В последнее время никого уже нельзя удивить недружественной риторикой венгерских чиновников по отношению к Украине. И претензии со стороны Венгрии преимущественно озвучиваются лично министром иностранных дел Венгрии Петером Сийярто становятся все больше и больше абсурдными. Частота заявлений с претензиями к Украине увеличивается обратно пропорционально времени, оставшемуся до парламентских выборов, которые должны пройти в Венгрия 8 апреля с.г.
Вполне похоже, что таким образом, возбуждая чувствительную для венгерского общества тему, Сиярто хочет обеспечить уверенную победу на выборах партии "Фидес - Венгерский гражданский союз", возглавляемую действующим премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном.
Так, в январе с.г. Петер Сиярто заявлял, что Украина готовит «новые ограничения» в отношении национальных меньшинств. «Вместо того, чтобы смягчить конфликты, Украина сделала дальнейшие предложения по ограничению использования языка и гражданства. Например, будет обязательным отображать украинский перевод диалогов во время театральных постановок, и венгерские газеты также публикуются на двух языках», - утверждал Сийярто на венгерском телеканале.
В феврале с.г. глава внешнеполитического ведомства Венгрии подчеркивал, что для отмены венгерского вето на заседании комиссии Украина-НАТО по вопросам обороны Украины должна воздержаться от реализации Закона об образовании до тех пор, пока не придет к согласию с национальными меньшинствами, включая венгерском.
В марте заявления от Сийярто уже сыпались как из рога изобилия. Здесь и заявление о размещении миссии ОБСЕ в Закарпатье, которая якобы должна быть размещена здесь в ответ на притеснения венгерского меньшинства. Ряд выпадов в сторону Украины продлила заявление министра иностранных дел Венгрии во время встречи глав МИД членов ЕС в Брюсселе о том, что Венгрия планирует заблокировать встреча министров обороны стран Европейского союза и Украины, запланированную на апрель, а также саммит Украина-НАТО, который должен состояться летом.
А вершиной абсурда стало заявление МИД Венгрии относительно недовольство планами министерства обороны Украины восстановить военную часть в Берегово.
Сийярто беспокоит, что украинская армия намерена разместить батальон численностью около 800 человек в городе с высокой долей венгров среди населения. Разъяснения минобороны Украины о том, что этот шаг необходим из-за угрозы территориальной целостности страны вызвало у Сиярто еще большее беспокойство. «Это означает, что они считают венгерскую национальную общину угрозой Киеву, что является возмутительным, и именно поэтому Венгрия категорически отвергает это», - заявил венгерский чиновник.
Такие заявления Сиярто являются верхом манипуляции, граничащей с пропагандой. Главный дипломат Венгрии не видит допустимых пределов, соблюдение которых не давало бы оснований обвинить его лично во вмешательстве во внутренние дела Украины.
Размещение военных частей на территории собственной страны является прерогативой военно-политического руководства любой страны. Единственным фактором, который должен влиять на решение о дислокации тех или иных военных частей - это потребность обеспечения обороны страны.
Особенно это актуально в условиях, когда руководство Венгрии с 2014-го года настойчиво говорит об автономии для своего меньшинства, раздает паспорта и абсорбирует венгероязычную рабочую силу к себе, требует изменений в ключевой образовательный закон, через венгерское меньшинство комментирует и трактует Конституцию Украины и, наконец, на уровне министра протестует против создания новой военной части в регионе, составляет важное значение для обороны страны.
Нынешняя политика Будапешта, которая реализуется и его внешнеполитическим ведомством - это провоцирование сепаратизма в соседних странах: Словакии и Румынии, а также в том числе в украинском Закарпатье. В своих действиях Венгрия руководствуется имперским мышлением разделенной по Трианонским договору 1920 Австро-Венгерской империи. Тем самым власти Венгрии ничем не отличаются от руководства России, которое тоже всячески продвигает концепцию «русского мира» через «защиту прав русскоязычного населения на постсоветском пространстве», а по сути - восстановление советской империи.
В Украине уже понимают, к чему приводит несвоевременная реакция на подобные действия со стороны соседей. Аннексия Крыма, оккупация части Донбасса, падение ВВП, гибель тысяч украинских граждан, трагедии сотен тысяч вынужденных переселенцев - это последствия несвоевременной реакции украинского государства на проявления «заботы» о русскоязычном населении со стороны Москвы.
Учитывая подобный в отношениях с Россией опыт, теперь Киев будет решительно отвечать на подобную «заботу» и со стороны нынешних руководителей Венгрии. Особенно учитывая, что их интересы не совпадают с интересами военно-политического альянса, куда входит Венгрия.
Учитывая откровенно враждебные действия венгерских чиновников у украинской власти все больше оснований беспокоиться о спокойствии и безопасности своего региона. Поэтому есть основания восстановить в Берегово не только отдельный батальон 128-й Закарпатской горно-пехотной бригады, но ввести (хотя бы временно) и дополнительные подразделения Национальной гвардии Украины.
Кроме того, не лишним было бы проверить и законность и пути поступления средств на банковские счета организаций закарпатских венгров.
Что касается блокировки Будапештом европейских и евроатлантических стремлений Украины, то руководству ЕС и НАТО надо осознать угрозу от такой блокировки для безопасности и обороны стран Запада в целом.
И этот курс Украины, которая уже четыре года сдерживает российскую агрессию, блокируется страной, которая явно нарушает взятые на себя обязательства в рамках ЕС и НАТО. В частности, красноречивым является тот факт, что Венгрия является нарушителем международных санкций, которые были введены международным сообществом против РФ в ответ на аннексию Крыма и агрессию против Украины. Чего только стоит решение правительства Венгрии о проведении капремонта 12 ударных вертолетов Ми-24Д и многоцелевых вертолетов Ми-17 ВВС Венгрии в России. Подписав с РФ эти контракты, Будапешт пошел наперекор Брюсселю и консолидированной позиции НАТО, ведь обслуживание и капитальный ремонт Ми-17 и Ми-24 можно было бы провести в Польше или Чехии.
В НАТО должны задуматься над тем, как проявят себя отремонтированые и модернизированые в России машины при выполнении задач в рамках операций НАТО, членом которого является Венгрия. В Украине, например, есть опыт когда отремонтированы в РФ комплексы вооружений потеряли дееспособность именно в момент, когда должны были быть использованы для отражения агрессии России ...
В целом проблема блокировки Венгрией евроатлантической интеграции Украины является не только проблемой Украины, но и проблемой для обеспечения безопасности и реализации стратегических интересов ЕС и НАТО в целом. И над этим, наконец, должны задуматься в Брюсселе, а также, со временем, и в Будапеште.