За несколько дней до парламентских выборов оказалось, что никто от них ничего не ждет. Что результаты предсказуемы – не только фальсификациями, которые ожидают даже самые благосклонно настроенные к режиму наблюдатели, но и самим ходом предвыборной кампании, практически отсекшей оппозицию от половины страны. Что власть все равно останется в руках почетного председателя Партии регионов и его окружения – ведь не случайно же Арсений Яценюк заявил, что даже в случае выигрыша оппозиция не будет формировать правительство при этом президенте – а другого нет. И я даже не стану упрекать Яценюка в безответственности и нежелании брать власть: ведь ясно же, что при существующей расстановке сил, при тотальном контроле президента и «семьи» за силовыми и фискальными структурами, у правительства, оппозиционно настроенного к правящей группировке, никакой власти не будет. Да и где механизм, который заставит Виктора Януковича внести на рассмотрение парламента кандидатуру оппозиционного премьера? Так что выборы, на первый взгляд, никакого особого значения не имеют – пройдут они и о результатах голосования забудут, а власть останется незыблемой.
Но я бы не был так категоричен. Политическую ситуацию в России изменили именно недавние парламентские выборы – и это при том, что путинская «Единая Россия» торжествовала на них запланированную в президентской администрации победу. Но стало ясно, что уровень наглости власти при фальсифицировании народного волеизъявления перехлестывает все возможные границы приличия – и именно это заставило вспомнить о политике тех, кто обычно ею не интересуется. Потом были митинги на Болотной площади, самоорганизация оппозиции. Как бы то ни было, а телевизионный миф о всеобщей любви к Путину оказался развеян навсегда. Оказалось, что в стране живут сотни тысяч – если не миллионы людей, выступающих против возвращения «бесконечного» российского президента в Кремль, считающих стабильность застоем и уверенных, что путинское правление рано или поздно приведет к краху страны. Россия стала другой – при том, что власть в ней формально не сменилась и достаточно грамотно погасила на какое-то время вызревавший протест.
Парламентские выборы должны стать очередным шагом к объединению страны и консолидации общества вокруг демократических ценностей. Поэтому я призываю каждого прийти и проголосовать за свое будущее!
— Виктор Янукович
Другой станет и Украина. Во-первых, всем нам придется убедиться, что с честными выборами в стране покончено. Тут не должно быть никаких иллюзий: если у власти хищник, он не будет питаться травой в ту самую ночь, от которой зависит, сможет ли он есть овец и прочую живность на протяжении нескольких лет. По сравнению с предстоящими украинскими фальсификациями российские будут казаться невинными шутками и мало кто из зарубежных наблюдателей – даже из числа тех «полезных идиотов», кто настроен на сотрудничество с Януковичем – посмеет признать эти выборы честными. Нет, уровень легитимности власти только понизится – что серьезно ухудшит отношения режима с цивилизованным миром. Кроме того, станет ясно, какое количество наших сограждан считает «стабильность» криминальным беспределом, а обещаемый властью «добробут» – крахом Украины. От этих людей уже так просто не отмахнешься – даже если власти и удастся сколотить коллаборционистское большинство в новом парламенте. И даже если гражданм не удастся защитить свой выбор в первые дни после голосования, будущие фальсификации могут помочь общественной консолидации и убедить в необходимости смены власти не только низы, но и верхи общества.
Собственно, именно это и должно стать главным результатом будущих выборов – достижение общественного консенсуса о необходимости смены власти в Украине. Элиты должны готовиться к закрытию самой темы о втором сроке Януковича, к исчезновению с политической арены Партии регионов, к торпедированию «семейного проекта» – иначе крышка не только стране, но и ее любимым олигархам. Конечно, можно сказать, что так, готовясь, можно дожить до 2015 года – и преподнести Виктору Федоровичу сюрприз. Но это уже зависит от ситуации в экономике – если она обрушится раньше – и глобально – то и расставаться с президентом придется раньше – а заодно провести и досрочные парламентские выборы, которые избавят нас от его партии, как от дурного сна.