Чем нынешний Вадим Нестерчук отличается от того, который впервые поехал на «Дакаре»?
Замечаю за собой, что стал ехать по-другому. Опыт бесследно не проходит, стало меньше эмоций. В первый раз было очень много переживаний перед стартом, как следствие - ехал нервно. А сейчас больше холодного рассудка.
В этом году был случай. Меня догнал российский гонщик Мироненко. А мы - вечные конкуренты. Он даже перед «Дакаром» сказал: «Для меня главное не просто доехать, а и обогнать Нестерчука». И вот он нас догоняет, сигналит сантинелем (система оповещения гонщиков. - LB.ua), и мы его пропускаем. А после финиша Мироненко весь на эмоциях прибегает и благодарит моих ребят, что мы его по-джентельменски пропустили. Сказал: «Вадим единственный, кто поступил по-спортивному».
Потом нашел меня, жал руку, мне даже неловко стало. Я спокойно стал относиться к таким вещам. «Дакар» - гонка длинная. Я понимаю, как тяжело мне обгонять и как тяжело меня обгонять. Поэтому я уступаю дорогу. И даже если я потом потеряю несколько минут, обгоняя их - ничего страшного. Если я действительно сильнее - я все равно сделаю это.
Скажу, может быть, в противовес самому себе. Если мы не попадаем в «10-ку», а это нам уже по силам, то все, что ниже 10-го места - уже неважно.
В таком случае главное - просто доехать?
Для нас очень важно было финишировать на первых «Дакарах». И от этого уже плясать дальше. А сейчас важно было доехать до финиша только с точки зрения приобретенного опыта. Чем больше километров ты проедешь, тем больше у тебя шансов выступить лучше в следующем году. Маршруты там не повторяются, но, грубо говоря, крутятся вокруг одной и той же горки.
И что бы там ни говорили о Фиамболе - белые дюны, сложные, сыпучие - я ее три года уже проезжал. Она мне уже не страшна.
Вы своим штурманом французом Лихтлейхтером довольны?
Да. Я вижу в нем ошибки, он видит во мне. С ним очень комфортно вот в каком плане: мы оба понимаем, что имеем право на ошибку. Но мы должны на них учиться. И сколько бы раз я не попадал в яму в дюнах и нам вместе не приходилось откапывать машину, и сколько бы раз он не ошибался в навигации, но спецучасток закончится, мы всё проговорим, сделаем выводы, и будет лучше.
А предыдущие штурманы или начинали учить меня езде, или истерить: «Мы попали в «мышиный глаз»! Мы не выберемся! Мы не выкарабкаемся!!» Доходило до того, что приходилось отправлять человека покурить в сторонке и самому откапывать машину. Если бы я позволил ему себя «раздергать», то, будьте уверены, впереди нас ждала бы новая ловушка из-за моей расконцентрации.
А у Лорана этого нет. Он порой даже брал на себя основной массив физического труда, понимая, что если я устану, то буду больше ошибаться, и мы снова будем копать. Замкнутый круг получится. Но когда он едва ли не терял сознание от переутомления, я говорил: «Лоран, подвинься, передохни».
Штурман не в состоянии предусмотреть ямы?
Берем 13-й спецучасток - копали все. Петрансель (победитель «Дакара-2012». - LB.ua) потерял 20 минут! И Гордон, и Де Виллиерс копали. Есть такие ямы, в которые попадают все. И это дело случая.
Раньше вы говорили, что механики не выдерживают нагрузок и психологически ломаются…
В этом году у нас был один новичок, и ему, конечно, было тяжело. Его тошнило, рвало, голова болела. Ребятам, которые уже были на «Дакаре», было проще. И я рад, что они вняли рекомендациям…
…и не пили.
Именно. За две недели до гонки - минимум алкоголя, а во время гонки - вообще не пить. Это действительно спасает. Я видел это на контрасте, когда ребята позволяли пивка чуть-чуть хлебнуть.
Там ведь вся атмосфера «этому делу» способствует. Вечером всегда есть пиво, стоят столы с бутылками вина. А народ же пьет, там разношерстная тусовка собрана. Очень много туристов, которым позволяют за деньги прийти на бивуак, покушать, выпить вина. И эта атмосфера расслабляет. Человек думает: «Вот же оно! Все пьют, значит можно!»
Но наши ребята уже понимают, что этот праздник не для нас. После «Дакара» - на здоровье.
Мы Новый год встречали с минералкой и по украинскому времени - в семь часов вечера. Поздравили друг друга и легли спать. Но в полдвенадцатого нас разбудили - в городе началась беспрерывная часовая канонада. Я такого фейерверк-шоу еще никогда в жизни не видел. Все в зареве было. Но посмотрели чуток, зашторили окна и легли спать, потому что завтра гонка.
