Секрет роста рейтинга Виталия Кличко
Он достаточно прост. Общество хочет чего-то нового, свежего, необычного, неизведанного. Кличко популярен как спортсмен, харизматичен, он вполне соответствует этим ожиданиям.
Среди ближайших отечественных аналогий к его восприятию в обществе можно, наверное, отнести эффект Виктора Ющенко образца 2002 года. Кличко сейчас находится даже в более выигрышной ситуации, чем Ющенко тогда. В 2002 году за ним были теневые истории о перемещении резервов Нацбанка Украины на Кипр. За Кличко такого не замечено, и никого не шокировать тем, что деньги он зарабатывает на Западе, и там же их хранит.
Как и Ющенко тогда, Кличко для многих ассоциируется с чем-то небывалым, свежим, обещающим «прорыв». Такова, видимо, природа украинского избирателя: всегда, почему-то, надеяться на лучшее, не задумываясь, что может быть и худшее. Очаровываться и создавать себе кумира, а затем разочаровываться и кричать «распни его».
Пока рано говорить, каким политиком окажется Виталий
2 октября 2012 года Вадим Васютинский, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии масс и сообществ Института социальной и политической психологии Национальной академии педагогических наук Украины, сказал о Кличко: «он пытается говорить умными фразами, но чувствуется, что особой глубины там нет.., желает действовать честно, насколько это возможно в нашей политике.., подает сигнал и патриотически настроенным избирателям: вторым номером его списке есть писательница Матиос, но возникает вечная проблема: а кто же там дальше? А дальше практически нет ярких, известных, положительно воспринимаемых людей».
Собственно, никто не собирается делать из Кличко лауреата Нобелевской премии. Ему речь ему в Стокгольме не читать, и за него не будут голосовать в таком качестве. Дело в том, что о политических качествах Кличко нельзя сказать ничего определенного, пока он не поруководит чем-то в стране, хотя бы на определенном уровне. Но пока ему заводить в парламент людей, для чего доделать предвыборную кампанию. Кто эти люди?
Предвыборный список Кличко
Готовясь к написанию этой статьи, я довольно много разговаривал с шестым номером списка «Удар» Ириной Геращенко. Геращенко – персонаж, наименее спорный в списке Кличко. Ей повезло перейти в «Удар» из «Нашей Украины». За Ириной – участие в известной мыльной опере под названием «отравление Виктора Ющенко», которое она «раскручивала» как его пресс-секретарь. Впрочем, ради справедливости скажем, что не Геращенко инициировала это дело.
Даже бы Кличко записал туда какого-то кокер-спаниэля, то этот кокер-спаниэль стал народным депутатом
Общая характеристика списка Кличко – большую его часть занимают руководители областных организации «УДАРа». Понятно, сколько зайцев он этим» убивает»: каждый его региональный руководитель кровно заинтересован агитировать за партию.
Самый крупный недостаток списка – акцент на бывших «оранжевых», которые на самом деле бывшими не бывают. Не додумались взять в список какого-то персонажа, знакового для Юга и Востока Украины, директора крупного завода или профессора Одесского университета, к примеру.
Региональные руководители «Удара» из южных и восточных областей Украины – не в счет, повторю, их взяли для достижения результата на их территории.
Появление в списке Эдуарда Гурвица и Сергея Куницына объясняется совсем другими причинами, чем их «привязке» к Одессе и Симферополю.
А вот из «оранжевых», кроме Геращенко - писатель Мария Матиос, бывший глава Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко, бывший министр финансов Виктор Пинзеник, бывший юрист «Нашей Украины» Валерий Карпунцов.
Матиос под номером два - явно технологический прием для наличия женщины в первой «пятерке» списка. Но в Украине уже есть негативный опыт голосования за политиков-писателей: Дмитра Павлычко, Павла Мовчана, Владимира Яворивского, достижений за которыми, кроме митингов, не числится.
Валентин Наливайченко появился в «Ударе» только после того, как окончательно распрощался с «Нашей Украиной» Виктора Ющенко. На должности председателя СБУ Наливайченко он не демонстрировал явных провалов, но и очевидных успехов, удач у него тоже не было.
Понятно, как в «Ударе» появился Виктор Пинзеник. Геращенко утверждает, что Кличко и Пинзеник знакомы со времен парламентской кампании 2006 года, в которых бесславно участвовала «Пора-ПРП», получившая тогда свои героические 1,47%.
По мнению Геращенко, украинские избиратели должны ценить честность экономиста Пинзеника, который всегда был против нереальных бюджетов, фактически – увеличения социальных программ. Другие же наверняка вспомнят утечку информации в «WikiLeaks» от 10 февраля 2010 года, когда он говорит послу США об экономических действиях Тимошенко-премьера как «авантюрном популизме». После этого появления Пинзеника в списке Яценюка, естественно, было невозможно.
Какой политик получится из Виталия Кличко?
Я рискну предположить, что наличие того или иного политического персонажа в списке Кличко глубоко безразлично его избирателю, не желающему вникать в персональные характеристики его предвыборного списка. Даже бы Кличко записал туда какого-то кокер-спаниэля, то этот кокер-спаниэль стал народным депутатом Украины. Поэтому даже не очень важно, что в его списке – бывшие «оранжевые». Все дело в том, как себя политически позиционирует сам Кличко.
Сейчас он заявляет, что не исключает сотрудничества с Партией регионов. 2 августа 2012 года сказал, что «Удар» готов сотрудничать с Партией регионов для блага Украины. Если вопросы будут принципиально идти на пользу государству, за такие вопросы мы будем голосовать». 10 октября 2012 года в интервью газете «Коммерсант» назвал «популизмом требование отстранения президента Виктора Януковича от власти, на котором настаивает оппозиция».
Сейчас пока рано говорить, каким политиком окажется Виталий.
Другое дело, должен понимать: парламентские выборы 2012 года – единственные в его жизни, когда сработает эффект новизны. Пройдет совсем немного времени, и люди начнут сравнивать то, что говорит Кличко, со сделанным им. Мне кажется, у Виталия есть приблизительно год, чтобы мнение о нем полностью оформилось.