ГоловнаПолітика

Москва сказала

Президентские выборы в самопровозглашенной Республике Южная Осетия вряд ли должны были попасть в первые строки информационных агентств. После десятилетнего правления тамошнего маленького диктатора - Эдуарда Кокойты - политическое поле Цхинвали казалось полностью вытоптанным. Оппозиционеров - или просто чиновников, которые не поделили доходов и расходов с президентским кланом - из республики изгоняли. Даже накануне президентских выборов было сделано все возможное, чтобы никто «чужой» в избирательном бюллетене не появился.

Москва сказала
Фото: rt.com

Но в этом бюллетене не было и фамилии самого действующего президента. Кокойты пытался было хоть как-то пробраться на третий срок - и пробрался бы, если бы не очевидная оппозиция Москвы. Юго-осетинский президент утомил Кремль. Его республика существует исключительно за счет российских дотаций, Москва направляет в Цхинвали огромные деньги - и все это уходит в никуда. Вернее - в куда: в распоряжение президентского клана.

Даже сейчас, спустя несколько лет после российско-грузинского конфликта, завершившегося признанием Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии, Цхинвали выглядит как после войны. Москве, вероятно, хотелось бы, чтобы Южная Осетия выглядела бы как некая витрина российской помощи - или хотя бы чтобы юго-осетинские чиновники делились бы средствами со своими российскими покровителями. Но поскольку Кокойты это явно не приходило в голову, решено было заменить его министром по чрезвычайным ситуациям РЮО Анатолием Бибиловым. Скрывать поддержку не стали, даже наоборот - с Бибиловым накануне выборов встречался президент России Дмитрий Медведев, в Кремле его уже воспринимали как нового руководителя республики. Кокойты аккуратно вычищал из бюллетеней фамилии тех, кто был неугоден Москве - и ему самому не нравился. Так, со скандалом был не допущен к выборам известный борец Дзамбулат Тедеев, который считается главой группировки, оппозиционной кокойтовскому клану. Справедливости ради нужно сказать, что и к московскому избраннику Кокойты особой любви не проявлял - и именно поэтому всячески эту любовь демонстрировал. Учитывая отношение к уходящему президенту в нищей республике - да, его и его группировку боятся до смерти, но и ненавидят - каждое такое выступление в поддержку превращало Бибилова в персону нон-грата для его соотечественников, второго Кокойты.

В результате оппозиционные политики объединились вокруг бывшего министра образования Аллы Джиоевой - оказавшись неугодной Кокойты, она была обвинена в коррупции и попала под суд. Суд этот вполне можно сравнить с судом над Тимошенко: к нему не был допущен ни один свидетель защиты, из 18 объявленных потерпевшими 12 заявили, что не пострадали от действий бывшего министра, обвинявшегося в том, что взимала по 3500 рублей (около 120 долларов) с родителей абитуриентов, поступающих в российские вузы по выделенным министерством Российской Федерации лимитам для выпускников Южной Осетии. Родители абитуриентов и сама Джиоева утверждали, что все взносы в кассу Минобразования были добровольными и пошли на оплату сотрудникам приемной комиссии, которые работали «беспрерывно и без оплаты до полуночи», а также на закупку канцелярских товаров и компьютеров. Джиоева ссылалась на результаты ревизии, которая подтвердила целевое использование средств. Тем не менее, бывший министр провела два года под домашним арестом (!) и была приговорена к условному двухлетнему сроку.

Эдуард Кокойты
Фото: rferl.org
Эдуард Кокойты

Поначалу Джиоева не считалась фаворитом президентской гонки, но когда в бюллетене не осталось никого, кто мог бы составить конкуренцию кандидату от власти, избиратели проголосовали за нее. Вместе с Бибиловым она вышла во второй тур - и тут оказалось, что на ее стороне весь оппозиционный электорат. Джиоева получила 56 процентов голосов избирателей, Бибилов - 40. Но эти результаты так официально и не были обнародованы Центризбиркомом. Бибилов подал жалобу в контролируемый Кокойты Верховный суд Южной Осетии и этот суд, разумеется, отменил итоги, обвинив Джиоеву в нарушениях, давлении на избирателей, на избиркомы - и к тому же запретил ей баллотироваться на следующих выборах, уже назначенных парламентом - разумеется, тоже контролируемым Кокойты.

Москва поначалу никак не реагировала на происходящее: только через несколько дней российский МИД призвал все общественно-политические силы уважать принятые в соответствии с законом решения высших органов власти - попросту говоря, потребовал от осетин подчиниться произволу Кокойты и компании. Но о том, что на самом деле творится в головах у российских чиновников - а один из них уже побывал в Цхинвали и провел переговоры с Джиоевой - свидетельствует точный анализ, опубликованный в «Известиях» политологом Евгением Минченко. «Москва сказала - утверждает эксперт - что она не удовлетворена тем, как расходуются российские средства, и хочет, чтобы власть в Цхинвали была у человека, которому она доверяет. Про которого достоверно известно, что он ничего не украл. Им оказался Анатолий Бибилов. Клан Кокойты с этим не смирился — на выборах была выставлена куча альтернативных кандидатов. Если бы этого не произошло, то при поддержке Москвы Бибилов выиграл бы в первом туре. А так его противники просто доигрались. И когда оказалось, что во второй тур не пробился ни один из их кандидатов, а выходит Бибилов вместе с Джиоевой, представляющей клан Тедеевых, они начали что-то делать, но поезд уже ушел... В России к кандидатуре Джиоевой есть вопросы».

Фото: cfnews13.com

Этот текст - яркая иллюстрация деградации российской политической культуры путинских времен. Народ как таковой просто игнорируется - в Москве даже и не пытаются скрыть, что относятся к жителям Южной Осетии как к стаду жертвенных баранов, единственная задача которых - жить за российские подачки и служить демонстрацией могущества хиреющей империи в ее противостоянии с маленькой Грузией. И никакого своего права на выбор осетины не имеют и иметь не могут. «Москва сказала». Сказала в 2004 году избрать в Украине Януковича, в Абхазии Хаджимбу, теперь вот сказала избрать в Осетии Бибилова, а в Приднестровье - Каминского. Выборы, как говорится - не место для дискуссий: Россия сама решает, кто следит за ее деньгами. И никак не может понять, почему постоянно терпит поражение. Да еще где! Очевидно, что в Южной Осетии население настроено более чем пророссийски - и теперь это самое население не только голосует за оппозиционного кандидата, но и разбивает палаточный городок у стен президентской администрации. Это население освистывает Кокойты и готовится защищать свой выбор. Так в заснеженном Цхинвали 2011 появляется киевский Майдан 2004 года и люди, готовящиеся защищать свой выбор.

Всего этого могло бы и не быть, если бы российские руководители не относились бы к людям, как к быдлу, а к соседям - как к рабам своих сиюминутных желаний. Они лишили права на выбор самих россиян - не только на президентских выборах, оборачивающихся рокировкой двух серых чиновников, но и на выборах региональных, практически сведенных к соревнованию в кабинетах чиновников президентской администрации, к тараканьим бегам. И теперь они пытаются проделать то же самое с окраинами своей бывшей империи. В Москве никому и в голову не приходит, что можно позволить гражданам других стран самим избрать своего лидера - и уж затем с ним договариваться. Нет, граждане должны просто проштамповать выбор Медведева - как в Золотой Орде, где хан давал ярлыки князьям - и горе было тому, кто сам претендовал на власть!

Именно поэтому Россия никогда не станет центром настоящего интеграционного проекта - интеграция подразумевает равноправие, а не презрение. В маленькой Южной Осетии неожиданно проявилось, до какого уровня это презрение может доходить, насколько с выбором людей не хотят считаться, каково подлинное представление российского политического класса о самой процедуре выборов.

Такое презрение может окончиться только еще одним Майданом - но уже не киевским и не цхинвальским. Московским.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram