Мы же постараемся сосредоточиться лишь на анализе трансформаций политической системы Малороссии за последние 100 дней.
Итак, за это время была полностью демонтирована полиархическая модель, основанная на политической конкурентности и многосубъектности.
Ее существование в 2005–2009 годах обуславливалось субъективным фактором — индивидуальными особенностями президента Ющенко. Эти же самые особенности стали тормозом масштабных социально-политических и экономических преобразований, в ходе которых полиархия могла бы стать стабильным механизмом, не зависящим от произвола того или иного властителя. Иначе говоря, Ющенко должен был бы отлить новую политическую систему в свинце и бронзе. Он же ее отлил из пчелиного воска. Результат известен: новая команда растопила воск жаром своих горячих сердец…
Фото: nnm.ru
Итак, прежней Украины, Украины Кравчука — Кучмы — Ющенко больше нет. А есть причудливая смесь из дореволюционной Малороссии и советской УССР, в которой так и не удалось поставить памятники ни Петлюре, ни Мазепе, зато есть монументы Екатерине II, Сталину и «жертвам бандеровцев» — «Выстрел в спину».
Идеалом Януковича, судя по всему, стал российская политическая система и политический режим Медведева — Путина. Однако всегда, когда пытаешься слепо скопировать что-то чужое, получается пародия, поскольку копируешь только то, что видишь — внешнюю форму, а внутренняя сущность остается в пелене мрака.
Соратники Януковича видят в российском политическом режиме «порядок», «стабильность», эффективную «вертикаль власти», бюрократический (а не политический) способ управления, эффективный парламент, который «не место для дискуссий», охранительную систему, способную «дать по рукам» разным «болтунам» и т.д.
Фото: www.partyofregions.org.ua
Но они не видят другого: Россия — страна с исторически ярко выраженной эсхатологической идентичностью, т.е. очень четко устремленная в будущее (коммунизм, «Третий Рим», «тысячелетнее царство Правды», «рай на земле», «всемирная империя Добра», «атомное Православие» и т.п.). Это прорастает даже сквозь нынешнюю политико-идеологическую реальность — государство-корпорацию, для которого существует лишь логика рентабельности и которое является формой ресурсного «отжима» России как страны.
Современная Россия просто вынуждена стать на путь «государства развития», поэтому модернизация и внедрение инноваций стало чем-то вроде русской национальной идеи. Многие аналитики полагают, что этот вектор имитационный и что это делается для поддержки легитимности политического режима в целом и молодого президента в частности. Но даже в этом случае несомненным достижением является хотя бы актуализация в общественном сознании модернизационной темы и широкая экспертная дискуссия по данному вопросу.
Модернизация и инновации — это как бы форма искупления российским государством существующего политического режима. В Украине ни о какой модернизации, ни о каких инновациях и нано-технологиях никто не говорит. Украинский авторитаризм не является «просвещенным» и не предполагает никакого «искупления» со стороны власти. За эти 100 дней Украина лишилась привлекательности своей полиархической политической системы, но не обрела никаких перспектив на развитие.
Но полноценное и эффективное полицейско-бюрократическое государство в настоящее время в Украине невозможно — прежде всего, из-за дефицита финансовых и политических ресурсов, а главное — из-за дефицита управленческих кадров и неопределенности целей и стратегий развития страны.
Фото: Макс Левин
Вполне логично, что главными выгодоприобретателями новой политической реальности стал крупный олигархический и олигархоподобный бизнес. Налоговое бремя постепенно смещается в сторону среднего и малого бизнеса, что делает инновационный путь развития практически нереальным (как известно, наиболее чувствителен к инновациям и способен их продуцировать именно средний бизнес).
Особенность нынешней украинской власти в том, что для большинства ее представителей независимая Украина является случайным образованием — ошибкой истории. Поэтому у них нет и быть не может никакой проектности по отношению к стране, которую им довелось возглавить. У Ющенко такой проект был, у Кравчука был, даже у Кучмы была какая-то невнятная стратегия многовекторного балансирования по формуле «Украина — не Россия». Нынешняя тотальная беспроектность облегчила превращение страны в «Ukraine-Ltd» — государство-корпорацию, существующее не для «общей пользы», а для извлечения максимально прибыли ее участниками. Большинство интриг нынешней политической жизни связано именно с оживленной борьбой за контрольный пакет акций — между «донецкой» и «кремлевской» группами акционеров.
Перспектива раскола Украины, которым раньше лишь пугали — примерно как детскими страшилками о черном-черном городе, обретает вполне реальную перспективу, ее тормозит лишь апатия и социальная усталость населения.
Однако, наряду с геокультурным расколом, вызревает — чем дальше, тем отчетливее, новый раскол — не столько в пространстве, сколько во времени: на людей из Прошлого и людей из Будущего.
Поэтому ближайшее будущее Украины зависит прежде всего от того, насколько неэффективными окажутся люди из Прошлого, и насколько конкурентоспособными, удачливыми и способными к консолидации и солидаризации — люди из Будущего.
Так что главная невидимая борьба, которая идет в Украине, — это вовсе не между «Русским миром» и «Западом», как любят говорить некоторые московские политологи и идеологи. Главная борьба — между Прошлым и Будущим.