Томимые ожидание, деятели всех мастей и окрасов используют время для «смотра» внутренних войск, ревизии боеприпасов, да перегруппировки сил. Вопрос дальнейшей тактики и стратегии – ввиду вышеобозначенных обстоятельств – даже не обсуждается. Lb.ua за всеми этими маневрами внимательно наблюдает и докладывает оперативные вести с полей. В первой части материала – сводка из провластного лагеря.
***
Четверть века тому, в одном немаленьком уездном городе, на перекрестке двух околоцентральных улиц сидел неказистого вида наперсточник.
- Кручу, верчу, заработать хочу… Подходите, граждане! Любимая игра Фиделя Кастро и Аллы Борисовны Пугачевой! – повизгивал себе под нос.
Граждане подходили, делали ставки, ничего, разумеется, не выигрывали, за что наперсточника лупили и с «хлебного места» регулярно сгоняли.
Скоро он опять возвращался. И снова под пыльными тополями звучало:
- Любимая игра Фиделя Кастро и Аллы Борисовны Пугачевой!
Почему именно Кастро и Пугачевой - загадка. Захотите разгадать – приходите в Верховную Раду или под Печерский суд. Этот наперсточник стал теперь народным депутатом и, может, соблаговолит вспомнить «дела давно минувших лет». Он, собственно, и не забывал – по сей день руководствуется теми же правилами, что 25 годков тому.
Правила очень просты: завлечь «жертву», втянуть в процесс, вынудить проглотить наживку (Кастро и Пугачева), отвлечь внимание («кручу-верчу»), под конец – «развести».
Плюс-минус такие же (если наблюдать со стороны, глазами того, кого «разводят) использует и действующая украинская власть. Забрасывая наживку, отвлекает внимание, а выигранное время использует для торгов, потом – опять наживка… Так – до бесконечности. Особенно – во внешнеполитической плоскости.
Вспомните прошлый год. Европа довольно приветливо встречает новое украинское руководство.
Все, вроде, гладко, но тут – ни с того, ни с сего – отменяются местные выборы. «Без объявления войны» и объяснения причин. Ну, в самом деле, как же публично объяснить, что местная кампания в мае просто невыгодна центральной власти, вот ее решили и не проводить.
Три недели Киев, Брюссель, Страсбург стоят на ушах: споры, уговоры, намеки-угрозы и даже лесть. Все это – в условиях полнейшей неопределенности (как и сегодня). Итоговое решение принимает один человек, поэтому прогнозы никто делать даже не пытается. Спустя почти месяц, ВР таки назначает день голосования.
Следующий этап – принятие избирательного закона. Оказавшегося, в последствии, не самым демократичным и справедливым. О чем весь цивилизованный мир твердил Киеву несколько месяцев кряду. За это время мы, кстати, существенно продвинулись в переговорах по ЗСТ.
«Мы должны протянуть Украине руку. Иначе велик риск того, что это сделает Россия», - без обиняков (правда, в режиме «офф-рекордз») объясняли тогда Lb.ua в высоких кабинетах Европарламента.
России происходящее, конечно, не очень нравилось. Двусторонние встречи участились. В итоге были подписаны выгодные для авиастроения Украины, развития нашей атомной отрасли и военного сотрудничества межгосударственные контракты.
Не самая бесполезная для страны комбинация, правда?
Ну, а незадолго до «часа Ч» (когда местные элиты уже смирились со своей горькой долей, а центральные – настроились играть по навязанным правилам), демонстративно поддавшись на уговоры Брюсселя, Киев таки отменил особо одиозные нормы закона. Карты спутались везде, кроме Банковой. В «сухом остатке»: выборы прошли по вполне демократическому сценарию. Какие претензии?
«Кручу-верчу, заработать хочу».
Вернемся в день сегодняшний. Сперва на Тимошенко возбуждают дело – внимательно отслеживается реакция Европы и России. Реакция жесткая, но для Банковой пока терпимо. Потом – репетируют ее арест. Давление извне усиливается, но оно все еще терпимо. Следующий этап – суд…
В начале сентября в Ялте европейские гости устраивают Виктору Федоровичу настоящий прессинг: или Тимошенко на свободе, или никакой ЗСТ и Ассоциации. Янукович отмахивается: «у нас разработан закон о декриминализации». Который, на тот момент, уже даже лежал в парламенте, но в повестку дня упорно не вносился. Чего в Ялте, конечно, Лидер не уточнял. Скажите, возник бы он в повестке дня, если б Банковая сильно того захотела? То-то.
С конца июня по начало сентября заседания суда происходят практически в режиме нон-стоп. Накануне саммита Восточного партнерства (ничего хорошего Киеву не обещавшего) Киреев внезапно объявляет двухнедельный перерыв.
