Но пропуском в большую политику оказалось как раз отсутствие в “первой тройке” Майдана. Юлия Тимошенко отсутствовала на сцене – и теперь может с чистой совестью говорить о более радикальном подходе к протесту – тем более, что именно такой, подчеркнуто радикальной позиции, она придерживалась в своих обращениях к собравшимся на Майдане с 1 декабря. А Петр Порошенко на сцене присутствовал – но в роли “дополнительного лидера”. Вначале он и сам, как и многие другие олигархи, был осторожен и присматривался к тому, во что выльется протест. А когда осторожность сменилась откровенной ангажированостью в протестное движение, к возможной роли Порошенко с ревностью стали относиться уже три оппозиционных лидера – и в результате тройка так и не стала квартетом и на все переговоры с Януковичем Яценюк, Кличко и Тягнибок ходили без бывшего секретаря Совбеза. Порошенко не стал новым спикером – потому, что ответственность за власть логично ложилась на “Батькивщину” – и не стал первым вице-премьером, потому что в момент формирования правительства думал уже в президентских перспективах и, скорее, хотел видеть в правительстве собственных людей, чем заниматься текущей неблагодарной работой. Так причастность к протесту – вкупе с отсутствием реальной ответственности за его результат и последующие действия новой власти – стали для него неплохой стартовой площадкой для участия в выборах главы государства.
Но есть и еще одно, пожалуй, наиболее важное обстоятельство, помогающее предвыборной кампании Порошенко – это страх перед Тимошенко, испытываемый большой частью общества и – в особенности – частью “олигархов”. Тимошенко воспринимается этими “олигархами” как человек, с которым никогда нельзя было договориться на равных и надолго, Порошенко – как фигура, склонная к компромиссным договоренностям. При этом, на самом деле, мы не знаем как поведут себя политики на президентском посту. Тимошенко всегда договаривалась в лидирующей позиции – то, что с ней трудно найти общий язык или же что договоренности с ней всегда содержат в себе элемент ее собственного возвышения, стало ясно, когда она стала премьером.
Порошенко всегда договаривался в позиции второстепенного игрока. Он не был ведущей фигурой в президентской кампании Ющенко – и именно поэтому, хоть и претендовал на пост премьера, был вынужден удовольствоваться всего лишь постом секретаря Совбеза, который так и не стал альтернативным правительством Украины. Его скандальный уход из власти превратил его в компромиссную и не самую влиятельную фигуру - и именно поэтому Порошенко смог стать министром иностранных дел в последнем правительстве Юлии Тимошенко – при закатывающемся Ющенко – и министром экономики в первом правительстве Николая Азарова – при восходящем Януковиче. Да, это – несомненная гибкость, но негибкий человек не сможет в Украине стать крупным бизнесменом. Вопрос в том, насколько эта гибкость продлится на посту президента парламентской республики и не станет ли Порошенко, лишенный собственной серьезной опоры в парламенте, куда менее склонным к компромиссу, чем рассчитывающая на собственную фракцию Тимошенко. Тимошенко в роли президента есть с кем бороться в бизнесе – и не с кем в политике. Порошенко может рассчитывать на поддержку части “олигархов” – но политическая борьба ему предстоит непростая и в условиях, когда Соединенные Штаты и Запад в целом будут поддерживать правительство Арсения Яценюка и рассчитывать на адекватное восприятие главой государства задач кабинета – такая борьба может оказаться губительной для украинского будущего.
Еще одна серьезная проблема любого нового главы государства – это полное отсутствие доверия среди основных игроков. Конструкция “Порошенко при поддержке Кличко” с явным удовлетворением воспринимается представителями группировки “РосУкрЭнерго” – и потому главный конструктор предыдущего авторитаризма Сергей Левочкин не постеснялся даже публично поддержать это сочетание – но уже ясно, что то, что нравится Фирташу, не может нравиться Ахметову – и наоборот. И дело тут, как видим, не только в реакции на выдвижение Порошенко и в отказе от баллотирования Кличко – но и в том, что группа Ахметова не допустила выдвижения ни Сергея Тигипко, ни Юрия Бойко на пост президента от Партии Регионов и предпочла фактически устранить партию от реального участия в борьбе, выдвинув кандидатуру Михаила Добкина.
Таким образом, мы и пришли к честной картине президентских выборов 25 мая. Это не борьба Тимошенко и Порошенко. Это “дуэль невидимок” - борьба коллективного Ахметова с коллективным Фирташем. При этом Ахметов отнюдь не является большим поклонником бывшего премьера – и я даже не склонен думать, что он будет поддерживать Тимошенко. Но зато он будет делать все возможное, чтобы ослабить позиции претендентов, воспринимаемых им в качестве выдвиженцев его главного конкурента. Группа Фирташа будет делать все возможное, чтобы помочь победе Порошенко и представить Тигипко и Бойко достойными претендентами на пост главы государства. Ахметов, со своей стороны, постарается помешать этому. Тимошенко будет использовать этот раскол среди “олигархов” для того, чтобы набрать очки и победить в ситуации, которая даже многим ее сторонникам кажется безнадежной.
Что нас ждет в случае успеха того или иного претендента? Конфронтация. Порошенко, став президентом, просто не сможет выйти из той системы договоренностей, заложником которой он становится, начиная предвыборную кампанию в отсутствие Кличко – таким образом, ему нужно будет прилагать титанические усилия для ослабления роли правительства и усиления собственных позиций в исполнительной власти – что не всем понравится, потому что другие группы будут сопротивляться и напоминать новому президенту, что его задачи – верительные грамоты и вооруженные силы, а не финансовые потоки. Тимошенко, став президентом, будет продолжать усилия в направлении ослабления позиций группы Фирташа и тех, кто связал себя с ней политическими обязательствами в ходе предвыборной кампании – что приведет к обвинениям в авторитаризме, концентрации власти в руках одной политической силы и попыткам настроить общество против заведомо непопулярных реформ.
Избежать всего этого все равно нельзя. Мне уже приходилось писать, что главный результат Майдана – это демонтаж криминальной республики и возвращение к олигархическому государству. Вопрос о том, удастся ли от олигархического государства перейти к цивилизованной экономической, политической и, что самое главное – нравственной модели Украины – остается открытым. Ну а то, кто из ведущих претендентов на пост главы государства будет содействовать такому переходу, решит сам украинский избиратель – и сам он, как это бывало уже не раз, будет после выборов делать традиционную работу над ошибками.