ГоловнаПолітика

«Запретить нельзя разрешить» – где поставят запятую?

Если всерьез вдуматься, что на самом деле отличает состояние дел в современной Украине от ситуации в СССР, то это две вещи – свобода веры и свобода митингов/демонстраций. С верой сейчас все более-менее ясно.

«Запретить нельзя разрешить» – где поставят запятую?
Фото: Макс Левин

Предыдущая власть, как известно, полностью игнорировала конституционную норму об отделении церкви от государства. В Секретариате президента Ющенко даже было управление, занимавшееся церковной жизнью. Впрочем, времена, когда власть утверждала «истину», мол, «независимому государству нужна независимая церковь» (как же чувствуют себя зависимые от Ватикана католики – граждане Испании, Франции, Португалии?), будем надеяться, закончились.

Судьба многострадального закона 2450 Украины «О порядке организации и проведения мирных мероприятий» пока не определена. Напомню, что соответствующие наши права как граждан гарантированы законом прямого действия, Конституцией, статья 39 которой устанавливает: «граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заблаговременно извещаются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Ограничение относительно реализации этого права может устанавливаться судом в соответствии с законом и только в интересах национальной безопасности и общественного порядка – с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей».

Фото: Макс Левин

Но в определенный момент украинские политики решили, что Конституции как нормы прямого действия недостаточно. Чем определялся этот момент? Следите за датами. Проект 2450 был подан в Верховную Раду Украины правительством Тимошенко 6 мая 2008 года. Вспомним ситуацию. Год назад, в 2007-м, состоялись внеочередные парламентские выборы – их законность так и не установил Конституционный суд. Экономика – на подъеме, кажется, что все хорошо. А Тимошенко будет считать, что все в экономике хорошо еще долго, уже через год, в октябре 2008-го, в начале экономического кризиса заявляя, что этот кризис она «не пустит в Украину».

Путь к президентству Тимошенко, как ей самой казалось, был открыт, и она уже думала о том, как будет «рулить». Отдадим должное ее юристам: осознавая основные угрозы президентства Тимошенко, а среди таковых главным образом были те, которые возникали как реакция на ее авторитарный характер, они перестраховались и вынесли закон по ограничению гражданских прав на рассмотрение парламента до ее избрания.

Дальнейшее не в компетенции этих юристов. Они в проигрыше Тимошенко не виноваты.

Почему имеет смысл говорить о законопроекте Тимошенко как об ограничивающем гражданские права? Это сейчас, 15 июня 2010 года она заявляет, что парламентский БЮТ будет инициировать в парламенте Рады законопроект об исключении ограничений на проведение массовых акций.

На сайте парламента есть такая вещь, как поправки депутатов к тому или иному законопроекту между первым и вторым чтениями. Это те рукописи, которые «не горят». Это – компромат на депутатов, в данном случае – на БЮТ.

Вот поправка «бютовца» Гнаткевича: «Организатор мирного собрания письменно уведомляет о намерении проведения мирного собрания соответствующий орган исполнительной власти и/или орган местного самоуправления заблаговременно, но не позднее, чем за четыре рабочих дня до его начала». Почему именно четыре дня, а не, например, два или пять?

Фото: uosa.uar.net

Правозащитники из Украинского Хельсинкского союза в связи с этим отмечают: «Обязательное уведомление о проведении мирного собрания за четыре рабочих дня до этого проведения – а поскольку речь идет о рабочих днях, то на практике это будет 5–6 дней – этот установленный срок не слишком длинный, но и не совсем обоснованный. Трудно понять, зачем для проведения единоличного или малолюдного пикета необходимо обязательно подавать уведомление». Правозащитники считают, что «малочисленные мирные собрания вообще могли бы происходить без уведомления, если они не препятствуют движению транспорта. Также целесообразно ввести дифференцированный срок подачи уведомления в зависимости от ориентировочного количества участников мирного собрания».

Поправка Гнаткевича вызвала критику и со стороны Администрации президента. Замглавы А.Герман сказала 18 июня 2010 года: «Люди не должны ждать, когда они считают, что должны выйти на протест. Они должны за час подать заявку и иметь гарантии, что им позволят эти протесты».

А вот ограничение «бютовцами» места проведения мирного собрания. Согласно поправке «бютовца» Кармазина, «мероприятие может быть проведено в любом пригодном для этого месте, кроме мест, расположенных в непосредственной близости от объектов повышенной опасности, идентифицированных таковыми в соответствии с законодательством». Но отечественное законодательство четко не определяет, что такое объекты «повышенной опасности». Не получится ли, что именно этот пункт будут использовать для ограничения собраний экологов и работников «опасных» предприятий?

А вот поправка «бютовцев» Гнаткевича и Тарана, ограничивающая уже права политиков. Согласно ей, «запрещается быть организатором мирного собрания лицам, подвергнутым административному аресту, содержащимся под стражей или находящимся в местах лишения свободы по приговору суда». В чем проблема, если политик, задержанный за административное правонарушение, организует мирный митинг? И не задумывалось ли так, чтобы потенциальных организаторов митингов специально задерживали, «впаивали» им судом административное нарушение, а затем отказывали на этом основании в проведении митингов?

Фото: Макс Левин

А вот поправка «бютовца» Гнаткевича, которой запрещается проведение митингов и собраний на «территории пограничных зон». Если следовать международным соглашениям Украины, заключенным, например, с Польшей или Словакией, то это 30-километровая зона перед границей. Поправку Гнаткевича можно толковать как полный запрет мирных собраний во всех населенных пунктах в пределах 30-километровой зоны до границы, что является явно необоснованным ограничением свободы мирных собраний. Насколько это конституционно? Одно из последствий поправки Гнаткевича: те, кто принадлежит к так называемому «патриотическому электорату» и желает, например, протестовать на украинско-российской границе, должны знать – им это запрещал «бютовский» депутат.

И суперпоправка от Гнаткевича: «во время проведения мирного собрания запрещается препятствовать свободному проходу (проезду) на предприятия, в учреждения, организации, органы государственной власти и/или органы местного самоуправления, у которых оно проводится, совершать действия, нарушающие их нормальное функционирование». Конечно, Тимошенко бы это облегчило жизнь. Но давайте вспомним Оранжевую революцию, активисты которой в ноябре–декабре 2004 года блокировали вход в Кабинет министров и Администрацию президента.

Важно не только то, что есть в законе, но и то, чего в нем нет.

Там нет многого важного. Например, прав и обязанностей милиции при проведении митинга. Оснований для прекращения мирного собрания во время его проведения. Нет ответа на вопрос «Что обязан делать работник милиции в случае проведения мирного собрания с нарушениями – например, без уведомления?». Не определяются основания запрета мирных собраний. Это означает, что, согласно этому законопроекту, невозможно запретить мирные собрания, направленные на призывы к различным формам дискриминации или пропаганду фашизма.

То есть «бютовцам» было где «разгуляться», если действительно «приспичило» принимать законопроект в продолжение конституционной нормы.

Сейчас же судьба законопроекта в руках других людей. Парламентариев, которым его принимать или не принимать, и президента, который может его и не подписать. Насколько известно, в парламентской фракции Партии регионов по этому поводу нет единого мнения; некоторые депутаты считают нужным вообще к нему не возвращаться. Если этого не произойдет, то законопроект нуждается в радикальной переработке с учетом мнения правозащитников.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram