Сотовым операторам, которые многократно критиковали идею введения принципа переносимости номеров, теперь придется потратиться на новый биллинг. Кроме того, в условиях жесткой конкуренции они будут активнее бороться за лояльность своих клиентов.
"Давайте дадим поручение Министерству связи и многократно упоминавшейся здесь Генеральной прокуратуре", - цитирует издание слова президента, сказанные в ходе обсуждения принципа переносимости номеров на заседании "Открытого правительства". Там же глава ФАС Игорь Артемьев сравнил привязку мобильных номеров к операторам связи с "мобильным рабством".
Вопрос о создании системы "переносимости номера", позволяющей абоненту сохранять свой номер при переходе к другому оператору, обсуждался с 2005 года. Последний раз он активно дискутировался осенью 2009 года, когда Минсвязи Татарстана предложило научно-техническому совету министерства свою схему организации этой услуги.
Однако совет ограничился рекомендацией сначала провести в Татарстане тестирование предложенного решения, а после анализа результатов вновь вернуться к этому вопросу.
Крайне отрицательно отнеслись к идее ввести переносимость номеров операторы сотовой связи. Они аргументировали свою позицию тем, что затраты на внедрение и поддержание услуги будут слишком велики по отношению к возможному эффекту от нее для потребителей и самих операторов.
"Большая тройка" в 2009 году оценила свои расходы на внедрение подобной услуги более чем в 400 млн долларов за 3-4 года. Операторы также указывали на то, что эти дополнительные затраты могут привести к повышению цен на услуги связи для абонентов.
Впрочем, участники рынка всегда признавали плюсы введения услуги переносимости номера, как то: свобода абонента, развитие рыночных отношений, возможное снижение цен при конкуренции и повышения качества сервисов. Мешают, по их словам, сложности при управлении и правовом статусе центральной базы данных абонентов сотовой связи.
В Минкомсвязи, однако, какое-то время заявляли, что выступают за принцип переносимости номеров, но не собираются форсировать его внедрение из-за технической неготовности сетей. В итоге в 2011 году введение в России данной системы было признано экономически нецелесообразным.
По данным Союза участников рынка инфокоммуникационных услуг, услуга переносимости номера (MNP, Mobile Network Portability) реализована в полусотне стран мира, в том числе почти во всех странах ЕС. Большинство стран с высоким уровнем дохода населения давно внедрили эту услугу.
После неожиданного обещания Медведева в "МегаФоне" завявили, что считают инициативу "позитивной", поскольку это даст больше возможностей существующим и потенциальным абонентам. При этом 93% абонентов "МегаФона", по данным самой компании, не планируют менять оператора.
Не все игроки мобильного рынка столь оптимистичны. В МТС, например, отмечают, что, по оценкам исследовательской компании РОМИР, на сегодня лишь около 2% абонентской базы потенциально заинтересованы в переносимости номеров. "Учитывая невысокую востребованность услуги, более целесообразно направить эти средства на развитие мобильной связи и интернета в удаленных регионах России", - заявили РБК в пресс-службе МТС.
В "ВымпелКоме" обращают внимание на то, что операторам потребуется решить ряд достаточно "непростых технологических вопросов", связанных с заменой IT-платформ.