Городец (промежуточный пункт): на площади перед автостанцией много автобусов-ПАЗиков, внутри не работает ни одна касса. Утомленный солнцем таксист предлагает ехать в Нижний (Нижний Новгород – М.Л) – я только оттуда, игнорирую. Таксист не сдается:
-Куда ехать-то?..
-Вам обязательно знать? скоро мой автобус – все нормально.
- Ну ты странный… Буревестник?
-в СмОльки еду..
-СмолькИ! (с такой интонацией, будто я лично его маму оскорбил, - М.Л.).
Напротив автостанции - магазин для рыбаков и туристов. Один уже с уловом – спит на земле возле входа.
В Смольках поворачиваю на Тихий Хутор. Вокруг типично среднерусские пейзажи: березки, поле с пшеницей и узкая дорога. Дело к вечеру, жара спадает, легкий ветерок приободряет в пути. Заочный мой знакомый из поселения, Саша, звонит уже третий раз – меня уже ждут, собрались все , говорит, на «общем месте».
***
Между стройными рядами молодых берез вырублены просеки, так в поселении проложены улицы – Сосновая, Лучезарная, Медовая и т.д.. Ощущение — будто попал в детскую игру, не то дочки-матери, не то казаки-разбойники. На одной из крайних улиц поселенцы разбили два шатра, в одном – совместные трапезы, в другом – отдых. У них сейчас гости – ребята из больших городов, приехавшие на семинар по биоэнергетике.
С дороги угощают чашкой вкусного малинового компота, к которому так и норовят приложиться осы. Перевел дух, идем к «общему месту». Слева и справа – лес, кое-где на полянах – свалены тюки с сеном; за гущею берез, вдалеке видны домики. Возле одного из таких срубов, свежего и опрятного, прямо на дорожке красуется маленькая детская площадка: пластиковый игрушечный домик, песочница, тут копошится – играя с куклою – девочка лет четырех.
Еще сто метров по тропинке и сворачиваем к настоящему сказочному, будто из-под земли выросшему, домику. На самом деле дом построен из самана, а сверху присыпан слоем земли. Саман - строительный материал, обнаруживающийся буквально под ногами: смесь глинистого грунта с водой и соломой. Из него формируют лепешки и обкладывают деревянный каркас будущего дома. Бюджет такого строительства практически равен нулю.
Хозяин домика, Женя, по такой же технологии построил баню – всего за месяц, неспешно и без сторонней помощи.
Также для строительства здесь использует глину, которую достали из котлована – через пару лет дно заростет и вода станет прозрачной.
Вот и пришли – «общее место»: деревянная беседка, где собираются, при случае, все жители поселка, рядом - маленький деревянный домик, где наперебой галдят малыши.
Ромашки — экопоселение из трех жителей
В самой беседке – с десяток людей, я немного смущен - специально собрались послушать и посмотреть на меня.
Чтобы сойтись тут в одно время, они используют смс-расслыку: таковы современные реалии. В поселении 88 участков, каждый – по гектару, поэтому обойти всех довольно сложно.
Ольга Васильевна, мать-основательница эко-поселения, вкратце вводит «в курс дела».
Поиски места для поселения начинались еще в 2000-х, на тот момент активное участие в процессе принимали два десятка семей. Подходящую местность отыскать было непросто: чтобы граничила с лесом, рядом был бы водоем – речка или озеро, имелся б заасфальтированный подъезд к границам будущего поселения. Все это – не слишком далеко от Нижнего Новгорода. Да, и сам участок не меньше 200 га – уже тогда планы были грандиозные.
В начале их общего пути будущих поселенцев объединяли … книги. Книги Владимира Мэгре о девушке Анастасии, живущей в гармонии с природой посреди сибирской тайги.
Подходящую территорию вскоре отыскали. Оказалось, это - земли запаса, на которых когда-то велась сельскохозяйственная деятельность, однако позже они были заброшены. И природа взяла свое – тут вырос «частокол» из берез и сосен.
Путь к основанию поселения оказался тернист – много времени и сил поглотила борьба с бюрократами. Через два года власти таки выделили в долгосрочную аренду первую очередь
– 21 Га земли. Затем началось строительство. Кто-то начинал сразу с капитальных домов, кто-то – с «времянки».
Построить дом – первый этап, дальше – сложнее, получить на него документы, оформить прописку. Одним из первопроходцев в этом деле стал Саша Булдаков. Больше всего – по его словам – боялись, что комиссия по приему дома в эксплуатацию не даст добро по причине отсутствия тут электричества. Хотя закон прописывает всего несколько основных требований – крыша над головой, окна, двери, стены и отопление.
Но, обошлось: русская печь в доме есть, значит зимой не замерзнут, решили чиновники. Таким образом домик Булдакова стал первым, официально зарегистрированным в поселении.
В этом году в поселении зимовало 20 семей. Многие - с маленькими детьми, еще четыре ребенка родилось этой зимой. Принимают роды дома, в семейном кругу, приглашают в помощь опытную акушерку из Нижнего Новгорода.
Одни из смельчаков – семья Гладышевых. У Маши этот ребенок первый, но она не побоялась рожать «в полевых условиях». Принимал ребенка супруг Коля. Все прошло благополучно – Мирон родился ладный и здоровенький.
***
Каждый, кто собирается жить на земле, в первую очередь решает для себя вопрос – как заработать деньги. Ведь не все, необходимое для жизни можно произвести самому. Многие поселенцы стараются выращивать фрукты-овощи в количествах чуть больших, чем нуждаются сами – на продажу. Но с этим тоже непросто: о количестве и речи нет - правила поселения запрещают использовать ядохимикаты, содержать животных на убой (большинство тут вообще вегетарианцы), поэтому конкурировать с фермерскими хозяйствами, которые берут «объемом» не всегда получается.
Натуральные продукты из поселения ищут покупателей в интернет-магазинах. Именно интернет-магазинами занимается добродушный дядька в очках, вовсе не похожий на программиста. Алексей Водохлебов - из «второй волны» поселенцев - он взял себе один из заброшенных участков. Согласовали все на общем собрании, заплатил около 10 тыс.рублей за оформление документов и теперь он – хозяин.
-Если ты собрался жить на земле, значит должен уметь практически все. И ягоды - дикоросы собирать - в летнее время это приносит хороший допольнительный доход; и с техникой дружить – вот, например, к поселению линию электропередач подвели недавно, ко мне теперь обращаются за помощью - разводку электрики по дому сделать. Вообщем, если мастер на все руки, с голоду не пропадешь.
Алексей оставляет на прощание адреса своих веб-сайтов и исчезает в лесной чаще.
***
Внутри поселения в последнее время стал популярен обмен услугами и товарами. Наташа Болтушкина, например, занимается производством натуральной косметики (мыло, кремы и т.д.). Она может продать свой товар, но лучше и душевнее обменять его, допустим, на яйца или молоко. Говорит, что такой обмен приносит намного больше радости и душевного тепла, чем операции с деньгами.
Уже знакомый нам Саша Булдаков по профессии - программист. Ему удалось договориться с работодателем «полюбовно» – работает три дня в офисе, два - из дома. Благо, с интернетом тут проблем нет – присутствует даже высокоскоростной 3G (в украинских селах о подобном можно лишь мечтать). На дорогу туда и назад в день уходит 2,5 часа времени. На бензин – около 4000 руб (1000грн). Для примера, жители Москвы часто добираются на работу еще дольше, и Конечно, с большими затратами.
-Доступность бытовых перфораторов стала ключевым моментом в вопросе переезда за город, - полушутя рассказывает еще один Александр, - Просыпаюсь как-то субботним утром от оглушительного «ту-ду-ду-ду». Соседи ремонт затеяли. И никуда не спрячешься в этой бетонной коробочке – хоть вой. Вот и решил - утекать нужно, - поясняет по-простецки.
Возле его участка разбит лагерь для гостей Смольки, приехавших на семинар, тут возведены времянки. Но Саша добродушно предлагает переночевать у него, все же крыша над головой, и деревянный настил создают какой-никакой уют – лучше, чем спать на земле.
В 15 метрах от времянок сооружен душ – с помощью веревки на высоту человеческого роста поднимается ведро с водой, открываешь краник и вуаля – мойся, почти как дома. Костер служит и плитой для приготовления еды и бойлером - чтобы воду нагреть.
А вот еще пара – Юля и Иван, воплощение идеального образа поселенцев. Оба — в длинных полотняных рубахах, Иван – словно списан с образа древнерусского богатыря: невысок, коренастен, борода почти до пояса и волосы до плеч. У Юли на руках пухленькая малышка, Рада – ей всего 3 месяца, она с любопытством оглядывает окружающих и уже пытается улыбаться. Рада также родилась в поселении. То ли благодаря этому, то ли просто от жизни на природе, малышка опережает сверстников по показателям развития – уже пробует ползать по траве.
У Юли и Ивана богатое хозяйство: козы, куры, даже кобылка Веснушка, которую на ночь Иван выводит на вольный выпас. Веснушка и вспахать помогает, и сено собрать, и дорогу от снега зимою расчистить. С ее помощью Иван зарабатывает и в соседнем селе – катает ребятишек.
Дальний уголок посления – ул.Сосновая. Здесь живет семья Болтушкиных – простая русская веселая фамилия, прямо как из «Незнайки в Солнечном городе». Сама семья и впрямь необыкновенная: мама Наташа и папа Вадим недавно стали дедушкой и бабушкой (хотя Наташа очень молодо выглядит, никогда не назовешь ее «бабушкой») – старшая Яна родила им внука. Средний сын пары, Арсений, уже ходит в школу – в соседнюю деревню – подрастает младшенькая, Милана.
Улицу Сосновую, дом один оказалось найти сложно – участок Болтушкиных граничит с лесом, да и потемневшей от времени сруб не проглядывается сквозь деревья. На деревянной лестнице Яна кормит малыша – приехала погостить к родителям. Первое-то время она с нетерпением справлялась: в котором часу электричка обратно в город, а теперь – напротив, не торопиться возвращаться. По двору голышом, абсолютно не стесняясь, скачет Милана – карабкается на руки то к Наташе, то к Вадиму – прямо как лесной зверек из книжек Мегре.
Болтушкины показывают свой дом, его сразу возводили капитальным - большим, просторным. Правда, внутри из удобств лишь мойка для посуды, да русская печь – работ по обустройству еще много. Печь, вот, лишь в этом году построили – не зимовали еще с ней. Прежде зимой использовали для обогрева временную печку поменьше – в спальне.
По возможности, Вадим все тут делает, строит своими руками – «с душой», говорит, получается, да и точно без халтуры. Не говоря, что траты куда меньше. Вот, только времени больше – стройка длится уже четвертый год.
Деньги зарабатываются сезонно. Глава семьи занимается починкой автомобильных печек. Это – зимой. Ну, а летом скопленное тратится на обустройство родового гнезда.
-Да, вначале были книги про Анастасию – так мы тут оказались. Но скоро поняли, что не теория – главное. Главное - работать на земле, вкладывать в нее душу, стремиться к гармонии с природой в практическом плане – не мусорить, не отравлять ее химикатами (даже средствами для мытья посуды Болтушкины не пользуются – М.Л), не уничтожать деревья и растения без необходимости – ведь на этой земле жить нашим детям, - Наташа говорит уверенно, оперевшись о дверной косяк. За ее спиной виднеются ухоженные грядки и сложенные стопкой бревна – хватит еще на маленький домик.
-Я даже заметила что, если на огороде ухаживать за растениями нехотя, из необходимости, то и результат получится соответствующий – морковь кривая, картошка неладная… А, вот, в прошлом году старались, так и картофель в форме сердца уродился, - смеется молодая бабушка девичьим, заливистым смехом.
…Поглядываю на часы: скоро нужно уходить, а мне все кажется, что не услышал чего-то главного. В чем секрет счастья-то? Почему так же – просто, спокойно, правильно – не живут все люди?
- Секрет - не отчаиваться, когда сталкиваешься с трудностями, и не сжигать мосты с городом сразу, чтобы все постепенно происходило, само собой. Мы, вот, как устаем от неустроенности быта, едем в город - там квартира осталась: в душ сходить, постирать белье… Потом опять сюда - на свободу! – степенно наставляют новые знакомцы.