ГоловнаПолітика

Зависання

Уже почти месяц в Украине вьется виток очередного политического кризиса. 16-го февраля парламент, признавший работу правительства Арсения Яценюка неудовлетворительной, не смог, тем не менее, отправить его в отставку. Поскольку на текущей сессии ВР повторно вопрос рассматриваться не может, Кабмин получил «передышку» до сентября. Однако споры относительно его дееспособности на этом не утихли. Даже наоборот. Рада ушла на каникулы, ключевые переговорщики - в кулуары. С понедельника каникулы заканчиваются, но разрешение проблемы не выкристаллизовалось. И вряд ли выкристаллизуется за выходные (в субботу-воскресенье ожидаются очередные раунды переговоров). Околополитическая общественность азартно угадывает имя будущего премьера: Яресько, Гройсман, Климкин или же Турчинов? А если останется Яценюк, как он сможет работать? Материала для анализа не много: тематические консультации глубоко законспирированы, а когда в нескольких СМИ синхронно возникают «утечки», человеку сведующему довольно легко вычислить, кто и зачем их запускает.

Отфильтровав наносное, LB.ua собрал наиболее достоверный и объемный тематический фактаж, который считает важным изложить читателям.

Фото: EPA/UPG

Команда Яценюка: карты на стол

Для начала очертим исходные позиции сторон. Интерес Банковой неизменен – сместить Яценюка любой ценой и под любым предлогом. Последствия неважны, важно – сместить. И эта иррациональность пугает. Каждого, кто рассуждает не только категориями фейсбук-постов.

Интерес Яценюка… Тут мы вынуждены ставить троеточие. Ибо за все это время главный «фронтовик» не удосужился сформулировать, а в чем же состоит его интерес. Арсений Петрович Яценюк считает более выгодным для себя уйти (законных способов сместить его до сентября нет)? Или остаться? Если остаться, на каких условиях?

«Плюсов» и «минусов» приблизительно поровну там и там. Точно так же поровну разделились мнения в кругу ближайших соратников Арсения Петровича. Так, сам Яценюк и его «друзья детства» не считают возможные перевыборы фатальными для себя. Если опустить браваду про «в 2014-м нам тоже максимум восемь процентов давали, а мы первое место взяли. И сейчас не пропадем – 12-15% будет, ну 10% - точно», остаются более здравые аргументы: «источник власти в стране – народ. Если и отдавать власть, то не тем, кто нам все это время нож в спину вставлял (подразумеваются коалицианты), а людям напрямую. Пусть они придут на участки и выберут себе власть».

А вот Александр Турчинов полагает: выборы – худший из возможных сценариев, неминуемо знаменующий раскол страны и приход к власти популистов и радикалов, на фоне которых Олег Ляшко – величайший государственный деятель.

Арсений Петрович слушает одних. Думает. Слушает других. Думает. А решение все не принимает. Хотя оно, решение, должно быть его и только его.

«Технократическое правительство». Фальстарт и провал

Как уже доводилось писать, на одном из первых - сразу, после несостоявшейся отставки – заседаний стратегической «семерки» (Порошенко, Яценюк, Турчинов, Аваков, Гройсман, Ложкин, Луценко) рассматривались три опции:

А) Получая полную свободу для формирования нового Кабмина, Арсений Петрович его перезагружает. При этом ответственность, разумеется, вся на нем;

Б) Яценюк перезагружает Кабмин «напополам» с БПП. С учетом всех квот, «потоков» и т.д. В таком случае, его публично поддерживает – от имени, фактически, собственной политической силы Президент - и ответственность, таким образом, распределяется между ними двумя;

В) Яценюк добровольно уходит.

Первая опция, что понятно, очень понравилась «костяку» «Народного фронта».

Вторую признали более «жизнеспособной».

Тут, однако, громко возмутился Юрий Луценко, утверждавший, что «под Яценюка» фракция БПП голосов не даст. Ни в каком виде и ни «под каким соусом». До рассмотрения третьей не дошли, поскольку вторая мигом спровоцировала жесточайший спор между Арсением Петровичем и Юрием Витальевичем. Спор, едва не переросший в мордобой. «Заводилой» выступил Арсений Петрович. Если бы не сидевшие рядом Гройсман и Ложкин, мордобой таки б состоялся.

