ГлавнаяОбществоОбразование

Не учат в школе

Министр образования Иван Вакарчук последний месяц ведет активную чат-переписку с читателями «Украинской правды» на предмет системы оценивания знаний. Дело, несомненно полезное, потому как большинство украинцев до сих пор не совсем понимают, чем внешнее тестирование отличается от аттестата об окончании школы. Но за этими разговорами потерялась еще одна очень важная тема – качество образования. Пусть мы решили, как будем оценивать, но что мы оцениваем?

Школьные программы становятся все обширнее, и даже с учетом увеличения количества часов для 12-летней школы (сейчас дети, которые учатся по программе для 12-летки, уже в восьмом классе) невозможно вложить детям в головы все, что хочет Министерство образования. В недрах сайта министерства «Левому берегу» удалось найти рекомендации, как ужать учебный материал для 11-го класса по разным предметам.

Например, в курсе украинской литературе советуют изучать обзорно творчество тех писателей, произведения которых не внесены в программу независимого внешнего тестирования. А именно Ивана Кочерги, Олеся Гончара, Юрия Мушкетика, Бориса Олийныка. Еще меньше повезло Алексею Коломийцу, Максиму Рыльскому и поэтам нью-йоркской группы – их вынесут на самостоятельное изучение. Все помнят свои школьные годы, и как часто руки доходили до «внеклассного чтения»…

В курсе всемирной литературы 11-классники теряют Томаса Элиота, Гарсиа Лорку, Александра Солженицына, Александра Твардовского. При синхронном изучении истории Украины и всемирной истории учителям предлагается уплотнить темы «Вторая мировая война», «Украина во время Второй мировой и Великой отечественной войн», «Украина в условиях десталинизации», «Украина во время обострения кризиса мировой системы», «Советский Союз и постсоветские страны».

В складках уплотнения «сгинут» световой поток, оптические предметы, солнечные и лунные затмения, кометы, астероиды и метеориты (очевидно, эту тему школьники будут дорабатывать по материалам газет), двойные звезды, Непал, Океания, латиноамериканские и африканские страны будут подаваться в виде общей характеристики. Пострадала даже «Международная интеграция» из курса экономики, хотя ее дети должны рассматривать детально еще на уроках географии.

В министерстве факт сокращения тем отрицают. «Материала все больше, нагрузка на детей огромная, - ответила «Левому берегу» департамента среднего и дошкольного образования Лидия Ващенко. – Было бы хорошо, если бы какие-то темы сократили, но ничего не сокращают». Что же касается документа, выдержки из которого приведены выше, то цель его – успеть подготовить школьников к внешнему тестированию. Тесты начинаются уже после майских праздников, и министерство, которое в прошлом году упрекали в том, что дети не успели доучиться, решило в этом году подготовить их раньше при помощи сжатия программы.

Почему «сжали» именно Бориса Олийныка? «Ну а кого нужно было вместо Олийныка, вы скажете? - спрашивает Лидия Ващенко. – Нужно было кого-то выбрать».

Что же касается остальных классов, то учителя и правда жалуются на слишком обширные программы. «История Украины очень перегружена, - рассказывает преподаватель запорожского коллегиума «Элиот» Надежда Космина. – Мы вкладываем детям в головы множество фактов, которые можно было бы упустить, потому что они не столь важны».

Понятно, что основная часть новых тем появилась в программах в 90-ых, это логично. «По сравнению со старыми программами, очень активно учим деятельность ОУН-УПА, Cтепана Бандеру, Романа Шухевича, Андрея Мельника, - рассказывает Надежда Космина. – В советских учебниках упоминался только Бандера, и тот с плохой стороны. Казачеству намного больше внимания, Пилипа Орлыка с первой Конституцией начали изучать. Фактически, новое все, что сейчас учится в 8-ом классе».

Все время добавляются новые темы в школьный курс литературы. В курсе украинской литературы появилась поэзия Юрия Андруховича, Александра Ирванца, Виктора Неборака, Сергея Жадана, «Сказка про калиновую сопилку» Оксаны Забужко.

В программе всемирной литературы для 11-того класса «Левый берег» нашел даже такие сомнительные произведения, как «Чайка Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха и «Алхимик» Пауло Коэльо. Правда, они вынесены на внеклассное чтение. Как, к сожалению, и много других гораздо более полезных для общего развития книг, вроде «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера.

Также во внеклассном чтении для выпускников значатся Милан Кундера и Милорад Павич. А в классе два урока изучается «Парфюмер» Патрика Зюскинда (на выбор - «Имя розы» Умебрто Эко или «Последний мир» Рансмайра). В университетах на парах по всемирной литературе с таким средним образованием можно бездельничать. Целых пять часов школьники терзают «Чуму» Альберта Камю…

Исчезло из школьной программы «Собачье сердце» Булгакова, зато 5 часов отводится на не такое уж легкое для 11-классников произведение «Мастер и Маргарита». В 10-м классе аж один час достался драматургии Антона Чехова. «Конечно, российской литературе сейчас уделяется гораздо меньше внимания, чем раньше, - рассказывает преподаватель киевского лицея «Гранд», классный руководитель Богдан Петрук. – В 5-ом классе два часа на сказки Пушкина, и пять часов – на японскую поэзию, которую дети просто не понимают».

Впрочем, Федор Достоевский и Лев Толстой не сдают позиций – 7 часов на «Преступление и наказание», 5 часов на «Войну и мир».

Конечно, внеклассным чтением своих детей должны заниматься родители. Им лучше знать, к какому произведению ребенок уже готов, а к какому нет. Но далеко не все родители находят время и силы усадить ребенка за книгу. Зато они очень беспокоятся, не изменит ли внешнее тестирование отношение детей к учебе на еще более легкомысленное. Мол, основные моменты вызубрил – и для правильного ответа на тесты хватит.

"К сожалению, дети всегда предпочитали зубрить, а не вникать в суть предмета", - жалуется Надежда Космина.

Так что тут новая вступительная система ничего не изменила. Хотя для того, чтобы правильно отвечать на вопросы внешнего тестирования, безусловно, нужно не только знание, но и понимание.

***

В2004 году Министерство образования России выпустило проект «Стандартов общего образования», в котором отсутствовали следующие темы:

  • в обществоведении и истории - инфляция, многопартийность, гарантии прав и свобод, Конфуций и Будда, Цицерон и Цезарь, Жанна д’Арк и Робин Гуд, Людовик XIV, Лютер, Бисмарк, правовой статус человека в демократическом правовом государстве, разделение властей, Государственная Дума, суверенитет.
  • в физике, биологии, химии, географии - строение атомов, устройство глаза человека, клеточное строение организмов, рефлексы, происхождение жизни на Земле, теории Коперника, Галилея и Джордано Бруно, натрий, кальций, углерод и азот (их роль в обмене веществ).
  • в математике - синусы углов в 30°, 45°, 60°; построение биссектрисы угла, деление отрезка на равные части, измерение величины угла, понятие длины отрезка, площадь сектора, превращение простых дробей в десятичные.