ГоловнаПолітика

Декабрь 2013 года, рабочий визит Президента Украины в Москву

Визит фактически подытожил сложную историю украино-российских отношений, весьма драматичных в 2013 году. Особенно в августе, в период, когда якобы не было «торговой войны». И особенно в ноябре, когда в Вильнюсе Соглашение об ассоциации Украина-ЕС осталось неподписанным.

К моменту выхода этой статьи основные новости, сенсационные результаты визита Президента Януковича в Москву - уже известны.

Фото: EPA/UPG

Это радикальное, до 268,5 доллара за тысячу кубических метров, снижение цены российского газа для Украины с 1 января 2014 года и до 2019 года.

Таково новое дополнение к контракту "Газпрома" и "Нафтогаза Украины". Контракт об этом вице-премьер Юрий Бойко продемонстрировал журналистам на камеры.

Это покупка Россией на 15 миллиардов долларов украинских ценных бумаг, евробондов из их Фонда национального благосостояния, в котором аккумулируются средства от высоких цен на нефть на мировом рынке.

Это подписание плана действий по урегулированию торговых ограничений в двусторонней торговле между Российской Федерацией и Украиной на 2013–2014 году. План, фактически, дорожная карта по ликвидации препятствий в украино-российской торговле, которые обнажила августовская «торговая война».

Но давайте изложим по порядку все, как оно происходило в режиме реального времени.

Подписание документов, новых после получения Украиной в Астане статуса наблюдателя, не планировалось и не состоялось. Визит, и это в самом начале переговоров подчеркнули и Виктор Янукович, и Владимир Путин, рутинный, «плановый».

Это «регулярное», а именно шестое заседание украинско-российской межгосударственной комиссии, которое всегда проводят ее сопредседатели: Президенты Украины и России.

Но уже во вступительных словах и Януковича, и Путина, кроме протокольной вежливости, звучала речь и о проблемах, причем – совершенно недавних, порожденных политикой.

Да и сам визит – судя по результатам – рутинным язык не поворачивается назвать.

Вступительные объяснения

Владимир Путин ни словом, ни жестами или мимикой не дал понять, что учитывает в общении с Януковичем, или, тем более, станет обыгрывать нынешние внутриполитические трудности Украины. Путин был полной противоположностью к себе самому – тому, которого я видел на октябрьском саммите СНГ в Минске: резкому, раздраженному.

Фото: EPA/UPG

Подчеркнув, что «Украина является в полном смысле слова стратегическим партнером», Путин начал со снижения товарооборота, причем без всякого подтекста: «к сожалению, и мы с Вами говорили об этом на недавней встрече в Сочи, мы наблюдаем за два последних года определенное снижение товарооборота: в прошлом году – на 11%, в этом году еще на 14,5. И, конечно, настало время предпринять энергичные действия для того, чтобы не только вернуться на уровень прежних лет, но и создать условия для движения вперед».

Виктор Янукович отвечал как бы симметрично: «на уровне правительств были отработаны вопросы, которые являются для нас очень чувствительными в экономике. Падение объемов взаимной торговли, которое у нас произошло за последние два года, мы об этом с Вами говорили в Минске очень много, потом в Сочи, требует экстренного вмешательства».

Янукович фактически анонсировал будущие соглашения.

Он сказал «о выпуске новой продукции», которую «на взаимовыгодной основе» надо «выпускать совместно», о «чувствительных вопросах». Их он определил четыре: энергетическое машиностроение, транспортное машиностроение, судостроение, авиастроение и космос. И перешел к энергетике. Янукович сказал: «надеюсь, что то, что предложил «Газпром» Украине, и «Нафтогаз» со своей стороны также видит свои возможности, то мы с вами не будем препятствовать их договоренностям и отрегулируем эти вопросы на принципах взаимной выгоды».

После этого главы государств ушли на переговоры.

Формальные документы

Их шестнадцать. Три экстраординарных – о снижении цены на российский газ, о покупке украинских евробондов, де факто, кредитовании экономики нашей страны и очень нужный о ликвидации взаимных украино-российских препятствий в торговле.

Но подписали еще тринадцать документов по отдельным секторам промышленности.

Разделим их на три условных блока. Первый - «торговля», и к нему относятся «итоговый протокол шестого заседания российско-украинской межгосударственной комиссии», «протокол между правительством Российской Федерацией и Кабинетом министров Украины о поставках товаров по производственной кооперации в 2014 году». Один из них устанавливает юридические условия сотрудничества субъектов хозяйствования Украины и России, в частности по НДС и акцизу.

Второй блок условно относится к теме «транспорт». Вот «Меморандум между правительством РФ и КМУ о совместных действиях по организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив». Этот документ – пример того, как медленно все продвигается в украино-российских отношениях; первые переговоры по этому транспортному переходу были в Геленджике 5 октября 2010 года.

Вот соглашение о пункте пропуска через российско-украинскую государственную границу под названием "Куйбышево" – похожие документы Украина разрабатывает сейчас вместе с Польшей.

Третий блок назовем «инновации» Это два меморандума и одно соглашение.

Есть такое «Соглашение между правительством РФ и Кабмином Украины о реализации и мерах по государственной поддержке возобновления серийного производства самолетов семейства Ан-124 с двигателями Д-18Т и их модификациями». Самолет Ан-124, известный также как «Руслан», не имеет аналогов в мире и Россия сама не может его выпускать. Планировалось, что соглашение о создании СП для этого проекта должно быть подписано на совещании премьеров Азарова и Медведева в Калуге осенью этого года, чего не произошло.

