На прошлой неделе проходили парламентские слушания по вопросу состояния защиты прав человека в Украине. Все высшие чиновники и депутаты стенали, вздыхали, констатировали факты, но никто из них, включая оппозицию, не требовал мер и не требовал решений. Просто всех все устраивает.
Я пришел в тот день в футболке «Свободу Павличенко!». Пришел сознательно, чтобы показать чиновникам и журналистам, что это – не только фанатские акции, не только баннеры. Что цель – показать всем несправедливость наказаний и общественную поддержку простым людям.
Сначала меня не пустила охрана Верховной Рады, сказав, мол, что моя футболка «вызывает у них сомнения» и что им «нужно связаться с руководством, чтобы знать, можно ли меня пускать». Когда тебя окружают четыре вооруженных лейтенанта и просят постоять рядом с ними, чтобы выяснить насчет футболки – это как-то не очень кошерно выглядит.
Я тогда решил вопрос просто – если их смущала футболка, проходящий мимо народный депутат одолжил мне свой пиджак, чтобы я прошел в кулуары. Пиджак я ему вернул, а вот на мою футболку потом косились все охранники, политики и «общественные деятели».
Никто из них больше не осмелился каким-то образом показать свое отношение к тому, что свободы и права человека в Украине нагло попраны. Не было футболок «Юле волю», не было баннеров, не было движения и энергии. Все пришли «выгулять» костюмы, показать себя и золотые значки на лацканах пиджаков.
В зале я дважды подходил к спикеру Рыбаку, чтобы попросить закрепленное регламентом Рады право на вопрос или реплику после выступления госпожи Лутковской, ведь каждое слово в ее докладе было циничным и непрофессиональным. Профильный парламентский комитет УДАРовца Пацкана вместе лично с ним отказался чем-либо помогать и выполнять регламент. Оппозиционер Пацкан посоветовал мне договориться с Владимиром Рыбаком, что я и пытался сделать.
Я дважды говорил с Владимиром Васильевичем, объяснил ему ситуацию с Павличенко и попросил выступить после Лутковской, чтобы показать слабые места. Я лично ему передал записку по этому поводу и попросил соблюдать регламент, раз это отказался сделать Пацкан и комитет. Рыбак согласился.
Но когда «омбудсмен» Лутковская начала выступать, по молчаливому согласию стало понятно, что всем, включая депутатов от «Свободы» и УДАРа абсолютно все равно, что права человека стали пустым звуком.
Я подошел к Рыбаку и попросил его дать мне слово сразу же после Лутковской. На что спикер начал мне путано объяснять, что этого не получится сделать и вообще лучше все после. Тут же сзади меня обняли за плечи работники секретариата комитета Пацкана и оттеснили от спикера, сказав дословно мне: «Засунь себе свой регламент в жопу!».
Так как это происходило рядом с трибуной, то негромкий скандал слышали и Лутковская, и министр Лавринович, и спикер и депутаты. Я буквально оцепенел, поняв, что если уж так и тут плюют на закон, то что ждать простым людям!
Но я все равно успел задать Лутковской на трибуне три вопроса, на которые, надеюсь, я получу такие же публичные ответы:
Сколько раз Вы пользовались Вашим правом неотложного приема Президентом Украины, Премьер-Министром, министром внутренних дел и генпрокуроров по делам защиты прав человека? Какие были результаты и почему?
Сколько раз лично Вы присутствовали на заседании судов различных инстанций, чтобы проверить соблюдение прав человека в суде?
Сколько чиновников было отправлено в отставку, сколько посажено за решетку в результате Ваших проверок и какие кадровые решения были приняты после каждой Вашей инспекции и ее результатов?
Мне действительно жаль Дмитрия и Сергея Павличенко. Но еще больше мне жаль всех нас – завтра на их месте можем быть мы, но никто нас не защитит. Тем более, Уполномоченный по правам человека.