"Я уверен, что в 15, 16 и 17 году в Крыму и Севастополе будет расцвет – экономический, интеллектуальный, духовный. Посмотрите, как прекрасно развивается Сочи, Грозный – сколько Россия вкладывает в это средств, какие идут инвестиции!", - патетически восклицал в прямом эфире принадлежащего Алексию Чалому телеканала НТС замглавы на тот момент еще украинской государственной администрации Севастополя Дмитрий Белик.
Какие обещания давались крымчанам перед референдумом? И были ли они выполнены?
Длительный переходный период
Ничто так не пугает крымских обывателей как неожиданные перемены. Поэтому организаторы референдума всячески пытались уверить их, что резких изменений не будет, а интеграция в Россию пройдет максимально безболезненно и практически незаметно.
Так, депутат Верховной Рады от "Партии регионов" и один из главных рупоров референдума Вадим Колесниченко в эфире государственной телерадиокомпании СГРТРК успокаивал севастопольцев, утверждая, что никто не будет в форсированном порядке навязывать российские паспорта.
"В 1991 году, вы помните, как долго мы жили с паспортами СССР… Никто никого не заставляет принимать гражданство. Это вопрос стандартный, потому что два миллиона человек одновременно ничего не могут получить, для этого дается переходный период. Его будут продлевать и еще раз продлевать. Никто не предлагает семьи разрывать. Все, что было, то же и остается", - заявил политик.
Реальность оказалась совершенно другой. Уже 18 марта 2014 года все крымчане были автоматически объявлены гражданами России и поставлены перед необходимостью срочного оформления российских паспортов. Кроме того, в чрезвычайно сжатые сроки требовалось оформить/переоформить в соответствии с российским законодательством все другие документы: страховые и идентификационные номера, военные билеты, лицензии, патенты, дипломы, свидетельства о регистрации юридических лиц и другие. В паспортные столы и другие учреждения выстроились многотысячные очереди. Ведь с 1 января 2015 года (а в некоторых случаях и ранее) все, не оформившие российские документы, теряли возможность легально работать, заниматься предпринимательской деятельностью, совершать сделки с недвижимостью, получать медицинскую помощь. По сути, в каждой семье должен был быть как минимум один неработающий человек, чтобы на протяжении несколько месяцев практически ежедневно выстаивать в очередях. Ведь крымские и российские чиновники стремились отрапортовать об успешном завершении "переходного периода" как можно раньше, не считаясь с тем, какой ад они создали для людей.
Обманули крымчан не только в этом. Так, глава Верховной Рады АРК и по совместительству руководитель местной ячейки "Партии регионов" Владимир Константинов обещал совместное хождение рубля и гривны в течение 3-6 месяцев.
"Думаю, хождение двух валют — это необходимый этап промежуточный. Период мы определим достаточный для того, чтобы у людей не было никаких проблем. Нужно будет три месяца — три месяца, полгода — полгода", — сказал журналистам Константинов в Симферополе.
Однако в реальности уже в мае было заявлено о прекращении хождения гривны на территории Крыма. Пострадали те, у кого были большие гривневные сбережения. Все банки закрылись, а черные спекулянты давали за гривны по 2-2,5 российских рубля при официальном курсе 3. При этом пересчет цен с гривен на рубли происходил по курсу 4-5 рублей за гривну. Таким образом, 1 июня 2014 года – в день, когда на полуострове прекратила хождение украинская валюта - цены почти на все товары и услуги выросли одномоментно на 50-100%.
Повышение зарплат и пенсий
Когда агитаторы за референдум рассказывали крымчанам об "огромных" российских зарплатах и пенсиях они скромно умалчивали о тарифах и ценах, которые в России значительно выше, чем в Украине.
На тот момент большинству жителей полуострова, которые никогда не были в России, обещанные пропагандистами доходы казались просто запредельными. Так, приехавшая агитировать за референдум зампредседателя комитета Госдумы РФ по социальной политике Галина Карелова охмуряла жителей полуострова, обещая среднюю зарплату в 25 тысяч рублей, зарплату врачам в 40 тысяч рублей, зарплату учителям в 29 тысяч рублей. Дмитрий Белик, ставший впоследствии депутатом Госдумы от "Единой России", постарался перещеголять россиянку:
"В России на сегодняшний день средняя заработная плата порядка тридцати тысяч рублей – ну, это где-то около восьми тысяч гривен", – заявил он в эфире чаловского телеканала НТС.
Особую ставку делали организаторы референдума на пенсионеров – свой самый активный и ядерный электорат. Журналист Татьяна Сандулова (позже за участие в агитации она получила проходное место в списке партии "Единая Россия" на выборах в российское Заксобрание Севастополя - аналог городского совета при украинских властях) в статье на принадлежащем Чалому ресурсе "Форпост" обещала повышение пенсий в четыре раза! Это позволит севастопольским старикам войти в 20% самых богатых людей мира, утверждала Сандулова.
Другой агитатор – депутат Госдумы Павел Дорохин, выступая на митинге на пл. Нахимова по крики «Ура-а-а-а!» обещал повышение зарплат в 2,5 раза «уже в ближайшие месяцы после референдума».
Пенсии и зарплаты в Крыму действительно существенно выросли. Однако инфляция с лихвой перекрыла это повышение. По разным позициям рост цен разный. Российские власти субсидируют тарифы на ЖКХ и общественный транспорт, лишь постепенно подтягивая их до среднероссийского уровня, чтобы не допустить ценового шока. Например, проезд в автобусе по Севастополю был 2,5 гривны (7,5 рублей на март 2013 года), а сейчас 17-18 рублей, проезд на троллейбусе 1 гривну (3 рубля), а сейчас 10 рублей. С другой стороны лекарственные препараты и медицинские услуги подорожали просто безумно в некоторых случаях в 4-5 раз. Не будет преувеличением сказать, что в общем и целом для сравнения с гривневыми ценами трехлетней давности в Крыму необходимо добавить нолик. Таким образом, средняя зарплата по региону 25 000 рублей по своей покупательной способности будет соответствовать покупательной способности 2 500 гривень по ценам декабря 2013 года. По состоянию на декабрь 2013 года средняя зарплата в Севастополе составляла 3900 гривень. Т.е. средний горожанин значительно обеднел за прошедшие три года.
Однако не стоит забывать, что для России характерно намного большее социальное расслоение. Высокопоставленные чиновники и прочие начальники получают зарплаты в 10-15 раз больше, чем мелкие служащие. Поэтому, когда говорят о средней зарплате, не учитывают тот факт, что 70% севастопольцев (по информации той же Татьяны Сандуловой, озвученной на сессии Заксобрания Севастополя 24 ноября 2016 года) получают зарплату намного меньше средней. Так, например, ставки учителей и врачей колеблются в диапазоне 14-18 тысяч рублей против обещанных 29 и 40 тысяч соответственно. Неудивительно, что в медицинских учреждениях Крыма колоссальная нехватка кадров. При этом, допустим, как недавно выяснилось, главбух крымской республиканской больницы начисляла себе зарплату в сумме полмиллиона рублей. Севастопольские депутаты из "команды Чалого" получают за свои "труды" 150 000 – 200 000 рублей в месяц и так далее.
Кроме начальников, которые значительно улучшили свою жизнь, повезло и крымским пенсионерам. В качестве рекламы российской пенсионной системы перед референдумом им пересчитали украинскую пенсию по курсу 3,8 рублей за гривну (при реальном курсе 3 рубля) и повысили ее в два раза. И хотя за прошедшие два с половиной года цены почти на все без исключения товары и услуги выросли более, чем вдвое, ухудшение жизни затронуло пенсионеров в меньше степени, чем других жителей полуострова. А вот тем, кто ушел на пенсию после 2014 года, пришлось затянуть пояса. Им оформляют ее уже по российским законам, и их пенсия, в зависимости от категории, на 30-50% ниже, чем у тех, кто получает пересчитанную украинскую пенсию.
Миллиардные инвестиции
Крымчанам обещали не только повышенные зарплаты и пенсии, но и модернизацию всей инфраструктуры полуострова, что должно было привести к резкому повышению качества жизни. Обещания раздавались самые щедрые.
"Хочу сказать, что на уровне правительства Российской Федерации принято решение выделить большие средства – порядка 40 млрд рублей для Севастополя и Крыма!" – цитировал за неделю до голосования чаловский интернет-портал «Форпост» слова зампреда думского комитета по промышленности Павла Дорохина.
«Россия выделит Крыму шесть миллиардов долларов» - с таким заголовком вышла 4 марта 2014 года симферопольская газета «Крымская правда».
Многие – даже противники референдума – искренне верили в то, что Кремль построит на полуострове своеобразную "витрину путинизма". На первых порах казалось, полуостров действительно станет любимым ребенком российских властей. В августе 2014 года была утверждена Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года". Среди ее задач реконструкция транспортной инфраструктуры, строительство и модернизация десятков больниц и других социальных объектов, обеспечение энергонезависимости Крыма, строительство очистных сооружений, что призвано решить экологические проблемы и многое другое. Правительство РФ утвердило общий объем программы в размере 708,53 миллиардов рублей, что намного больше, чем обещали перед референдумом.
Уже на 2015 год было запланировано выделение Крыму и Севастополя под эти нужды 116 млрд рублей. Но по факту на полуостров пришло лишь 4,5 млрд рублей. В марте 2016 года тогдашний министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев признал, что срыв программы ФЦП с "задержкой финансирования работ из федерального центра". Московские и крымские чиновники, сославшись на временные трудности, попутно обвинили друг друга в неэффективной работе и пообещали, что в 2016 году реализация ФЦП начнется в полную мощность.
Однако несколько дней назад Дмитрий Белик, получивший в сентябре мандат депутата Госдумы, был вынужден признать, что ситуация практически не изменилась. Севастополь должен был освоить в этом году 1,6 млрд рублей, однако по состоянию на 18 октября реальные расходы по ФЦП составили лишь 25 миллионов рублей или 2%. В частности, в Севастополе так и не был построен обещанный онкологический центр, хотя город является одним из лидеров на постсоветском пространстве по числу раковых больных.
Тем временем в Кремле собираются сократить финансирование дефицита севастопольского бюджета на 2017 год. Предполагается, что его доходная часть (примерно на 2/3 она формируется из московских денег) уменьшится на 7 млрд рублей или примерно на треть.
Миллионы туристов
В Крыму никогда не было единой методики оценки количества отдыхающих. И даже в те времена, когда этот вопрос не был политическим, цифры, озвучиваемые официальными лицами, весьма разнились. По разным оценкам в 2010 – 2013 гг. ежегодно полуостров посещало от 5,6 до 7 миллионов человек.
В марте 2014 года организаторы референдума всячески заверяли тех крымчан, которые зарабатывают на туризме, что им нечего беспокоиться. Глава Верховной Рады АРК Владимир Константинов накануне дня голосования заявил, что Крым после присоединения к России примет 6 миллионов туристов, а сезон 2014 года войдет в историю под названием "русского сезона".
Но реальность оказалась не такой радужной, как обещал лидер крымских "регионалов". В 2014 году турпоток на полуостров резко сократился, хотя достаточно много россиян на волне патриотических настроений стремились попасть в "свой Крым", в буквальном смысле штурмуя Керченскую переправу. Причин здесь несколько. Во-первых, украинские и иностранные туристы практически перестали посещать полуостров. Во-вторых, для россиян он стал менее доступен как в связи с прекращением движения пассажирских поездов через территорию Украины, так и в связи с резким ростом цен. Согласно официальным данным, за летний сезон 2014 года полуостров посетило 2,5 миллионов отдыхающих. В следующем сезоне показатель вырос до 3,5 миллионов. В этом году власти Крыма обещают, что туристический поток составит около 5 миллионов, т.е. практически сравняется с теми показателями, которые были до 2014 года.
Впрочем, обычные крымчане, занятые в турбизнесе, не разделяют этого энтузиазма. Конечно, говорить о пустых пляжах было бы преувеличением. Отдыхающие в Крыму есть, и их немало. Однако их намного меньше, чем несколько лет назад. Практически все представители туристических фирм жалуются на снижение прибыли. Так сотрудник одного из старейших севастопольских экскурсионных бюро сообщил, что руководство его фирмы второй год не проводит традиционный корпоратив из-за отсутствия средств, а доходы обычных экскурсоводов сократились. Одну из основных причин он видит в повышении стоимости экскурсий, входных билетов, а также цен в точках общепита, где столуются туристы. Для многих россиян потратить 4-5 тысяч рублей за экскурсию для двух человек – неподъемная сумма. Собеседник выразил опасение, что в следующем году его экскурсионное бюро может и вовсе закрыться, а он и его коллеги остаться без летней подработки.
Падение реальных доходов большей части населения и высокие риски безработицы – главные результаты двух с половиной лет жизни "в родной гавани". Те крымчане, которые с энтузиазмом шли в марте 2014 года на избирательные участки, надеялись совсем на другое будущее. Как тут не вспомнить старую пословицу о том, что дьявол обещает золотые горы, а платит разбитыми черепками.