МОСТ-Одесса. 6 июля
По вопросам расследования обстоятельств и выяснения причин неисполнения на должном уровне международных соглашений между Украиной и Республикой Молдова о государственной границе относительно передачи в собственность Украины участка автомобильной дороги "Одесса - Рени" будет создана временная следственная комиссия Верховной Рады Украины. Об этом сообщил в ходе совместного совещания по вопросам исполнения международных соглашений между Украиной и Республикой Молдова Народный депутат Украины Павел Унгурян.
"7 июля 2010 года по инициативе ряда Народных депутатов на пленарном заседании Верховной Рады Украины будет рассмотрен вопрос о неисполнении на должном уровне международных соглашений между Украиной и Республикой Молдова о государственной границе относительно передачи в собственность Украины участка автомобильной дороги "Одесса - Рении" в районе населенного пункта Паланка (Республика Молдова), а также земельного участка, по которому она проходит, и режима их эксплуатации", - сказал П. Унгурян.
Депутат так же отметил, что все механизмы парламентского контроля будет применены для того, чтобы в скорейшие сроки вопрос был решен.
Кроме того, Народный депутат Украины Владимир Каплиенко заявил, что за выполнение условий договора между Украиной и Республикой Молдова о государственной границе 1999 года Молдова требует от Украины еще 2 гектара Дуная.
"Данные 2 га позволят развернуть на полную мощность деятельность контейнерного терминала в селе Джурджулешты", - сказал В. Каплиенко.
По словам В. Каппиенко, Ведь договор между Украиной и Республикой Молдова о государственной границе, подписанный 18.08.1999 года вступил в действие 18 ноября 2001 года.
"До настоящего времени Молдова задерживает передачу Украине акта о передаче земли под вышеупомянутым участком, что является очевидным нарушением ст. 10 Договора и ст. 1 Дополнительного протокола. В придачу Молдова говорит, что выполнит Договор, но за это она хочет еще 2 га Дуная, которые позволят развернуть на полную мощность деятельность контейнерного терминала в Джурджулешты", - сказал он.
Так, в соответствии с договоренностями между Украиной и Молдовой упомянутая территория Паланки должна отойти к Украине в ответ на передачу Украиной Молдове участка в районе села Джурджулешты, где с 1997 г. началось строительство нафтетерминала, нефтеперерабатывающего завода и порта. Таким образом, Молдова, благодаря упомянутым договоренностям, стала морским государством, и по состоянию на сегодняшний день имеет Джурджулештский порт, способный принимать суда водотоннажом до 10 тыс. тонн, и нефтетерминал, способный перегружать 2 млн. тонн грузов в год.
"Для украинского порта Рени, расположенного в нескольких километрах ниже по течению реки Дунай, запуск молдавского терминала означает, как минимум, потерю значительной части грузопотока, а в худшем варианте - полную остановку. Это, прежде всего, связано с тем обстоятельством, что большая часть грузов попадает в Рени через территорию Молдовы, которая для дальнейшего развития собственного порта будет пытаться отвести грузопотоки из Рени. Повышение транзитных тарифов Молдавской железной дорогой, которое произошло еще до экономического кризиса, спровоцировало многомиллионные убытки украинского порта", - напомнил В. Каплиенко.