ГлавнаяКультура

Дама Левого берега. Первая женщина-режиссер, получившая почетный "Оскар"

Неделю назад все порталы облетела новость: «89-летняя Аньес Варда станцевала с Анджелиной Джоли на вручении почетного «Оскара». Затем в инстаграме французской режиссерки можно было увидеть ее, лежащую в постели с благодарственной речью под подушкой, и саму статуэтку в розовом чемодане. «Это нелепо, – признавалась Варда в октябре изданию Spokesman, когда стало известно, что ее наградят «Оскаром». – Я хорошо известна, но все еще бедна, с небольшой аудиторией и маленькими кассовыми сборами. Это словно утешение. Моя дочь говорит, что я должна его получить. Этот «Оскар». И это состоится даже не в феврале. А в ноябре. Я думаю, что это «Оскар» для бедных. Мне это льстит, но не очень сильно».

LB.ua рассказывает о первой женщине-режиссере, получившей почетный «Оскар» за его 90-летнюю историю.

Фото: EPA/UPG

Арлет (имя, данное при рождении) Варда родилась 30 мая 1928 года в Брюсселе в семье француженки и греческого беженца. Варда училась в Сорбонне, где изучала психологию и литературу, а историю искусств – в Школе Лувра. Вначале она планировала быть музейным куратором, но страсть к фотографии изменила ее жизнь. Окончив специальные курсы, она стремительно сделала себе репутацию прекрасного фотографа, заняв должность официального фотографа Театрального фестиваля в Авиньоне и Национального народного театра. Чуть позже она стала фотожурналистом, а потом – и режиссером.

В 1954 году так сложилось, что смертельно больной приятель попросил посетить ее его родные места – французскую деревушку Пуэнт-Курт. Варда поехала туда, как фотограф, но настолько увлеклась, что решила снять фильм о паре влюбленных, пытающихся наладить отношения в этом рыбацком поселке. Этот художественный фильм так и назывался – «Пуэнт-Курт» и стал предтечей французской новой волны. Варда сняла в картине только двух профессиональных актеров, остальные роли сыграли реальные жители деревни, что привнесло в фильм дух неореализма. После дебюта прием сочетания документального и художественного стал для нее привычным.

Самый известный фильм Аньес Варды – второй по счету – вышел в 1961 году. «Клео от 5 до 7» рассказывает о двух часах из жизни молодой парижской певицы, которая ждет из поликлиники результатов анализов на предмет того, есть ли у нее раковое заболевание. Варда использовала в этой картине революционный прием – главная героиня по имени Клео как бы в реальном времени проживает эти два часа, гуляя по городу, встречаясь с подругой, а также знакомясь с молодым солдатом, который и провожает ее до больницы. Кроме того, картина получилась отчетливо феминистской с экзистенциальным оттенком, задавая зрителям вопросы о смерти, одиночестве, отчаянии.

Фото: mubi.com

После «Клео» Варда продолжила изыскания на тему женского отчаяния, и сняла фильм «Счастье» (1966). Главный герой, плотник по имени Франсуа, страстно любит свою жену и двух маленьких детей. Но однажды он встречает работницу почты Эмили, с которой начинает роман. Отношения с Эмили наполняют Франсуа ощущением нового счастья, чем он делится со своей женой Терезой. Не выдержав такого удара, Тереза кончает жизнь самоубийством. Франсуа не долго печалится и возвращается к Эмили, знакомит ее с детьми, и теперь любовница занимает место жены.

Фильм получил гран-при на 15-м Берлинском кинофестивале, показав, каким перверсивным может быть человеческое счастье. Картина, на первый взгляд, довольно проста и сентиментальна, героев как будто и не в чем упрекнуть, их жизнь наполнена любовью и светом. Но фильм оставляет тяжелый осадок, молчаливо намекая о моральности мужских поступков, совершенных в порыве незатейливой непосредственности. Но среди критики существует и другое мнение: Франсуа, так легко пережив смерть жены, избавил себя и детей от страданий. В любом случае, первый цветной фильм Варды задает больше вопросов, чем дает ответов, и до сих пор смотрится свежо и актуально.

В 70-е и начале 80-х Варда снимает более социальные ленты, одна из которых – «Без крыши, вне закона» (1984) – принесла ей Венецианского «Золотого льва». Фильм рассказывает о бродяжке Моне, которую играет Сандрин Боннер (актриса удостоилась за эту роль премии «Сезар»). У фильма по-настоящему тяжелый сюжет, который повествует о последних днях жизни Моны, которая променяла благополучную жизнь секретарши на свободу хиппи. Но алкоголь, отсутствие дома и постоянной работы, а также дурные связи постепенно разрушают жизнь Моны, и ее, как Лору Палмер, находят мертвую и замерзшую в винограднике. Фильм Варды говорит о желании человека быть свободным от условностей общества, но также и предупреждает о трагичности такого выбора.

Сандрин Боннер и Аньес Варда на съемках «Без крыши, вне закона»
Фото: www.arte.tv
Сандрин Боннер и Аньес Варда на съемках «Без крыши, вне закона»

Аньес Варда также исследует женскую чувственность в фильме «Мастер кунг-фу» (1988), который рассказывает о любви взрослой женщины к 14-летнему мальчику. Джейн Биркин играет в картине мать-одиночку (при этом ее настоящие дочери Шарлотта Генсбур и Лу Дуайон играют ее дочерей), англичанку Мари-Джейн, живущую в Париже. Она знакомится с приятелем своей дочери, Жульеном (которого играет сын Аньес Варды Матье), подростком, который выпил лишнего на дне рождении. Вначале в сердце Мари-Джейн рождается жалость и интерес, а позже и настоящая любовь к Жульену, как к взрослому мужчине. Мальчик тоже в нее влюбляется, и они даже проводят вместе время на уединенном острове, но затем родители и школа разлучают их. «Мастер кунг-фу» - один из самых странных фильмов о любви, которые были когда-либо сняты, «Лолита» наоборот, вывернутая гендером наизнанку.

Своеобразным финалом семейной жизни Аньес Варды стал фильм «Жако из Нанта», посвященный ее мужу Жаку Деми, умершему в 1991 году. В картине она рассказывает о детстве и взрослой жизни Жака, режиссерских аспектах его работы, включая документальную хронику из жизни Нанта, а также фильмов Деми. Кроме того, Варда продолжает свои размышления о смерти, отдавая дань памяти своему мужу. Позже вышел ее документальный фильм – «Вселенная Жака Деми».

Аньес Варда и Жак Деми
Фото: www.cine-tamaris.com
Аньес Варда и Жак Деми

В 2000-е Варда много снимает документальных картин. Одна из важных – «Собиратели и собирательница». Режиссерка как-то рассказала в интервью, что к созданию этой ленты ее натолкнули мысли об обществе потребления и «неправильной картошке» (картошку неправильной формы во Франции отсортировывают и выбрасывают).

Варда однажды увидела картошку в форме сердца и поняла, что судьба этого корнеплода – оказаться среди мусора. Так у нее созрели мысли о нетерпимости, которое господствует в обществе.

Аньес Варда говорит, что она никогда не пыталась критиковать буржуазный образ жизни, но критиковала всю цивилизацию с ее отбраковкой ненужного материала. Всю жизнь она очень внимательно относилась к актерам, считая, что залог успеха фильма – именно в их работе, и что зритель в итоге должен аплодировать не режиссеру, а актерам, прожившим на экране жизнь. Что же касается кинематографического стиля Варды, то он очень близок экспериментальному подходу и таким режиссерам, как Ален Рене, Ален Роб-Грийе и Маргерит Дюрас. К примеру, ее фильм «Создания» (1966) – ярко выраженная смесь эксперимента и «новой волны». В картине муж с женой попадают в аварию, после чего жена (Катрин Денев) становится немой. Муж (Мишель Пикколи) пишет роман «Создания» и знакомится со странным соседом, для которого все окружающие – лишь подопытный материал. Фильм по своему настроению и структуре похож на «В прошлом году в Мариенбаде» Рене.

И хотя Варду обычно относят к «новой волне», точнее будет сказать, что она принадлежит к когорте режиссеров Левого берега. В это движение входили вышеперечисленные режиссеры, большое внимание в своем творчестве уделявшие связи с литературой и пластическими искусствами, а также интересу к левой политике. Последний на сегодняшний день фильм Варды – «Лица, деревни», представленный в этом году на Каннском кинофестивале. В нем она рассказывает о молодом художнике JR, который стал не только объектом исследования, но и своеобразным соавтором фильма.

Аньес Варда с почетной "Золотой пальмовой ветвью" Каннского кинофестиваля
Фото: EPA/UPG
Аньес Варда с почетной "Золотой пальмовой ветвью" Каннского кинофестиваля

Очень важно, что Аньес Варда, стремясь быть экспериментатором в кино, никогда не забывала о женской тематике. Когда она начинала, она была одной из трех женщин-режиссеров во Франции. Сейчас там четверть всех режиссеров – женщины, и Варда по-прежнему горда быть одной из них. Из режиссеров «новой волны» остались живы только Жан-Люк Годар (получивший почетный «Оскар» в 2010 году) и Аньес Варда. И если о первом снимают байопики при жизни, то Варда пока такой чести не удостоилась. Зато в 2008 году она сама сняла автобиографический документальный фильм «Побережья Аньес», после которого благодарные зрители говорили ей, что тоже хотят побыстрее состариться. Но разве Аньес состарилась? Нет, она просто обрела опыт.

Читайте новости LB.ua в социальной сети Facebook