"Весь год цивилизованный мир вслух говорит об избирательности правосудия и политических преследованиях в Украине. Подорвано доверие к украинскому государству как к ответственному участнику международных отношений, в частности в энергетических вопросах. Перечеркнута двадцатилетняя работа по развитию механизмов государственного управления и юридической системы. Существенно нивелированы принципы парламентаризма и разделения власти. Наконец, под угрозу поставлен европейский выбор нашей страны", - сообщил Сирый.
"За все это, наверное, стоит попросить прощения у всего украинского народа", - считает адвокат Тимошенко.
Сирый подчеркивает, что как на момент предъявления экс-премьеру обвинения, так и в настоящее время нет обоснованного подозрения (в юридическом смысле, в частности согласно практике Европейского суда по правам человека) в совершении любого уголовно наказуемого деяния в виде превышения власти или служебных полномочий.
"Согласно заключению Датского хельсинкского комитета по правам человека, выдвинутое Юлии Тимошенко обвинение "криминализирует обычные политические решения, с которыми не может согласиться действующее правительство", а также по своему характеру является таким, что никогда не считалось бы уголовным преступлением в странах с иными правовыми традициями и не решалось бы в рамках системы уголовного правосудия", - пишет Николай Сирый.
В современной системе демократических ценностей, отмечает адвокат, царит четкое понимание того, что межгосударственный (межправительственный) переговорный процесс является сферой политики.
"В этой области доминируют инструменты компромиссов и договоренностей, а не формально-юридические требования прав и обязанностей. Переговорный процесс сам и выступает инструментом будущей правовой определенности", - считает он.
Николай Сирый убежден, что Юлии Тимошенко предъявлено не только логически ложное, но и юридически неконкретное обвинение.
"В частности, украинский уголовный закон предусматривает уголовную ответственность или за превышение власти, или за превышение служебных полномочий (ст. 365 УК Украины). Данная норма не содержит уголовной ответственности за "превышение власти и служебных полномочий ", как указано в обвинительном заключении", - отмечает защитник.
Соответственно, считает Николай Сирый, обвинение лица в "превышении власти и служебных полномочий" без конкретизации действий, которые, по мнению государственного обвинения, следует считать превышением власти, а других действий - превышением служебных полномочий, является формой неконкретного, непредвиденного законом обвинения.
"Таким образом, государственное обвинение, предъявляя и объявляя Юлии Тимошенко обвинения, применило недопустимую, непредусмотренную законом уголовно-правовую конструкцию инкриминирования в превышении власти и служебных полномочий. В обвинительном заключении не указаны и, тем более, не приведены признаки явности превышения власти или служебных полномочий", - убежден адвокат.
"В действиях премьер-министра Украины и руководителя официальной украинской правительственной делегации не было никаких признаков явного превышения власти или служебных полномочий, потому что так же, только "в зеркальном отражении", в тот же период действовал и премьер-министр Российской Федерации В.Путин, который также одновременно был руководителем официальной правительственной делегации на переговорах по газовым вопросам. При этом следует учесть, что современный украинский уголовный закон в значительной мере тождествен современному российскому уголовному закону, прежде всего содержанием и характером уголовно-правовых запретов, которые касающихся служебных преступлений ", - объясняет Николай Сирый.
Адвокат Юлии Тимошенко убежден, что вполне логичным итогом судебного процесса был бы судебный приговор об оправдании. Хотя, по его мнению, социально мягче звучало бы решение о закрытии дела из-за отсутствия состава преступления.