газового закона, ТКЭ оказались в ситуации, при которой их существование в цепочке генерации и дистрибуции оказалось вне финансирования. Потому что соответствующие изменения не были вовремя внесены в связанные нормативы и алгоритмы. Ситуацию урегулировали быстро – помог отопительный сезон и выборы. Но отрасль получила колоссальный стресс. И это лишь один из многочисленных примеров законодательных несостыковок и пробелов, из-за которых отрасль постоянно лихорадит.Сейчас основная задача законодательной и исполнительной власти, напрямую заинтересованной в стабильной и бесперебойной работе энергокомпаний, гармонизировать законодательное поле по всей цепочке энергоснабжения – от закупок газа до расчетов конечных потребителей за услуги тепло- и электроэнергии. Обеспечить равноправие и баланс интересов всех участников энергорынка. В других условиях остро необходимая модернизация отрасли ради повышения ее энергоэффективности будет попросту невозможной. И каждый раз отопительный сезон мы будем начинать не ради, а вопреки.

Татьяна Грязнова Татьяна Грязнова , Финансовый директор ПАО «Киевэнерго»
LB.ua в соцмережах: