Центр последней надежды
В Украине есть только один Центр инфекционных поражений нервной системы. С 2013 года тут лечат больных с тяжелыми последствиями инфекционных заболеваний - кори, краснухи, боррелиоза (развивается после укуса инфицированного клеща), менингита и т.д. Тут, в здании на Галицкой, 4, работают два отделения: интенсивной терапии и детоксикации на 17 коек и терапии больных нейроинфекциями на 23 койки. В отделении интенсивной терапии есть все необходимое реанимационное оборудование - сюда привозят пациентов в очень тяжелом состоянии. На данный момент в клинике лечатся 40 человек.
В неспециализированных медучреждениях из-за отсутствия необходимой квалификации и базы для проведения специфических анализов таким пациентам очень часто не могут поставить правильный диагноз. Человек годами может ходить по врачам, не зная, что причина болезни в том, что организм атакует вирус.
«Койки в нашем центре постоянно заняты, мест даже не хватает. Ежедневно к нам привозят неходячих больных. Например, вчера доставили молодую женщину. Проснувшись утром, она поняла, что не может ходить. Ее доставили к нам. Первичный диагноз — полирадикулопатия — заболевание, характеризующееся поражением спинного мозга и его корешков, но после уточнения нами диагноз был изменен – болезнь Дэвика. Впереди — сложное и длительное лечение», — рассказывает LB.ua одна из сотрудниц Центра.
Ещё одна пациентка Центра — Татьяна Терещук из Винницы. Ей 47 лет. Она уже сидит на кровати, правда, рядом всё ещё стоят костыли.
«Заболела спина. Пошла в больницу по месту проживания в районе. Пролежала там неделю. Мне становилось все хуже. Вышла на улицу и упала. Ноги полностью отказали. После обследования в Киеве в одной из клиник сказали, что я не их пациент. Дали направление в этот Центр. Тут за шесть недель меня поставили на ноги. Теперь уже хожу», — рассказывает Татьяна.
«К нам привозят пациентов со всей страны, поскольку у нас сосредоточены материально-технические условия для обследования пациентов с такой патологией. Мы лечим пострадавших от разного рода энцефалитов (воспаления мозга), как вирусной, бактериальной, грибковой этиологии, в том числе, детских, после той же кори. А также после перенесённой краснухи, включая взрослых. — отметила в интервью LB.ua завотделением интенсивной терапии и детоксикации, врач высшей категории Татьяна Власик. — Если Центр ликвидируют, учитывая планы киевской городской власти выселить нас из помещения на Галицкой, 4, — их просто негде будет лечить».
Что происходит
В августе этого года Департамента коммунальной собственности КГГА подал в Хозяйственный суд Киева исковое заявление о разрыве договора аренды посещения на Галицкой, 4. Указанная причина - Центр платит арендную плату в размере 1 грн в год, хотя по новому законодательству размер платы должен составлять 3% от стоимости здания в год. Вторая причина - это увеличение Центром арендуемой площади. Речь идет о ремонте крыши, которую Центр действительно провел за деньги Национальной академии медицинских наук, в подчинении которой он находится.
«Наш Центр собираются принудительно выселить из специально отремонтированного и оборудованного за государственные средства здания. Это угроза не просто сокращения высококвалифицированных научных кадров, врачей, персонала, потеря части оборудования, но, главным образом, фактически смертный приговор для тяжелых клинически и диагностически сложных больных с нейроинфекцией», — говорит и.о. руководителя Центра, д.мед.н. Елена Панасюк.
Это уже не первое выселение в истории Центра - летом 2013-го года клинику Института эпидемиологии и инфекционных болезней Института Громашевского (центр тогда был одним из отделений клиники) выгнали из здания по улице Лаврской, 11, чтобы передать это помещение монастырю Киево-Печерская Лавры. LB.ua уже подробно писал об этой истории, когда инфекционную больницу переселили на Амосова 5, где и сегодня проходят лечение пациенты с ВИЧ/СПИД и гепатитами.
Места для лечения больных инфекционными поражениями нервной системы в здании на Амосова,5 тогда физически не хватило. Поэтому в 2013 городская власть предоставила в аренду ветхое помещение с деревянными перекрытиями и протекающей крышей на улице Галицкой, 4 для нужд теперь уже Центра инфекционных поражений нервной системы Института эпидемиологии и инфекционных болезней Л.В. Громашевского. Национальная академия медицинских наук на тот момент в полном объеме обеспечила выделение из госбюджета десятков миллионов гривен для капитального ремонта помещения специально под клинику Центра.
«Все было сделано в рамках законодательства: проведены тендеры, получен сертификат после капремонта. Изначально это помещение было абсолютно непригодным для размещения нашей клиники и лечения больных. Здесь не было боксов, палат для интенсивной терапии, камер для дезинфекции, кухни, вентиляции… Крыша до ремонта вообще текла. Не было ранее в здании и двух лифтов, которые необходимы для наших больных, многие из которых уже не в силах передвигаться сами или же требуют экстренной реанимации и доставляются к нам в критическом состоянии. За 6 лет работы в Центре мы постарались создать и поддерживать условия, которых нет даже во многих других больницах: полубоксированные палаты со специальной системой вентиляции, палаты интенсивной терапии, где сосредоточено оборудование для реанимации, работы с кровью, специальная система дезинфекции, смотровые, диагностические, лабораторный блок. Теперь же нас вновь хотят выселить. Первое выселение с Лаврской мы с трудом пережили, вложив средства в капремонт. Естественно, ни о какой компенсации затраченных средств почему-то сейчас речь даже не идёт. Но самое печальное, что при таком сценарии Украина потеряет единственный центр, где могут лечить, спасать пациентов, от которых, скажем прямо, отказались другие больницы», — рассказала Елена Панасюк.
По ее словам, ещё в прошлом году Департамент коммунальной собственности города Киева исполнительного органа Киевского городского совета настаивал на изменении условий договора аренды здания с Центром. Руководство Института отвечало на их обращения, информировало о правилах нашего финансирования.
«В августе мы получили уже документы искового обращения и в ближайшее время должен состояться сам суд. Поводом для подачи иска со стороны киевской власти стало якобы невыполнение условий договора. По их мнению (Прим.: городской власти), Центр должен платить за аренду в размере не 1 грн. в год, как было со всеми государственными предприятиями, а по новому законодательству — 3% от стоимости здания в год. Но изначальный договор аренды между Институтом и Департаментом был подписан 16 марта 2018 года сроком на три года, то есть, до вступления в силу закона об оплате 3% от стоимости здания в год, - рассказывает Елена Панасюк. - Хотя закон не имеет обратной силы, именно это нам пытаются навязать. Второе, якобы нарушение с нашей стороны, это увеличение арендуемой площади. Но на практике речь идёт о крыше здания, которая была расширена в процессе капремонта согласно утвержденному проекту и на самом деле не используется нами".
По словам Елены Панасюк, это техническое помещение, в котором расположена система вентиляции, противопожарной безопасности, лифтовые шахты: "Мы — государственная и неприбыльная структура, используем только те средства, которые предусмотрены годовым бюджетом. Поэтому дополнительные расходы на аренду, как от нас требуют «здесь и сейчас», включая перерасчёт, физически не предусмотрены. А переселение Центра на Амосова 5, как, похоже, планирует киевская власть, тоже не решит проблемы. Поскольку там изначально не хватало места для размещения Центра по лечению именно инфекционных поражений нервной системы», — рассказала Панасюк.
Что говорят в КГГА
В комментарии LB.ua первый заместитель Департамента Олег Шмуляр объяснил, что причиной подачи иска стало невыполнение тех условий договора, о которых идет речь в исковом заявлении. Но при этом Шмуляр подчеркнул, что Департамент готов начать вести переговоры с руководством Центра для «нахождения компромисса» в силу социальной значимости проблемы.
LB.ua также удалось взять комментарий у киевского мэра Виталия Кличко. Он заверил, что будет держать «руку на пульсе» и следить за событиями.
Первое судебное заседание в Хозяйственном суде столицы было назначено на 2 октября, но его отложили.
«Мы будем бороться до последнего, ликвидации Центра допустить нельзя», — пообещала Елена Панасюк.