ГоловнаЕкономікаБізнес

Запоздалая либерализация

14 апреля парламент преодолел вето президента на поправки к закону «Об электроэнергетике», касающиеся экспорта электроэнергии. Инициатором президентского вето считают нынешнее руководство Минтопэнерго, заинтересованное в сохранении существующей ситуации - фактической госмонололии в экспорте.

Запоздалая либерализация

Принятый же закон призван сделать экспорт электроэнергии более прозрачным и конкурентным, но вряд ли это принесет выгоду Украине - сейчас на европейских рынках избыток электроэнергии, и украинские поставщики теряют позиции.

Так, энерготрейдер Emfesz Kft. (Венгрия) направил в адрес госпредприятия внешнеэкономической деятельности (ГПВД) «Укринтерэнерго» письмо с предложением приостановить поставки украинской электроэнергии в адрес компании до конца 2009 года. Объективная причина - «значительно ухудшившаяся ценовая конъюнктура в первом квартале 2009 года». Ранее, с декабря 2008 года Украина, приостановила экспорт в Польшу из-за отказа польской компании Zomar S.A. приобретать постоянно дорожающую отечественную электроэнергию. Очевидно, что реформа запоздала.

Монополия со сменной головой

Законодательно установленной монополии на экспорт электроэнергии в Украине нет, есть монополия фактическая. Этим занимается только Госпредприятие внешнеэкономической деятельности «Укринтерэнерго», не имеющее собственных генерирующих мощностей.

Доступа к конечным зарубежным потребителям «Укринтерэнерго» не имеет. Оно покупает электроэнергию в оптовом рынке и продает ее на границе своим контрагентам. В последние годы состав контрагентов «Укринтерэнерго» неоднократно менялся, и это удивительным образом совпадало со сменами правительства. Например, до середины 2000-х единственным поставщиком электроэнергии в Венгрию была венгерская компания System Consulting ZRt, контролируемая весьма влиятельным тамошним политиком Ласло Капойи.

В 2005 году Минтопэнерго, возглавляемое Иваном Плачковым и его первым замом Юрием Проданом, заявило о намерении демонополизировать это направление экспорта и добиться более высокой цены. Так в Украине впервые узнали о венгерской компании Energy Capital, выбор которой руководство Минтопэнерго объясняло самыми выгодными предложениями. Вскоре выяснилось, что это дочерняя структура поставщика украинского электричества в Словакию Korlea Invest, a.s., контролируемого украинцем Василием Бечваржем.

В начале 2007-го, когда министром топлива и энергетики в правительстве Виктора Януковича был Юрий Бойко, в число контрагентов «Укринтерэнерго» вошла компания Emfesz Kft, венгерский дилер RosUkrEnergo, получившая возможность закупать 100 МВт экспортной мощности Бурштынского острова. Доля System Consulting увеличилась с 250 до 350 МВт, а вот доля Energy Capital, несмотря на долгосрочный контракт, была урезана с 205 до 5 МВт. Это в «Укринтерэнерго» объясняли тем, что Emfesz предложил более высокую цену.

Сейчас министром топлива и энергетики является Юрий Продан, а его первым замом - Олег Бугаев, возглавлявший в 2005-м «Укринтерэнерго». Нетрудно догадаться, что состав контрагентов «Укринтерэнерго» и распределение экспортной мощности Бурштынского острова снова изменились. Вне сомнения, главным событием прошлого года в сфере экспорта электроэнергии стало получение «Укринтерэнерго» контроля над 52% Ukrenergy Holding AG, в котором Korlea Invest Holding AG также принадлежит 48% акций. Ukrenergy Holding AG, в свою очередь, принадлежит 95% акций компании Ukrenergy Trade.

Декларируемая цель - выход «Укринтерэнерго», пусть и совместный с Korlea Invest, на конечных потребителей в Европе, что должно увеличить доходность от экспорта. По некоторым данным, с 1 января этого года по контракту с «Укринтерэнерго» Ukrenergy Trade ZRt. может поставлять 250 МВт украинского электричества. А вот доля System Consulting в течение прошлого года уменьшалась, и сейчас компания украинскую электроэнергию вообще не покупает.

Также в числе сегодняшних контрагентов «Укринтерэнерго» - Energy Capital ZRt, Korlea Invest, a.s. и - вот уж неожиданность - Emfesz Kft., которая в прошлом году закупками украинского электричества не занималась. Но львиная доля законтрактированной мощности приходится на структуры, так или иначе связанные с Korlea Invest. Логичен вопрос - почему избрана именно эта структура, если никакого публичного конкурса с четкими условиями не было?

Да и вообще - почему экспортом де-факто занимается только «Укринтерэнерго», а не, к примеру, непосредственные производители электроэнергии?

 Сюрпризы будущего

Что же могут изменить «ветопреодоленные» парламентом поправки к закону? Они принципиально меняют подходы к экспорту электроэнергии. Право быть экспортером можно получить только на аукционе, при этом продается доступ к пропускной способности межгосударственных электрических сетей.

Согласно закону, проводить такой аукцион должен тот, кто занимается передачей электроэнергии по межгосударственным сетям - сейчас это госкомпания «Укрэнерго». Участвовать в аукционе могут только представители украинского оптового энергорынка, имеющие лицензию Национальной комиссии регулирования электроэнергетики на поставку электроэнергии.

То есть иностранные компании напрямую купить доступ к сечению не смогут, для участия они обязательно должны создать на территории Украины юридическое лицо.

В то же время профильные специалисты говорят, что сейчас пропускная способность электрических сетей в несколько раз превышает экспортный потенциал Бурштынского острова, поэтому независимо от результатов аукциона объемы экспорта не вырастут.

Чтобы объемы экспорта в Европу увеличились, параллельно с европейской энергосистемой должен работать не только Бурштынский остров, а вся энергосистема Украины. А до этого еще очень далеко.

Очень существенным ограничением является цена - закон гласит, что электроэнергию для экспорта поставщик должен купить на оптовом рынке по оптовой рыночной цене. Это априори делает невозможным экспорт украинской электроэнергии в сопредельные постсоветские страны - Молдову, Беларусь, Россию, где цены ниже внутренних украинских.

Оптовые цены на электричество в Европе также сейчас ниже украинских. Закупки электроэнергии у «Укринтерэнерго» для экспорта продолжаются только благодаря долгосрочным контрактам с зафиксированной формулой цены.

Иными словами, при несомненном достоинстве закона - прозрачном выборе возможных экспортеров - экономического смысла он сегодня не имеет. Более того, профильные специалисты считают, что принятие закона вообще может привести к потере экспорта.

Стоит сказать, что внутренний украинский рынок электроэнергии еще не либерализован, начало либерализации, которая должна была завершиться еще в прошлом году, все откладывается и откладывается, в том числе из-за отсутствия законодательной базы. Очевидно, парламент решил начать этот процесс с экспорта. То есть, к сожалению, закон либо запоздал, либо опередил свое время

 

СПРАВКА

 В 2008 году украинское электричество поставлялось в Молдову, Польшу, Венгрию, Румынию и Словакию. А в 2007-м - еще и в Россию и Беларусь. В общей сложности в прошлом году экспорт из Украины составил 7,868 млрд. кВт-ч (в 2007-м он был на 1,3 млрд. кВт-ч больше) при годовом производстве 191,7 млрд. кВт-ч. В конце прошлого года из-за недоговоренности о ценах прекратился экспорт электроэнергии в Польшу, в начале этого года - в Молдову.

Поставки электроэнергии в Венгрию, Румынию и Словакию производятся с так называемого Бурштынского острова - юго-западной части Объединенной энергосистемы Украины, работающей параллельно с европейским энергообъединением UCTE. Экспортная мощность острова имеет технические ограничения - 500-550 МВт, но увеличить ее сейчас невозможно.

LB.ua в соцмережах: