В России эта тема также активно обсуждается. И российские аналитики уже подсчитали, что взнос Романа Абрамовича, который начал карьеру крупнейшего бизнесмена с приватизации «Сибнефти», мог бы составить от 1 до 4 млрд. долларов США. А есть ли расчеты в отношении наших олигархов? Например, Рината Ахметова, который начинал свою карьеру самого богатого украинца с покупки акций находившегося в процессе приватизации крупнейшего металлургического комбината «Азовсталь».
Мы в Украине сможем провести такую операцию? Ведь сегодня уже всем понятно: приватизация 90-х у нас была проведена самыми неудачными способами и методами. Так утверждаю потому, что лично привлекал иностранные инвестиции и начинал приватизацию Мариупольских металлургических комбинатов «Азовсталь» и «Им. Ильича». И до сих пор хорошо помню, как тогда в ходе массовой приватизации действовало правило: покупай всё - потому, что всё дешево. Для пущей убедительности приведу только один очень показательный пример. В свое время эксперты газеты «Дело» подсчитали: в период с 1999г. по 2004г. группа «Приват» приобрела горно - металлургические активы пяти акционерных обществ за $35,7 млн., затем внесли на увеличение уставных фондов этих предприятий дополнительно $331,85 млн. и в 2007г. продали пакеты акций этих предприятий российской компании Evraz Group ориентировочно за общую сумму в $3,5 млрд. Каково?! Только за куплю-продажу пакетов акций собственники получили прибыль более, чем 3 млрд. долларов США! Поэтому сейчас и стоит вопрос о компенсациях. Но каким образом это осуществлять? Давайте обсуждать.
Какие есть предложения?
Ряд экспертов советуют ввести своеобразный налог на приватизацию 90-х или приватизационный налог, который должен подправить имидж крупного бизнеса. Но какой должна быть ставка? И какие конкретно поправки в налоговый кодекс надо будет внести? Наконец, как это администрировать? При этом, сторонники налоговой реабилитации уверены: ответы на все эти вопросы можно найти.
Другие эксперты предлагают создать благотворительный фонд, в который добровольно отчислять определенный процент от выручки ранее приватизированных предприятий. Или увеличить отчисления в социальный фонд.
Третьи настаивают на оценочном варианте. А именно - заново оценить стоимость актива и с учетом соответствующей процентной ставки на удешевление капитала выплатить справедливую рыночную стоимость.
Ради справедливости, надо поставить еще и такой вопрос: что в настоящее время в Украине считать богатством и как облагать налогом предметы роскоши? Думаю, налог на богатство должен стать общественно признанной платой за отказ от инвестиций в развитие украинской экономики в пользу сверхпотребления и фискальное значение этой меры будет, скорее всего морально-этическим. Однако, четких параметров, что будет признаваться богатством, пока нет.
Тем не менее, предлагается распространить такой налог не только на физических, а и на юридических лиц. При этом, налог на богатство не должен затронуть средний класс. Тогда кто станет новой жертвой очередных фискальных перемен? Нужно четко и корректно определить критерии, по которым будет взиматься налог на богатство. И споры в этой связи продолжаются. Одни эксперты и чиновники считают, что привязки к стоимости быть не должно, так как цена объекта - спорный вопрос и будут сложности с администрированием. Поэтому предлагают учитывать только площади и мощности.
Другие предлагают начать с введения налога на недвижимость и имущество, включая земельные участки. А затем уже двигаться по дифференциации этого налога для особой группы таких объектов.
Третьи опасаются: не получится ли так, что издержки на администрирование налога на богатство смогут превысить собираемость. Не эффективнее ли оптимизировать существующую систему налогообложения на транспорт и недвижимость.
Итак, мнений и предложений достаточно. Конечно, нельзя справедливо распределить собственность, но можно создать справедливые правила игры, по которым люди, наделенные умом, талантом и трудолюбием, займут достойное место в обществе. Так, что теперь слово за нашими олигархами.