Фото: Макс Требухов

Итак, драку предотвратили, но проблемы сие не решило. Торги продолжились. Через какое-то время возникла идея так называемого «технократического правительства». По задумке, возглавить его могла бы Наталья Яресько. Вопреки ожиданиям многих, госпожа Яресько – после непродолжительного раздумья – согласилась. Однако выдвинула ряд условий. Прежде всего: замена всех министров. Абсолютно всех. Кроме того – получение монополии на назначение глав ключевых ведомств. Так, чтобы исполнительная власть стала действительно независимой. Следующий шаг – утверждение Радой программы работы нового КМУ на год. Далее – гарантия наличия голосов за ключевые кабминовские законпроекты.

Компромиссы – вроде сохранения на посту Арсена Авакова – Яресько не устраивали. Поскрежетав маленько зубами, Арсений Петрович сказал, что если все вышеизложенные условия Натальи Энн будут выполнены, он, так и быть, и власть передаст, и голоса НФ обеспечит.

Вдохновленная, Яресько прикинула – ни с к сем не советуясь – первичную «шахматку» будущего Кабинета. Львиная доля фамилий которого ничего не скажет большинству политических аналитиков.

Тут уже всерьез обеспокоились в АП. Впереди замаячили:

А) невозможность «обставить» техническую» Яресько своими вице-премьерами (как минимум), которые бы осуществляли реальное управление, а Наталья работала бы «лицом» для иностранных инвесторов;

Б) реальная угроза утраты контроля над ключевыми потоками;

В) невозможность влиять на важные кадровые решения, собственно – на появления в Кабмине своих «смотрящих»;

Г) невозможность обеспечить голоса «за» действительно «технократический» Кабмин, тем более – за его программу и последующие действия: раз интересы депутатов-лоббистов (из всех фракций) в этом Кабмине не учтены, смысл им его поддерживать? И смысл Банковой позориться на собственной недееспособности в Раде? В том числе – перед лицом западных партнеров;

Д) и «вишенка на торт» - невозможность, в общении с западными партнерами, приписывать дальнейшие успехи (пусть даже маленькие) Кабмина себе, Банковой.

Фото: EPA/UPG

Единственная – для АП – очевидная выгода от реализации задумки: возможность унять разбушевавшегося Саакашвили, попросту лишив его аргументов для нападок. Критиковать «технократическое правительство», а с ним (пусть пока и косвенно) команду Президента, – не с руки, согласитесь.

Ну а дальше версии расходятся. В провале идеи «технократического правительства» (то, что она провалена, а Наталья Яресько стала, к большему сожалению, «разменной монетой», сомнений уже не возникает) Банковая, разумеется, винит Яценюка. Яценюк – Банковую.

По версии АП, после того как информация о «технократическом правительстве» просочилась в СМИ (точнее сказать, ее туда мастерски «просочили» вполне конкретные люди из близкого президентского окружения), у Арсения Петровича случился гневный припадок, он позвонил Президенту с мэссиджем в духе «я так не играю! Да, я был готов уйти «под Наталку», но раз вы жульничаете, фигушки. Я остаюсь!», после чего перестал отвечать на звонки.

Вполне в духе Арсения Петровича – каждый, кто знаком с ним лично, подтвердит. На Банковой его знают очень хорошо. Зная, не могли допустить «случайность» утечки. Тем более, что АП «технократическое правительство» невыгодно куда больше, чем загибающемуся НФ во главе с Яценюком. Так что «благодарности» за срыв проекта «технократическое правительство Яресько» все желающие могут направлять по адресу 01220, Украина, Киев, Банковая 5.

Козырь Арсения Яценюка

Итак, после того, как тему с премьерством Яресько «спалили», ситуация снова зависла.

Фото: dyvys.in

А в четверг «The Financinal Times» опубликовала интервью с гн. Яценюком. В котором он сказал следующее: «Если Президент не хочет со мной работать, и если его фракция категорически против этого правительства и этого премьера… Убедительно прошу при всем уважении, взять на себя ответственность за формирование правительства, представить программу формирования правительства украинскому народу и сформировать новую коалицию».

Заявление, скажем прямо, показательное.