Назначение приговора на 11 октября – из той же оперы. Тянем время – торгуемся…. Принимаем в первом чтении президентскую версию декриминализации. «Норма имени Тимошенко» может появиться ко второму чтению. Или не появится. Как карта ляжет…
«Кручу-верчу».
Сам по себе закон, к слову, очень даже полезный. Хотя и противоречивый. Так, уголовная ответственность больше не грозит: мелким контрабандистам; самогонщикам; нечестным на руку продавцам, обвешивающим покупателей; мелкого калибра предпринимателям, спасающимся фиктивным банкротством. Не грозит она также и знатным контрабандистам; оборотистым дельцам, орудующим зарубежными валютными счетами; хитрюгам-монополистам и т.д.
Вместе с тем, «декриминализация» существенно усложнит задачу силовикам, нередко промышляющим «посадкой» за решетку и выходом на волю за определенную мзду. Согласно статистике, в соседней России так называемые «экономические преступления» составляют 71%! всех, возбуждаемых дел. В Украине аналогичная статистика отсутствует, но ситуация – по оценкам правозащитников – приблизительно такая же (подробнее - здесь).
Ну, да вернемся к теме.
***
Кстати вспоминаю диалог, произошедший в кулуарах Европарламента (на тематической конференции, посвященной двадцатилетию независимости Украины и проходившей буквально через три дня по завершении Ялты) с одним высокопоставленным регионалом (первую часть диалога – с признанием ошибок украинской власти в деле европозиционирования – читайте тут).
- Ялта меня не удивила. Европейцы просто не могли вести себя иначе. В таком же духе и дальше будут продолжать. Вплоть до вынесения приговора, а приговор будет - это уже всем понятно.
- Что же потом?
- Ничего особенного: пошумят, да успокоятся. Сложится какое-то статус-кво, которое – так или иначе – примут.
- Думаете, мы продолжим переговоры по ЗСТ?
- Конечно, это ж не только нам выгодно. Брюссель станет нам указывать на Тимошенко, требовать ее освобождения, мы – отстаивать свой интерес. Ближе к кампании Европа поднимет вопрос о том, что Юля тоже должна в выборах участвовать.
- То есть, перетягивание каната?
- Грубо говоря, да.
«Челночная дипломатия», ё-мое.
Впрочем, не все представители власти – в отличие от неназванного по имени-отчеству собеседника – настроены столь же оптимистично. Большинство из них – в личных беседах – оправдываются формулами: «я не участвую в принятии решений, ни на что повлиять не могу. Как они принимаются, мне вообще неизвестно. У меня – одни догадки, да личные предположения». Когда подобное регулярно слышишь от министров, влиятельных чинов АП (!), руководителей первого (после Лидера) уровня, свидетельствует это о двух вещах:
А) отсутствия у нынешней власти совещательного формата (хотя б даже узкого) принятия решений;
Б) сознательной попытки представителей элит дистанцироваться от происходящего. На всякий случай. Чтоб не пришлось потом, как дедушке из фильма «Свадьба в Малиновке», шапку на другую сторону переворачивать – «опять власть меняется».
Хорошо это для страны или плохо? Затевая жесткую централизацию власти, Лидер искренне думал, что хорошо. Давно и близко знающие его люди утверждают: основное для Виктора Федоровича – быть номером один. Всегда и во всем. Главным и единственным. Даже если это противоречит
А) закону (как в случае с совмещением им должностей главы Донецкой облгосадминистрации и облсовета, с мая 1999-го по май 2001-го);
Б) и здравой логике (зачем, имея марионеточное большинство в Раде, на которое так удобно сваливать ответственность, присваивая себе лишь заслуги, было отменять Конституционную реформу? Зачем, если апгрейд Основного закона, в свое время, Виктор Медведчук придумал для того, чтоб президент мог спокойно царствовать, прикрываясь от любой непогоды «зонтиком-парламентом»?).
Но единоличная власть невозможна без единоличной ответственности. Которая, в сложившихся условиях, возложена на первое лицо. От персонального рейтинга коего зависит рейтинг всей команды власти, значит – судьба и прибыли правящих элит. Согласятся ли они со статусом фактических заложников?
Первостепенная задача элит – воспроизвестись во власти в 2012-м и в 2015-м. Для этого, по приблизительным подсчетам «донов», важно не допустить снижения рейтингов ниже 25-28%. Если по правде, то снижения одного рейтинга. Известно, что главным вкладом Виктора Федоровича в групповую командную игру под названием «борьба за власть» был его электоральный потенциал.
Теперь, внимание, ключевой вопрос: что случится, какая – в частности - последует реакция этих самых элит, если потенциал начнет стремительно таять? А если он начнет таять на фоне резкого ухудшения экономической ситуации?
Стоит задуматься….
Продолжение следует. Во второй части читайте донесения из стана оппозиции