Янукович — политик с острой интуицией, но слабо развитой логической стороной политического мышления. И что самое печальное — с очень узким политическим кругозором и полным отсутствием каких-либо чисто политических интересов и амбиций. Согласитесь, человек, который на посту главы государства думает в основном о личном комфорте и семейном бизнесе — это грустно. У предшественников Януковича — Леонида Кучмы и Виктора Ющенко, при всех их недостатках, амбиции были куда большими. При всех возможностях, которые дает пост президента (особенно после отмены конституционной реформы ), Янукович сосредоточился, если отталкиваться от схемы потребностей, известной как «пирамида Маслоу», на первой и второй ее ступенях.
Таким человеком достаточно просто манипулировать, играя на его страхах (беспрецедентные меры безопасности, не характерные ни для Леонида Кучмы, ни для Виктора Ющенко), или же на каких-то неудовлетворенных желаниях (глядя на масштабы строительства в Межигорье или в крымской резиденции президента, думаешь, что заказчик явно хочет превзойти не только своих предшественников, но и самых богатых людей в Украине).
Перед Виктором Януковичем сейчас стоят две сверхзадачи, согласно его приоритетам. Первая — развивать семейный бизнес. И только на втором месте — остаться у власти как минимум на второй срок, потому что это необходимо для выполнения первой задачи. Остается вопрос: как это сделать при падающей популярности, не особо благоприятной внешней конъюнктуре и постепенно нарастающем недовольстве в собственном окружении?
Популярность (как собственную, так и партийную) поднять до выборов не удастся — это социологический факт. По данным практически всех соцопросов, несмотря на лидерство ПР, ее рейтинг не поднимается выше 25-30%, а соотношение доверия /недоверия Виктору Януковичу продолжает снижаться. Даже принятие «языкового» закона не добавило каких-либо значительных дивидендов ПР и ее почетному главе.
На внешних фронтах ситуация тоже плохая: сколько бы Янукович не говорил, что не влияет на суды, на Западе считают, что без его согласия Юлия Тимошенко и Юрий Луценко не оказались бы за решеткой. Ему остается либо окончательно испортить отношения с США и странами ЕС, доведя ситуацию до введения санкций против украинского бизнеса, либо проявить инициативу, в одностороннем порядке помиловав заключенных оппозиционеров. Но последний вариант однозначно расценивается в «региональной» среде, как проявление слабости.
Что же касается ситуации в окружении Януковича, то сегодня отношения между наиболее крупными игроками и Семьей более-менее ровные. Но не факт, что они такими останутся после выборов. Да, пока что компании Рината Ахметова имеют совместный бизнес с компаниями Александра Януковича, предприятия Дмитрия Фирташа успешно монополизируют газовый рынок страны и т.д. Но на ключевые посты, регулирующие экономику и силовые отношения, в государстве назначены люди Семьи. Арбузов, Захарченко, Клименко, Колобов, Пшонка… Еще более интересной может показаться перестановка в правительстве после выборов — если, скажем, убрать оттуда Грищенко, Хорошковского и Бойко, то это уже будет практически «семейный» Кабмин. Что дальше? Как в сериале «Горец»: «Остаться должен только один!». Потому что у всех этих ФПГ только один принцип успеха — создание монополии с помощью государства и полное подавление конкуренции.
Теперь относительно самой Партии регионов — в информационном пространстве у ее представителей наблюдается явное «раздвоение личности». С одной стороны, они заявляют, что стабильность наконец-то достигнута и можно в долгосрочной перспективе ни о чем не беспокоиться — мол, все под контролем. С другой стороны, ведут себя как типичные «временщики», «калифы на час», пытаясь «освоить» государственный бюджет как можно более полно, приватизировать все доступные государственные активы как можно быстрее, застолбить как можно больше государственных должностей для себя и своих родственников. Вообще, как мы уже говорилось в одной из предыдущих статей, режим, который строят «регионалы», в некотором плане напоминает фашистский режим в Италии при Муссолини - «Своим все, врагам закон!».
Наверное, можно смириться с тем, что во время предвыборной кампании ради продолжения разворовывания страны фальсифицируется экономическая реальность и номинальный глава обанкротившейся партии и занятого собственным обогащением правительства рассказывает рабочим, как им хорошо живется. В конце концов, рабочие – не идиоты и точно знают, как они на самом деле живут, сколько получают и на что в этой жизни могут рассчитывать.
— Виталий Портников
Попытки Партии регионов навязать картинку «покращення» просто нелепы, над ними откровенно смеются, но тем не менее, она продолжает гнуть свою линию. Методы у «региональной» власти стандартные: популизм плюс админресурс. Набор лозунгов прост: мы стабилизировали экономическую ситуацию, мы провели Евро-2012, мы гарантируем высокую зарплату и пенсию, мы сделали первый шаг к введению русского как второго государственного. А то, что это не все и не сразу чувствуют — так это вина предшественников. Хотя как можно говорить о каком-то улучшении экономической ситуации, если даже статистика Госкомстата показала довольно резкое падение промышленного производства в 2011-2012 годах? Как можно говорить, что у нас все хорошо, если внешний долг растет вместе с объемами вывода капиталов? Разумно ли хвастаться проведением убыточного даже в принципе, даже при наиболее благоприятных раскладах, чемпионата Европы по футболу?
Если бы оппозиция грамотно обыграла эти моменты и показала альтернативу, все преподносимое «регионалами» в подконтрольных медиа «покращення» сошло бы на нет очень быстро. Но она до сих пор верит, что люди за нее и так проголосуют — только потому, что ее лидеры подверглись репрессиям (ОО) или только потому, что это «новое лицо» (УДАР). И верит, что получится повторить Майдан — не принимая во внимание, что общественные настроения уже не те, что люди ожидают от нее совсем других действий. Уже поэтому власть может, в принципе, выиграть не только «мажоритарку», но даже и «пропорционалку».
Главное «оружие победы» Партии регионов — это злоупотребление своим положением как «партии власти». Первая предпосылка - принятие «компромиссного» закона о выборах народных депутатов — всем понятно, что «в среднем» по одномандатному округу легче победить кандидату от власти или «независимому» крупному бизнесмену, которому власть «пожаловала» округ в обмен на поддержку. Учитывая, что оппозиционеры по целому ряду причин не смогли в большинстве округов выставить превосходящих по популярности кандидатов, а в некоторых случаях, как говорится, «сдали» округа, можно прогнозировать победу ПР в целом по одномандатным округам.
Вторая предпосылка — составы территориальных и участковых избирательных комиссий. Мало того, что по жребию ЦИКа (еще большой вопрос - был ли вообще жребий?) судьбу выборов будут определять мелкие партии, которые, по большому счету, в выборах не участвуют, а некоторые их представители на президентских выборах представляли Виктора Януковича. Так еще и сейчас, по информации «с полей» , идет активная ротация членов участковых избиркомов, которых заменяют на людей, как можно более лояльных к власти.
Наконец, третья предпосылка — участившееся давление на оппозиционных кандидатов с целью заставить их сняться с выборов. При том, что это происходит даже там, где, казалось бы, у Партии регионов и так приемлемые показатели — например, в Харьковской области, 173 округ .А ведь есть случаи и пострашнее — эпизод с Татьяной Чорновил, например. Все это можно объяснить только одним — а именно страхом потерять власть.
Эта прямолинейность движения при отсутствии целей напоминает картинку: поезд горит, тормоза отказали, а команда не знает, что делать — либо продолжать обманывать пассажиров и попутно брать с них плату за проезд, либо тихо спрыгивать с горящего поезда, пока он во что-то не врезался. Прямо как в известной песне Бориса Гребенщикова: «Этот поезд в огне - и нам не на что больше жать, этот поезд в огне — и нам некуда больше бежать!».