“Їдеш день — чия земля? Калитчина! …
Їдеш три — чия земля? Калитчина!
Диханіє спирає”.
В фотокора LB.ua Макса Левина ночью вселился драпающий то ли из Киева, то ли из страны Янукович. Макс проснулся с твердой «чуйкой» - в субботу в «Межигорье» что-то будет.
Мы были там, когда в соцсетях только набирал силу новостной торнадо, гласящий, что президент бежал из Киева.
Возле входа совсем немного людей. Микроавтобус «5-го канала» на правах эксклюзивности пытается проехать на территорию. Его не пускают.
Огромную территорию охраняют уже не «Беркут» с внутренними войсками, и даже не люди из госохраны — её берегут сотни самообороны. Впрочем, никакие это не сотни — человек двадцать, не больше.
На въездных воротах вешают плакат: «Не знищуйте докази свавілля». Он будет висеть нетронутым даже тогда, когда народное возмущение будет стремиться к градусу кипения.
А пока журналисты рвутся посмотреть на «золотой унитаз» и на легендарные пеньки. Нам идут навстречу, пропускают.
Организовано идем смотреть угодья Януковича. Проходим золоченные ворота, вдали показывается деревянный домик: два полновесных этажа плюс скромный мансардный. Близко не подпускают. Ночью с территории поместья якобы выезжали несколько саперных машин, так что здания и территория могут быть заминированы.
Спрашиваем: «Здесь и жил Янукович?». Кто-то показывает на каменный полутораэтажный дом, расположенный в стороне и на десяток метров ниже: «Вот там он жил. А деревянный — это у них как гостиница была, здесь гости жили».
К «дому Януковича» нас не пускают. Сказано же — нечего по территории шататься. Разочарованные бредём назад. Фотограф в возрасте говорит: «Я думал, здесь будет «жлобоголия» - золотые статуи лошадей, спартанцы какие-нибудь, как у некоторых богачей. А здесь культурненько в целом».
...Минут через 30 брожения по небольшому внутреннему дворику запускают еще одну группу журналистов. В это время толпа человек из ста требует пропустить их на территорию. Нам это неинтересно — мы снова идем на экскурсию, уже с новоприбывшими.
«Самообороновцы» уже не справляются — мы разбегаемся врассыпную. Скромненькая «гостиница» оказывается с секретом — это с «переднего» фасада она имеет 2,5 этажа, а с «заднего», смотрящего на Днепр — 5-этажная, огромная, великолепная. Глубину восприятия обеспечивают два каменных этажа — с вычурными колоннами.
Увидев это, я пожалел, что в школе не ходил на факультатив по архитектуре. Мансарды, веранды, террасы, кованые люстры, панорамные окна — я не конца понимаю смысл этих слов, но надо же как-то описывать это великолепие.
Красота форм так захлестывает, что никому и в голову не приходит делать какие-то гадости, что-то ломать, крушить. Ходишь завороженный и любуешься.
«Псевдодомик Януковича» мне уже неинтерен. Его логово вот — прямо передо мной. Беру вправо. Рядом с "Хонкой" пасётся белая статуя коня. На обоих боках — рисунок с озером. «Лошадка» все-таки не совсем гармонирует с действительностью. Наверное, чей-то подарок.
Поднимаюсь еще выше, к водоёму с утками. Там же кем-то заботливым обмотаны мешковиной молодые деревья. Рядом с дорожками стоят таблички: «Сакура Канзан. Продолжительность жизни — до ста лет; сумах оленерогий — до ста лет; боярышник обыкновенный — до 300 лет». Я ловлю себя на мысли, что эти деревья намного переживут не только режим Януковича, но и самого Януковича.
Рядом находится огромное поле для гольфа. Если идти вдоль него к воде, то упрешься в кованную ограду, которая не пускает тебя на потрясающую смотровую площадку. Еще и защитной пленкой зачем-то обнесли... Можно, конечно, перелезть через ограду, но я же в музее!
Возвращаюсь к "Хонке". Где-то недалеко разносится: «Героям слава!». Штурмуют... Два активиста с флагом Евросоюза подбегают к легендарному дому Януковича. Из радостных, смеющихся уст срывается: «Батя, мы старались!». Увидев «задний фасад» дома, они произносят: «Ух ты — красиво. Ну, у бати хотя бы есть вкус...»
Где-то внизу, у воды, нашли документы с доплатами для силовиков. Спускаюсь туда не по асфальтовой дороге и не по каменной тропинке, а по каркасной лестнице с деревянными перекрытиями. Это невероятно, но множество ступенек — голые. Приходится внимательно смотреть под ноги, перепрыгивать через пустоты. «Эх, если бы он здесь ходил, то многих вещей не случилось бы», - доносится откуда.
На набережной беру не вправо, к докам, а влево. По правую руку — вода, по левую — фазанник. Вся земля испещрена холмами и оврагами — типичный правый берег Днепра. Я замечаю «свою» смотровую площадку, она надо мной метрах в 30-ти. Перед и под ней нет деревьев — ну да, расчистили, чтобы «бате» не мешало. И только затем я замечаю, что деревья были смыты огромным оползнем, а смотровая площадка, по сути, висит в воздухе.
Сама земля не выдержала тяжести Януковича и сбросила, избавилась от него.
Иду дальше. Вот Galleon, кораблик-ресторан Януковича. Рядом с ним — голубятня.
Еще дальше замечаю пару лебедей. От повышенного внимания (людей уже пустили на территорию) те начинают важничать. Я же смотрю под ноги и в свежеположенном асфальте замечаю даже не трещину, а скол. Оказалось, что в этом месте тоненький слой асфальта положили на пластиковый стаканчик(!), вот покрытие и стало крошиться. Можете считать это метафорой прогнилости режима.
Беру влево — вглубь. Снова какой-то коттедж у небольшого озерца, везде плавают утки. Вдали показывается здание с развитой системой вентиляции воздуха. Бассейн хозяина? Нет — гараж. На первом этаже остались Skoda, Toyota. А на втором расположился настоящий автомузей — тут тебе и 21-е «Волги», и «Победы», 401-й «Москвич», конечно же, «ушастый» «Запорожец» и мини-коллекция мотоциклов. Вдалеке стоят более роскошные машины, смахивающие на советские лимузины, но рассмотреть их не так просто из-за бликов и угла осмотра.
Подходит пара средних лет. Из уст женщины слетает: «Да его после такого нужно убить. А в это время наши бабушки с голоду пухнут...».
Я продолжаю обходить владения. Иду вдоль высоченного забора. Рядом с дорогой лежат срезанная автогеном ограда с промышленной ковкой. Целая гора. Не позолоченная. Наверное, это и предопределило ее судьбу.
Время «замыкать» круг. Наверху — уже море людей, тысячи. Всё культурно, все радуются.
Еще столько всего нужно увидеть — оранжерею, зоопарк, ферму. В коридоре оранжереи стоят два больших вазона — ветки кустарника связаны так, что формируют фигуру гольфиста, из ветвей-рук торчат клюшки. Чуть дальше — ферма: коровы, свиньи-гиганты, овцы и даже символ Аскании-Новы — антилопа Канна. У пары антилоп есть малыш-красавец.
Женщина-активистка из местных, с которой познакомились еще утром, успокаивает: "Скоро придут работники. Покормят животных".
Самообороновцы замечают, что работники по ферме ходили в бахилах - для большей стерильности. Посетителей просят удалиться...
Я иду к выходу. Там очередь — как в Мавзолей. Активист, взобравшись на колонну забора и каким-то образом умещаясь на маленьком островке, руководит потоками людей. «Сними балаклаву! Давай, ты что?!», «По газонам не ходить, детей от себя не отпускать — могут быть мины», «Страусу перья из задницы не выдергивать — он уже научился кричать: "Зека геть!"».
Также звучит просьба озвучивать свои предложения по дальнейшему использованию «маєтка» - детский дом, санаторий, музей.
Вырваться из «Межигорья» оказывается непросто — всё заполнено машинами, людьми. Но что радует — люди во вред своим авто парковались в небольшой канаве, лишь бы не перегораживать проезд другим. Мы мчимся в город «встречать Тимошенко». К Новым Петровцам и Межигорью тянется двухкилометровая вереница автомобилей. Люди, не боясь подступающего вечера, продолжают ехать к мавзолею режиму Януковича...
P.S. Если хотите насладиться «Межигорьем» в полной мере, приезжайте туда с самого утра - ну, очень большая территория.
Подробный фоторепортаж смотрите здесь.