Во-первых, сделано оно не для украинских СМИ. Посредством уважаемого «The Financinal Times», Арсений Петрович обращается не к украинским, но к западным «опинион мэйкерс». Тем, кто не просто влияет на отечественную политику, но – будем откровенны – пособляет деньгами существованию государства Украина. Тем, кого он считает своими адвокатами и покровителями.

Во-вторых, премьер-министр парламентско-президентской республики де-факто просит Президента определить его судьбу. Вдумайтесь. Признавая тем самым, что не парламент в Украине является центром принятия решений. Можно, конечно, отмахиваться тем, что крупнейшая фракция Рады носит имя Президента, однако сие – не более, чем отмазка. На самом деле, всем все понятно. Ключевое: сегодня Яценюк не является с-у-б-ъ-е-к-т-о-м текущих переговоров. Он – объект. Марионеточный объект, не имеющий, как мы уже выяснили, собственной позиции. Объект, рассматривающий предлагаемые ему условия, но не способный сформулировать собственные. Ввиду ли усталости, врожденного инфантилизма, по другим каким-то причинам, но – факт.

При том, что все это время у Арсения Петровича в рукаве хранится козырь. Который он все не решался предъявить.

Козырь – программа деятельности правительства. Даже не на год – на ближайшее время. Простая, понятная, состоящая всего из нескольких пунктов. Краткая суть этой программы помещается всего на пяти страницах и делится на две части – «Экономический рост» и «Возобновление социального контракта» («Служение украинскому народу и возобновление доверия»).

LB.ua удалось ознакомиться с документом под названием «Приоритеты правительства Украины на 2016-й год» (план действий). В данном материале представляем вашему вниманию его преамбулу. На последующих страницах – детализация. Также прилагается расширенная версия программы на несколько сотен страниц; к ней – список тематических законопроектов, которые должна – в поддержку обозначенных инициатив – принять Верховная Рада.

Фото: LB.ua

Кроме близкого круга Премьера, программу эту – даже драфт ее – никто, правда, не видел. И когда ее предложат парламенту – непонятно. Если предложат вообще. Поскольку сам Арсений Петрович уже минимум дважды планировал обнародовать свои «Приоритеты правительства» в - ставших уже традиционными - телеобращениях к народу Украины. Однако, в последний момент, давал «отбой». Почему – знает он один.

Учитывая сложившуюся ситуацию, окружение предлагает Арсению Яценюку - в качестве генерального – следующий план выхода из кризиса: представить – при первой же возможности – свои «Приоритеты» парламенту. И попросить поддержки (она же – иммунитет против отставки осенью). Если Рада поддержит – работать дальше. Если нет (что куда более вероятно) – красиво уйти. Мол, не разделяете моих планов, мне с вами не по пути.

Ну, а дальше мяч окажется на поле Президента.

Владимир Гройсман. Время премьеры

У Президента, в свою очередь, тоже есть опции. Фамилия главной – Гройсман.

Показательно, что если ранее в окружении самого Владимира Борисович от потенциального премьерства отмахивались, аки черт от ладана, сейчас позицию существенно смягчили. Рабочая формула: «Лучше в бою погибнуть, чем в засаде». Мол, в премьеры Гройсман не рвется, но – если никаких иных вариантов для страны не останется – готов. Более того, понимает, как собрать под свое выдвижение голоса. И не только под выдвижение, но и под Кабмин, а также под последующую работу. Чем выгодно отличается от прочих гипотетических кандидатов.

Заменить его в президиуме Рады, в таком случае, мог бы тот же Андрей Парубий. Что станет своеобразной гарантией для «Народного фронта». Да, и Гройсман – не Яресько, «шашкой» махать не станет, вполне способен согласиться на сохранение в КМУ Арсена Авакова (что для «фронтовиков» действительно принципиально).

Вместо резюме

Все это время – пока продолжались торги – страна жила «в подвешенном состоянии». Управление ключевыми отраслями, контроль за функционированием «социалки», других важных направлений – все происходило в «автоматическом» режиме. Автоматическом, поскольку главных игроков поглотили занятия куда более увлекательные: торги, терки, «договорняки». О старте новых реформ речь даже не идет, но и уже запущенные – что тревожно – под угрозой срыва. Это – так, «штрих к портрету». Ответственность за который у Банковой не получится переложить на Грушевского, а у Грушевского – на Банковую.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram