Согласно официальной версии, демократия – это власть народа. То есть единственным носителем власти является народ. Пределы этой власти нащупали исландцы.
В 2008 году кризис потрепал Исландию больше других: страна объявила дефолт. Теперь, спустя десятилетие экономисты полета Пола Кругмана называют восстановление Исландии экономическим чудом. И все это благодаря неординарным действиям правительства да и всего народа.
Исландцы решили всей страной определить, что это такое быть исландцем и что же им теперь делать со всем этим кризисом, безработицей и вообще. Они выбрали случайным образом несколько сотен рыбаков, таксистов, учителей, столичных интеллигентов и гостей города. Провели национальный брейнсторминг. Результат передали другой группе случайных исландцев, но уже количеством поменьше. Те и написали текст конституции. Дальше любой исландец мог откомментировать или поправить готовый текст как статью на Вики.
В Исландии живет чуть больше 300 тысяч человек. Всего к тесту было три сотни правок и несколько тысяч комментариев. Так что реальными авторами конституции стали 10% населения.
Исландцы решили, что природные ресурсы должны принадлежать государству. Они выписали порядок выборов парламента, функции ветвей власти, принципы налогообложения. Церковь они захотели соединить с государством. И им наплевать, что я или кто-то другой думает об этом. Просто 80% населения хотят, чтобы церковь была государственной.
Финальный текст конституции проголосовали два состава парламента и одобрили 80% исландцев на референдуме. Тем не менее, новая конституция Исландии до сих пор не вступила в силу.
Были и судебные процессы, и фыркание Венецианской комиссии, все новые и новые выборы парламента. Еще были юристы: их попросили вычитать документ, чтобы все было “по-юридически”. Они переписали весь текст, да так переписали, что после публичного скандала все их правки были отклонены.
Сложно сказать, что именно затормозило принятие первой в мире краудсорсинговой конституции: мировой заговор демократов, или череда случайных событий. В любом случае, свобода волеизъявления оказалась несовместимой с демократическим режимом.
Исландцам не удалось узнать, что же там, за пределами демократии. У Украины сейчас ужасно похожие на исландские исходные данные. Конституция Исландии начинается словами: “Мы, люди Исландии, желаем создать справедливое общество, где каждый из нас будет иметь равное место за общим столом”.
Нет, я ни в коем случае не предлагаю, чтобы украинцы сами переписали конституцию. Группка рожденных в СССР академиков, самодовольных юристов и политиков с вилами лучше знает, что нужно.