Также подписали «Меморандум между правительством РФ и КМУ о сотрудничестве по созданию космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса». Здесь удалось понять, что речь идет о разработке специалистами днепропетровского КЮ «Южное» нового ракетного комплекса, однако военного, гражданского или двойного назначения – не понятно. Шеф КБ «Южное» Юрий Алексеев ушел от моего прямого вопроса по этому поводу.

Наконец, еще один документ – «меморандум о намерениях по активизации сотрудничества в сфере судостроения между Министерством промышленности и торговли РФ и Министерством промышленной политики Украины». Этот нормативный акт касается возможного ремонта российских кораблей в верфях Николаева и Керчи.

За рамками этих межгосударственных документов остались гуманитарный блок, совместный украинско-российский план мероприятий празднования в 2014 году 200-летия со дня рождения Тараса Шевченко и соглашения плюс протоколы, касающихся взаимодействия правоохранителей (незаконный оборот наркотиков, контроль радиационной опасности).

Фото: EPA/UPG

Выводы из поездки

Три самых главных ее результата. С точки зрения интересов украино-российских торговых отношений, украинских производителей, он реально самый важный документ – это «план действий по урегулированию торговых ограничений в двусторонней торговле между Российской Федерацией и Украиной на 2013–2014 гг.». Как уверяют меня московские собеседники, в этом плане и сформулированы уроки Украины и России из августовских событий 2013 года.

Фактически это дорожная карта по ликвидации всех возможных препятствий в украино-российской торговле.

Это касается самых чувствительных статей украинского экспорта в Россию – продуктов питания, в частности – «кондитерки», металла, стальных труб и валков, нержавеющих труб и минеральных удобрений. Впрочем, Украина взяла на себя обязательства снять ограничения на российский импорт девяти групп товаров, в частности - изделий из асбеста.

Для нашей страны нельзя терять рынок Таможенного Союза, а это означает – и рынок России. Бесстрастная статистика: на страны ТС по итогам 2012 года приходилось 36,3% внешнеторгового оборота Украины или 63,1 млрд. долл. США; приблизительно 50 миллиардов долларов – на саму Россию. На страны ЕС - 29,2% товарооборота, или 50,7 млрд. долл. США.

Вывод здесь однозначен: оба рынка для Украины важны, без них нельзя обойтись.

Итак, «план действий по урегулированию торговых ограничений в двусторонней торговле», эта «дорожная карта», которая продолжится заседанием украино-российской межгосударственной комиссии уже в Украине в 2014 году, это фактически возврат к тому положению, которое уже было в отношениях Украины и России до «торговой войны» 2013 года.

Что означает радикальное снижение цены на российский газ?

Увеличение конкурентных преимуществ на мировых рынках отечественных производителей металла и минеральных удобрений? Вне сомнения. Сохранение и расширение рабочих мест на этих предприятиях? Да, конечно, хотя и «план действий по урегулированию торговых ограничений в двусторонней торговле» позволяет восстановить на своих предприятиях сокращенных в результате российских санкций.

Крупнейшую политическую победу Виктора Януковича? Да, это тоже вне всякого сомнения. Вспомним, что с момента заключения Харьковских соглашений, Янукович при каждых переговорах с Владимиром Путиным поднимал тему снижения цены на газ. И он таки сделал это, добился.

Конечно, радикальное снижение цены на газ – это триумф таланта переговорщика Юрия Бойко. Он вел годами эти переговоры и доказал, что может делать результат.

Покупка Россией украинских евробондов – это фактически кредитование украинской экономики. На самом же деле сумма за евробонды получится выше, ибо после заявления Владимира Путина цена на украинские евробонды «прыгнет» во всем мире. Те, кто занимаются этими ценными бумагами, понимают, что их цена выросла и может отказаться от греческих или ирландских бондов в пользу украинских.

Виктор Янукович в заключительном слове говорил о сегодняшней работе как о начале, что оно подтвердило: сотрудничество Украины и России в торгово-экономической перспективе имеет хорошие перспективы.

Итак, что получаем в сухом остатке? После разговоров с членами украинской делегации у меня сложилась следующая картинка.

Украина не подписала ни одного документа по Таможенному Союзу, и Владимир Путин присовокупил при этом: пока не присоединилась. Украина получила снижение цены на газ и кредитные средства. Но при этом – не сделав ни шагу в сторону Таможенного Союза, сохранила свободу маневра.

Кстати, кто мешал центральному банковскому учреждению Евросоюза – Европейскому банку реконструкции и развития – купить украинских бондов, к примеру, на 15 миллиардов евро? Денег у ЕС на Украину нет? Очень плохо. А у России деньги на Украину есть, оказывается.

Мой вывод из происходящего таков. Украина после сегодняшних событий продемонстрировала, что может не зависеть от настроений в ЕС и от того, есть ли там для Украины деньги. Украина не отказалась от евроинтеграции, и то, что никто не подписал ни одного документа по Таможенному Союзу – доказывает, что ничем в своем суверенитете наша страна не уступила.

А Россия доказала, что готова за Украину конкурировать. За влияние на Украину. Конкурировать с кем угодно: Штатами, Евросоюзом, да кто к игре присоединится!

Но разве не учили всех украинцев западные консультанты? Конкуренция – это хорошо, а не плохо, - говорили они! Конкуренция – это путь к процветанию!

Теперь мы и воочию видим, как выглядит конкуренция за Украину. И конкуренция за Януковича, конечно, тоже.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram