ГлавнаяЭкономикаБизнес

Нет среднего класса — нет и рынка деловой литературы

Уже больше года на LB.ua выходят рецензии на книги о бизнесе, управлении, экономике в специальном разделе «Деловые книги». Но в основном это зарубежная литература, чуть реже — украинские переводы иностранных авторов. Украинские авторы почему-то редко берутся за деловую литературу. Журналисты LB.ua отправились на фестиваль Книжный Арсенал, чтобы поговорить на эту тему с представителями украинских издательств.

Фото: www.facebook.com/Mystetskyi.Arsenal

Новинки деловой литературы

Новые книги о бизнесе все-таки в Украине издаются.

В этом году на Книжном Арсенале издательство Bright Books представило книгу Александра Роднянского «Виходить продюсер» на украинском языке. На русском она вышла в России в 2013 году в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», а в прошлом году была переиздана с дополнениями о фильмах «Левиафан» и «Сталинград». Но на украинском книга вышла впервые.

«Это книга о теле-, кинопродюсерстве, но и не только. Роднянский рассказывает, как эта кухня работает, какие ошибки совершал – он делится как успехами, так и неудачами», - рассказывает о книге директор издательства Дмитрий Кириченко.

Издательство «Фолио» представила на фестивале книгу Алексея Геращенко «Экономика ХХI». Это тот редкий случай, когда и автор, и издательство — украинские. Алексей Геращенко родился в Житомире в 1978 году, окончил Киевский национальный экономический университет, получил степень МВА в Международном институте бизнеса, окончил PhD-программу Киево-Могилянской академии, 15 лет работал в бизнесе, а сейчас преподает в Киево-Могилянской бизнес-школе. Кстати, Алексей - автор бесплатного курса «Финансовый менеджмент» для Prometheus (читайте интервью с основателем онлайн-курсов Prometheus Иваном Примаченко на LB.ua).

Фото: bizlit.com.ua

Также «Фолио» готовит к печати книгу Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей» на русском языке (на украинском ее издает «Клуб сімейного дозвілля»).

«Мы договорились с российским издателем, что он не будет ввозить на украинский рынок свои книги – мы у него купим права для Украины и будем здесь издавать», - пояснил владелец «Фолио» Александр Красовицкий. Также, по его словам, готовится к изданию книга известного предпринимателя Ричарда Брэнсона.

В издательстве «Клуб Сімейного Дозвілля» активно развивается направление бизнес- и интеллектуальной литературы в последние 1-1,5 года.

«Совместно с партнером Киево-Могилянской бизнес-школой под Книжный Арсенал вышло несколько проектов: «Людина в пошуках справжнього сенсу» Виктора Франкла, «Зроби це зараз» Брайана Трейси, «Вийди за межі» Вальдшмидта, «Будь дивом: 50 уроків, щоб зробити неможливе можливим» и «Бог ніколи не моргає. 50 уроків, які змінять твоє життя» финалиста Пулитцеровской премии Регины Бредт, «Можливо все» Джона Вон Эйкена, известного американского миллионера, гуру стартаперов», - перечисляет Иван Лопатченко, руководитель PR-направления издательства.

Фото: vk.com/ksd_ukrainian

В издательстве «Наш формат» вышла книга Питера Коулмана и Роберта Фергюсона «Результативний конфлікт», говорит менеджер по маркетингу издательства Анна Богородиченко. Как видно по названию, книга посвящена вопросу урегулирования конфликтов.

Как продается деловая литература

Издатели по-разному оценивают рынок деловой литературы и его перспективы.

Директор Bright Books Дмитрий Кириченко говорит, что бизнес-литература продается посредственно – на тройку по пятибалльной системе, так как это очень узкий сегмент книжного рынка.

Издатель Александр Красовицкий («Фолио») добавляет, что слишком уж большое количество бизнесменов ринулось издавать деловую литературу.

«Сейчас на этот рынок вышло много издательств. Я думаю, что они переоценивают его размеры. Рынок деловой литературы большей частью формируется на российском ассортименте, который привозится тонким слоем – понемножку каждой книжки. Почему? Потому что у нас в стране почти нет среднего класса. А то, что мы называем средним классом, это в основном люди у которых есть желание им быть, но нет денег соответствовать его роли в мире», - говорит Красовицкий.

По его словам только одну из 30 книг «Фолио» можно отнести к деловой литературе.

Олександр Красовицкий
Фото: focus.ua
Олександр Красовицкий

В издательстве «Клуб Сімейного дозвілля», наоборот, говорят о спросе на такого рода книги. «Сейчас очень много продается деловой литературы, все спрашивают. Мы постоянно довыкладываем, дозаказываем. По 200–300 экземпляров. Но, конечно, по каждой книге свои параметры продажи», - говорит пиарщик издательства Иван Лопатченко.

Представитель издательства «Наш формат» Анна Богородиченко считает, что есть неудовлетворенный спрос на бизнес-литературу на украинском языке — раньше такого продукта просто не было.

Интересно, что бизнес-литература хорошо продается на мероприятиях, даже нетематических. Например, на выставке «Рыбалка и охота», делится опытом работник издательства Companion Group Александр Михайленко.

Украинские авторы деловых книг

В «Фолио» специально ищут людей, которые уже чего-то достигли в той или иной области, чтобы издать их книгу.

«Не обязательно тех, кто уже писал книги. Нужны люди, которые являются лидерами мнений в своей области. Таких в Украине немного, но не все знают, что могут написать книгу. Мы им это рассказываем – работаем со многими», - говорит Александр Красовицкий.

В «Нашем формате» хотят издать книгу об украинском бизнесмене, который построил свой бизнес с нуля, но пока что издают только переводы иностранных деловых книг.

«Мы хотим издать книгу того автора, который создал свой бизнес с нуля, создал сам, без помощи родителей, не нажился на развале Советского Союза», - говорит Анна Богородиченко из «Нашего формата».

Книги издательства <<Наш формат>>
Фото: psbooks.com.ua
Книги издательства <<Наш формат>>

Готовятся публиковать украинцев и в Bright Books. Директор издательства Дмитрий Кириченко говорит, что уже приобрел права на книгу для менеджеров и директоров украинского автора. Книга, возможно, появится в продаже уже в сентябре. В это время во Львове проходит еще один книжный фестиваль — Форум издателей.

К Форуму издателей хотят выпустить бизнес-книгу украинского автора и в издательстве «Клуб Сімейного дозвілля». Иван Лопатченко говорит, что автором может выступить преподаватель одного из украинских учебных заведений.

Пока же на украинском рынке в основном продаются бизнес-книги иностранных авторов. Издатели это объясняется тем, что на рынке много нелегальных переизданий бизнес-книг на русском языке, что часто книги посвящены иностранным гуру бизнеса (Стиву Джобсу, Илону Маску и др.). Кроме того, проще инвестировать в издание книги, которая уже зарекомендовала себя на рынках других стран, чем рисковать с новым украинским автором. Наконец, некоторые книги выходят в свет при поддержке коммерческих спонсоров, которые хотят ассоциироваться с мировыми брендами и лучшими авторами.

Ольга Кутишенко Ольга Кутишенко , журналистка