Как гонщики переносят смерть своих коллег по цеху?
Между собой мы это не обсуждаем. Это журналисты, члены команды могут переговорить на эту тему. Я не хочу комментировать эти вещи. На моей памяти было уже очень много смертей. Ты осознаешь, что это опасно, но мы же понимаем, что не в шахматы приехали играть.
Даже если сам попадаешь в передряги, то продолжаешь ехать на результат. Пять минут осторожничаешь, а затем газ в пол - и вперед. Но сейчас уже понимаешь, что «Яму №2» или крутой поворот лучше пройти осторожнее.
В этом году у нас на глазах произошел эпизод, который потом долго крутился в голове. Был проезд между двумя скалами, затем резкий поворот налево и спуск петлей вправо. Где-то за 10 км до этого нас «Багги» обогнала. Заходим в этот каньон - а «Багги» лежит на крыше. Проскакиваем их, а Лоран говорит: «А они не вышли из машины».
Оказалось, двери заклинило. Штурман еще привязанный, его долбануло конкретно, а пилот уже отвязался. Мы только выломали дверь и стали вытягивать водителя, а с горы на нас летит «Тойота» с японцами. Как они не услышали наш предупреждающий сигнал, почему не среагировали, но они просто проскочили поворот и слетели в обрыв. Приземлились метрах в пяти от нас, сделав несколько переворотов. Машина - всмятку. А японцы просто не поняли, что произошло. Сидят без лобового стекла, у водителя руки «на штурвале». Они еще в гонке, они еще едут. И глаза, как блюдца. Мы им: «Нормально?». Они: «Нормально». Мы - в свою машину и поехали дальше.
К сожалению, многие не справляются с эмоциями, с адреналином, который зашкаливает именно в первые дни гонки.
Два года назад бюджет команды был примерно полмиллиона долларов. Сколько сейчас?
В целом, мы едем с тем же бюджетом. Мы с нуля готовим автомобиль - перебираем его полностью, даже заклепки и те - новые. Точно такой же набор у нас в запасных частях, которые мы готовы поменять в день отдыха. И достаточный запас деталей, которые часто выходят из строя. У нас четыре или пять сцеплений, нижних рычагов (а они у нас самые травмоопасные, потому что расположены ниже «защиты») - штук 16-18. Через день мы эти рычаги меняем. Фильтры воздушные каждый день меняем, масло - через день-два.
Мы некоторые детали даже в Украине делаем. Те же задние рычаги. Была интересная история: французское ателье, которое изначально строило нашу машину, очень гордилось, что им удалось сделать суперпрочный задний рычаг. Говорили: кто умудрится сломать его - получит новую машину. Первый раз я его сломал на «Шелковом пути-2010» и это стоило нам призового места, а второй раз - на прошлом «Дакаре». И сейчас мы эти рычаги делаем в Украине.
Так, а две новые машины у вас появились?
Обманули подлецы… Зато сейчас рычаг не ломается, а подгибается, даже после сильных ударов. Мы взяли металл чуточку помягче, и теперь доезжаем до финиша.
Кто-то из богатых украинцев не давал вам деньги со словами: «Вадик, ты прославляешь страну. Вот тебе $50 тыс., потрать на свое усмотрение». Есть частные спонсоры?
Мы работаем со многими спонсорами, но таких еще не встречали. Было несколько «туристов», которые хотели поехать за деньги. Чтобы им подготовили машину, помогли техобслуживанием. А я говорю: если вы хотите проехать «Дакар» - начните с малого. Есть Кубок мира, например. Вариант еще проще: поехали с нами в машине ассистанса (техпомощь. - LB.ua), чтобы понять - надо оно тебе или нет. Бюджет будет несколько десятков тысяч долларов. Но если ты не хочешь это сделать, то бессмысленно ехать «Дакар». Ты просто не доедешь, гарантия - 100%.
Минимальный бюджет для подобных «туристов» - 200 тыс. евро. Это чтобы иметь один шанс из ста доехать до финиша. При этом мы бы дали авто, механиков, «техничку», советы и рекомендации, и даже помощь на спецучастке, чтобы тебя дотащить, как ребенка, до финиша. И все равно шансы минимальные.
А 200 тысяч евро - это пацан может 20 раз слетать на Мальдивы. А на «Дакаре» все может случиться. Человек с нуля едет и, допустим, сходит на 3-м спецучастке. И начинаются крики: «Да я заплатил столько денег! Я не хочу, я устал, везите меня домой!» Оно мне надо?! У меня гонка, совершенно другие задачи.
Вам телеканал «Интер» платит за то, что находится рядом с вами, или это взаимовыгодное сотрудничество?
У нас взаимовыгодное сотрудничество.
А во всем мире телекомпании платят…
Конечно, хотелось бы, чтобы каждый занимался своим делом. Мы - едем, они - снимают. Ваш интерес - снимать, и вы за это платите; наш интерес - выигрывать, и мы за это платим. Давайте найдем общий интерес и поедем. К сожалению, у нас почему-то с каналами не получается.
Это же интересное событие. «Дакар» - это как Олимпийские Игры. Весь Кубок мира не стоит того состава участников, что на «Дакаре». Это спорт, но это и приключение, красивая картинка, это человеческие эмоции, работа в команде. Надо перебороть себя, сделать через «не могу».
Какой «Последний герой», все эти разыгранные ситуации?! «Дакар» - вот это последний герой. Я говорю не о себе, а о том же механике, который стоя засыпает на капоте автомобиля с ключом в руках, тягает коробку через пуп или при жаре 46 градусов на солнцепеке крутит гайки. Вот где последний герой! Вот это настоящие эмоции, вот это сила мужского духа.
Ты едешь по Аргентине, и самые активные болельщицы - это девушки от сорока.
И каждая норовит угодить тебе под колеса.
Это что-то с чем-то! Они настолько активно реагируют - кричат, прыгают, в слезах все, флагами размахивают. Каждая из них, наверное, видит в нас принца на белом коне, которого ей не посчастливилось встретить в жизни.
Хочется выйти из машины и отвлечься...
…обнять, поцеловать. Действительно, приятно, когда тебя так встречают.
А каналы говорят - рейтинги. Но, ребята, для того, чтобы были рейтинги, сделай свой продукт уникальным. Мы предлагаем уникальный продукт. Это не купленное где-то шоу, которое ты пытаешься приткнуть к нашей действительности. Здесь есть эмоции, красивая картинка, здесь есть жизнь. Сделай уникальный продукт, но и раскрути его дальше. Его нельзя ставить в два часа ночи. Поставь в 11 вечера, сделай анонсы.
У нас один вид спорта, который мы смотрели изначально - футбол. И нужное отдать должное братьям Кличко, что в Украине стали смотреть бокс. Это их заслуга как продюсеров.
Но «Дакар», наверное, интереснее. Не говорим о результатах: мы пытаемся бороться за «призы» на Кубке мира, а Кличко - абсолютные чемпионы. Я хочу, чтобы мы и автоспорт раскрутили. И дело не в Вадиме Нестерчуке. Придет завтра кто-кто другой, и, я думаю, ему будет намного проще шагать по нашему пути.
Я, кстати, даже не говорю об «отмороженных» каналах, которые говорят: «Мы тупо хотим денег. За все! А иначе покажем «КамАЗ». А вас не будем, потому что вы нам денег не дали». Вот это меня бесит. Это наша общая украинская проблема. Приведу пример из политики: как бы кто ни относился к Януковичу, но это наш президент. Если ты можешь сказать ему что-то нелицеприятное прямо в глаза - скажи, но между собой. И не выноси это на публику. Давай мы разберемся в своей хате.
Пока мы между собой, как всегда, «чубимся», этой ситуацией пользуются россияне, румыны, венгры, Евросоюз, американцы. Мы сами кузнецы своего счастья в своей стране. Но я и на нашем примере вижу, что мы начинаем превозносить кого-то. Тот же «КамАЗ». Да, они классные ребята, создали классную команду, они долго к этому шли. Мы - в начале этого пути. Не надо нас восхвалять, но нужно понимать, что мы едем с флагом Украины.
Вы хорошо овладели искусством PR, заявив, что в следующем году будете бороться за место в 10-ке лучших. И это при том, что в этом году вы стали 37-ми, проиграв десятому месту больше 21-го часа.
Да, мы не в 10-ке. Но я уже после первых этапов понимал, что нам тяжело будет бороться за попадание в ТОП-10. Наша машина - она не в «десятке». Смотрите: BMW - 7 машин, Hummer - 2 машины, Toyota заводская - 3 или 4, Mitsubishi Lancer заводские - 5 машин, по их подобию построенные Lancer - 3 или 4 машины. Есть двадцать очень классных машин, стоимостью в 1,5-2 раза дороже, чем наша.
Мощности двигателя нам, конечно, не хватало. Люди, рассчитывая, что «Фольксваген» не поедет (а с заводом глупо конкурировать), выложились и по финансам, и по подготовке. Была очень жесткая конкуренция.
Я никогда не скажу, что я сейчас наравне с Петранселем. Я скажу, что буду бороться за 10-ку, и, может быть, через пару лет поборюсь за «Дакар». И у меня нет никакого пиетета перед Петранселем, он великий спортсмен, но я не боюсь его. И с Головчичем буду бороться или тем же Робби Гордоном.
Лоран - хороший штурман, но он тоже никогда не был в 10-ке на «Дакаре». Наши механики - это пока еще не BMW. Все уже знают, что есть такая команда, но мы еще не в ТОП. Но если мы сработаем синергетически, то можем замахнуться на место в 10-ке.
Решим вопрос с двигателем, возьмем другой автомобиль, сами опыта наберемся, привлечем механиков чуть-чуть головастее, своих подтянем…
То есть, от нынешних отказываться не будете?
Нет-нет. Должна быть конкуренция. Я своим ребятам откровенно говорю: «С таким настроением мы уже достигли потолка». У вас должны появиться спортивные амбиции. Спросите у себя: почему я не могу сделать машину лучше, чем у Toyota Autobody? У нас точно такая же «200-ка».
И почему Нестерчук на тренировку в Эмиратах приезжает на неподготовленной машине? Если ты не хочешь этого, я не хочу с тобой работать. Спасибо и до свиданья - я найду того, кто захочет выигрывать. Три года я говорил, что мы любители, для нас главное - финишировать, но теперь настроение другое. Я хочу бороться за результат. Хочу выиграть Кубок мира и «Дакар».
А когда-то вы сказали, что едете «Дакар» для раскрутки бренда Sixt…
Сейчас тоже все двояко. Мы в последний год сконцентрировались на спорте и этим ограничили базу для подпитки команды. Сформировался костяк механиков, которые работают с командой. Мы перестали привлекать механиков со стороны и протягивать их в команду. Я сейчас увидел, что все-таки нужно вернуться к первоначальной идее - постоянно набирать новых людей в бизнес, тестировать их и забрасывать по одному на каждую гонку. Нужно создать конкуренцию внутри команды.
А можно и взять второго гонщика. У вас стимулы новые появятся.
А разве у меня нет мотивации обгонять россиян, французов и прочих? Она есть. Создать себе конкурента? Давайте уйдем от Нестерчука, потому что это будет эмоционально и субъективно.
Давайте поговорим о штурмане. Я всегда говорил, что хочу украинскую команду. Но в итоге я ехал то с одним россиянином, то с другим, сейчас француз. Я отвечу критикам: извините, но я не готов играться в детский сад. У меня за плечами уже четыре года опыта, начиная с октября 2007-го. Хочешь запрыгнуть в поезд - пожалуйста. Езжай на украинские гонки, на недорогой «Шелковый путь». И если ты меня убедишь и что-то покажешь, я готов тебя взять. Только беги, а не сиди и размышляй! Ты классный? Докажи это. Оттанцуй!
Я часто встречаю людей, которые хотят попасть в команду. Спрашиваю:
- Что ты умеешь делать?
- Я немножко езжу на мотоцикле. Хочу поехать за команду Sixt Ukraine.
- Как ты хочешь поехать?
- Дайте мне мотоцикл, дайте мне ассистанс, заплатите за меня взнос и я поеду.
- А ты уверен, что ты сможешь? Ездить ты не умеешь, в спорте замечен не был. Хорошо, рискну, вложу в тебя деньги. А если ты на второй день скажешь, что ты устал?
В итоге я предложил человеку продать квартиру и дать в общий бюджет 50%. И спросил: «Допустим, ты доедешь. Когда ты будешь стоять на подиуме, о чем ты будешь думать: о том, что ты это сделал, или о жене с ребенком, которые остались дома? Без квартиры. Допустим, они тебя даже поддержат. Это стоит того?» Он отвечает: «Нет». Он хочет быть на подиуме, но не хочет рисковать.
Хорошо, говорю, нет вопросов. Второй вариант. Приходишь сейчас на мойку мыть машины, разбираешься в них, ремонтируешь и на следующую гонку едешь водителем, ухаживаешь за механиками, как за детьми, вплоть до того, что попы им подтираешь. Они должны работать на результат, а ты носочки стираешь, кушать им приносишь. Готов? В ответ: «Нет, не готов. Я же хочу ехать. Хочу на подиуме быть».
Парень, но такого не бывает…
Для меня важен путь к «Дакару» или путь к подиуму. Мне не интересно стоять на подиуме. Мне важен тот пот, который я проливаю на этапе. Я не о подиуме мечтаю, а об интересном спецучастке, который бы я проехал с наименьшими ошибками. И вот от этого я получаю удовольствие. И я готов рисковать собой, штурманом, деньгами, чтобы добиться этого.
У нас механик 2-го января сказал: «Хочу, чтобы сегодня было 15-е января». Это как в американском фильме: клик - и пропустил кусок своей жизни. А я не хочу этого клика, я хочу ехать.